Алёна Заболотнева
Системно-деятельностный подход к обучению дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Системно-деятельностный подход к обучению дошкольников
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому -и я научусь»-
китайская мудрость.
Системно- деятельностный подход- это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней самостоятельной познавательной деятельности ребенка.
Деятельность- система действий человека, направленная на достижение определенной цели.
Публикация «Системно-деятельностный подход к обучению дошкольников,» размещена в разделах
Деятельностный подход-это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности.
Системно-деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться, освоить).Роль педагога в этом велика, т. к. именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса.
Рассмотрим системно-деятельностный подход как основную форму организации НОД:
1. создание проблемной ситуации
2. целевая установка
3. мотивирование к деятельности
4. решение проблемной ситуации
5. выполнение действий
6. анализ результатов деятельности
7. подведение итогов
Создание проблемной ситуации:
1. Что-то внести или убрать, чтобы большинство детей заинтересовалось
2. Сюрпризный момент или эффект неожиданности (стук в дверь, шум и т. д.)
3. Создать интригу(«подождите, скоро покажу что-то интересное»)
Целевая установка:
1. Организовать специальную ситуацию (заменить мыло на камушки, цветные мелки на палочки и т. д.)
Мотивирование к деятельности:
Во время прогулки осенью: «Ребята, красивые листочки, которые найдете на участке, принесите мне, они очень нужны для сюрприза.» Дети заинтересованы: «Какого сюрприза?»
Проектирование решений:
В процессе деятельности надо всегда спрашивать детей: «Зачем, почему ты это делаешь», чтобы ребенок осмысливал каждый шаг.
Анализ результатов деятельности:
Не спрашивать у детей понравилось или нет. Спросить надо: «Зачем вы все это делали?
Подведение итогов:
Хвалить ребенка надо не только за результат, но и за деятельность в процессе.
Системно-деятельностный подход, как основа ФГОС, имеет понятные положения. Их реализация возможна лишь в том случае, если родители воспитанников будут в этом заинтересованы. Без тесного взаимодействия ничего не получится. Воспитатель дожжен сформировать у родителей правильное представление о единстве задач и целей ДОУ и семьи. Ему нужно поспособствовать росту их психолого-педагогической компетентности. Для этого в ДОУ организуются консультации, беседы, собрания, тренинги. Родители, принимая в них участие, демонстрируют неравнодушие к своему ребенку и заинтересованность в его разностороннем развитии.
Золотые правила деятельностного подхода :
1. Подари ребенку радость творчества
2. Веди ребенка от собственного опыта к общественному
3. Будь не над», а «рядом»
4. Радуйся вопросу, но отвечать не спеши
5. Учи анализировать каждый этап рабы
6. Критикуя, стимулируй активность ребенка