Ирина Коноплева
Дидактические игры «Распутай слова» на развитие грамматического строя речи для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактических игры на развитие грамматического строя речи
(возрастная группа 6 – 7 лет)
«Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры : Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры :
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Темочки
«Мой, моя, моё, мои»
Цель: закрепить согласования притяжательных местоимений с существительными.
Ход игры. Взрослый просит назвать предметы, про которые можно сказать: «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.). «Это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д.). «Это мое» (мое платье, мое дерево, мое пальто, мое кашне и т. д.).
«Правильно или нет?»
Цель: учить находить грамматические ошибки.
Ход игры : «Как вы думаете, можно ли так сказать?»
1. Мама ставит вазу с цветами в стол.
2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.
3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
4. В полу лежит красивый ковер.
«Почему предложения неточные? – воспитатель дополнительно спрашивает у детей.
«Один и много»
Цель: учить изменять слова по числам.
Ход игры : «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а вы назовете слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а вы должны сказать «карандаши».
Слова для игры :
Книга ручка лампа стол окно
город стул ухо брат флаг
ребенок человек стекло трактор озеро
имя весна друг семя арбуз
«А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один».
Слова для игры :
когти облака волны листья
цветы пилы молодцы стебли
«Лиса и петух».
Цель: Развивать речевое дыхание.
Ход игры : «Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит петушок? (дети демонстрируют, а теперь лиса зашла за высокие горы, как сейчас звучит голос петушка?». Лиса идет через горы и поет песенку: «СА-СА-СА-СА» : дети поют, меняя высоту голоса: поднимаясь в гору, повышают тон голоса, спускаясь – понижают тон.
«Угадай, какая сказка?»
(по первому слогу)
Цель: развитие слухового внимания.
Ход игры : «Расколдуй сказку» : «Жарозко»- «Морозко», «Оле-Огурцое»- «Оле-Лукое», «Красная Тапочка»-«Красная Шапочка», «Серебряный замочек» - «Золотой ключик», «Кепка»- «Репка», «Коробок»-«Колобок».
«Кого встретил в лесу колобок».
Цель: тренировать употребление родительного падежа существительных, формировать простую фразу.
Ход игры : колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).
«Хорошо – плохо».
Цель: умение высказывать свое мнение, хорошее или плохое о предмете, образе, явлении, поступке. Учатся логически строить свои высказывания, правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Ход игры : Мишка раздавил теремок – это плохо, потому что… Золушка была трудолюбивая – это хорошо, потому что…
«Жадный медвежонок»
Цель: закреплять умение согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.
Ход игры:
Жил в лесу жадный медвежонок. Самыми любимыми его словами были слова “Мой!”, “Моя!”, “Мое!”
Шел он однажды по лесу, навстречу ему ежик бежит, на спине гриб несет. “Мой!” – заревел медвежонок и отнял у ежа гриб. Тот заплакал и свернулся клубочком. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. “Бедная моя лапа!” -зарычал он.
Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку земляники несет. “Моя!” – закричал медвежонок и отобрал у белочки корзину.
Дальше идет медвежонок, а из кустов выпрыгнул зайчишка. В лапках яблоко держит. “Мое!” – свирепо проговорил медвежонок и выхватил у зайчишки яблоко. Тот, струсив, снова в кусты шмыгнул.
С тех пор никто не дружил с медвежонком, все обходили его стороной, а он все ходил по лесу и кричал: “Мой! Моя! Мое!”
После рассказа и показа этой сказки воспитатель спрашивает у детей: “Как вы думаете, о чем медвежонок мог кричать “Мой!”, “Моя!”, “Мое!”?
Дети подбирают предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений, называют их.
«Почемучкины вопросы»
Цель: закреплять умение составлять сложноподчиненные предложения.
Ход игры : Детям предлагается ответить на вопросы:
Почему птицы улетают на юг? Почему медведь зимой спит?
Почему дома нельзя играть с мячом? Почему ночью темно?
Почему наступает зима? Почему заяц зимой белый?
Почему из трубы идет дым? Почему в доме делают окна?
Почему летом жарко? Почему зимой нельзя купаться в реке?
Почему листья на деревьях появляются весной
Почему девочка гуляет под зонтом?
«Незнайка пришел в магазин»
Цель: закрепить умение согласовывать прилагательное и существительное, развитие диалогической речи.
Ход игры:
Незнайка: Я забыл, как называется то, что я хотел купить.
Продавец: Ты хотел купить овощ или фрукт?
Незнайка: Я хотел купить фрукт.
Продавец: Какой он по цвету? Незнайка: Он желтый. Продавец: А какой он по форме?
Незнайка: Этот фрукт овальный.
Продавец: А какой он по вкусу?
Незнайка: Этот фрукт кислый.
Продавец: Наверное, ты хотел купить лимон.
Незнайка: Правильно, я хотел купить лимон. Это фрукт, он желтый, овальный и кислый.
«Бросай-ка»
Цель: продолжать закрепление правильного употребления различных предлогов.
Ход игры : Воспитатель предлагает детям бросить кубик, на гранях которого изображены схемы предлогов, и придумать предложение (или выбрать подходящую картинку) с «маленьким словом», схема которого оказалась на верхней грани игрового кубика.
«Огород»
Цель: закреплять формы винительного падежа.
Ход игры : Воспитатель предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает каждого ребенка, что он делает: «Лена, что ты сажаешь?» (Я сажаю огурцы.) «Ира, что ты посадила?» (Я посадила редис.) «Вова, что ты посадишь?» (Я посажу капусту) и т. д.
«Назвать животных парами»
Цель: закреплять умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры:
Детям предлагается загадка:
Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям может лазать,
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
Кто это? (Белка)
А как называют детеныша белки? (Бельчонок)
На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка — бельчонок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок).
Воспитатель показывает картинку дети называют пару слов : взрослого животного и детеныша.
У каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака — щенок, свинья — поросенок).
«Перевертыши»
Цель: закреплять умение дифференцировать предлоги, обозначающие направление движения: в — из, на — с, к — от.
Ход игры:
Воспитатель называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.
Мальчик положил мяч в ящик..
Девочка налила воду в графин..
Мама положила яблоки на стол..
Брат поставил лампу на тумбочку..
Машина подъехала к дому..
Дедушка подошел к забору..