Татьяна Руднева
Опыт работы «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью наглядного моделирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация по теме "развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью наглядного моделирования"
1 слайд читать.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас в нашем детском саду. Разрешите представить опыт работы творческой группы по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью наглядного моделирования».
Публикация «Опыт работы „Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью наглядного моделирования“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2 слайд читать
Наша творческая группа под названием «Мастерская речи» уже не первый год работает по направлению : «Развитие связной речи детей дошкольного возраста». Но в начале этого учебного года мы решили объединиться и основательно проработать метод наглядного моделирования для развития связной речи и параллельно апрабировать на работе с детьми.
Метод наглядного моделирования мы использовали как в работе с детьми в совместной организованной деятельности (это пересказ художественной литературы, заучивание стихов и обучение составлению рассказов, так и в самостоятельной деятельности детей в вечерние и утренние часы.
3 слайд читать
Использование метода наглядного моделирования, особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использования метода на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами.
4 Слайд читать
Метод наглядного моделирования помогает в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
- пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- описательный рассказ;
- творческий рассказ.
С чего началась наша работа
5 слайд читать
В младшем дошкольном возрасте много времени отводиться чтению сказок. Поэтому мы решили, что принцип замещения начнем использовать именно со сказок. При проведении таких занятий особенно важно было, чтобы ребёнок понимал принцип замещения. Поэтому, до начала занятия мы обсуждали, почему именно этим предметом нужно замещать какого-либо героя сказки.
6 Слайд читать
Представляю Вашему вниманию фрагмент занятия по развитию связной речи с использованием наглядного моделирования для детей 2 младшей группы по Сказке «Репка»
7 слайд читать
Важную роль в развитии связной речи детей на начальном этапе знакомства с моделями – заместителями, сыграли дидактические игры такие как «Угадай?», «Что это?», «На что похоже?». Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия; побуждают к активному участию детей высказывать своё мнение; формируют умение связно и последовательно описывать предмет.
8-9 слайд читать
Также в своей работе использовали три вида моделей - это мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы Её назначение – с помощью условных знаков закодировать в виде схемы содержание текста, чтобы в дальнейшем ребёнок мог с опорой на такой вид наглядности вспомнить и воспроизвести сказку, рассказ, стихотворение.
10 слайд читать
В старшем дошкольном возрасте используем мнемодорожки и мнемотаблицы для составления описательных рассказов. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.
Опорные схемы выступают в роли плана – подсказки. Ребёнок может строить по ним свой рассказ.
11 слайд читать
Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений. На воспроизведение в своей речи необходимых выражений.
12 слайд читать
Заучивание стихов можно упростить, если использовать мнемотаблицы. Это помогает детям запомнить логическую последовательность элементов рассказывания. Использование опорных схем для обучения заучивания увлекает детей. Превращает занятия в игру.
13 -14 слайд читать
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины.
15 слайд читать
Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т. п.) Воспитатель задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения, затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.
16 слайд читать
Из выше сказанного и собственного опыта нашей работы можно сделать вывод о том, что наглядное моделирование, является действенным методом в обучении детей связной речи. И чем раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи, используя данный метод, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению