Радда Баянкина
Проект «Применение игрового конструктора «Тико» в образовательном процессе детей младшей и средней группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №15 "Колокольчик" общеразвивающего вида
городского округа Щёлково Московской области.
Из опыта работы:
«Применение игрового конструктора «Тико» в образовательном процессе детей младшей и средней группы».
Воспитатель: Баянкина Р. В.
Актуальность
Публикация «Проект „Применение игрового конструктора „Тико“ в образовательном процессе детей младшей и средней группы“» размещена в разделах
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Тико-конструктор
- Темочки
В настоящее время в условиях модернизации дошкольного образования образовательный процесс немыслим без использования новых современных педагогических технологий. Поэтому сегодня в дошкольной образовательной организации перед педагогами стоит задача – не просто дать детям хороший багаж знаний и умений, но и проектировать образовательный процесс таким образом, чтобы он был увлекательным и обязательно имел развивающую направленность. Это, свою очередь, будет способствовать наиболее легкому и быстрому усвоению детьми материала образовательной программы.
Педагог находится в постоянном поиске, придумывании оригинальных способов решения педагогических задач, новых подходов к подаче материала, а также выстраивает образовательную деятельность так, чтобы каждый дошкольник активно и увлеченно занимался
Одним из современных средств, используемых в образовательном процессе дошкольного образования, является инновационная игровая технология ТИКО-конструирование, которая основана на деятельности с геометрическим конструктором.
Что такое же такое -ТИКО?
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур : от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д. Использование конструктора ТИКО может быть в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности. В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера и становится посильным выговорить не каждому взрослому знакомые слова «икосаэдр», «додекаэдр» и др. Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и конструкторы ТИКО дают им возможность для экспериментирования и самовыражения
Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. Основная задача родителей, воспитателей - показать детям окружающий мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его полноправного участника и преобразователя.
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
ТИКО - это мир фантазий!
Мир идей, разнообразий.
Изучая схемы в нём,
Может получиться дом.
Или мы построим замок,
Где живёт большой дракон.
Он принцессу сторожит
И огнём на всех рычит.
ТИКО, руки развивает
И мечтать нам не мешает.
И скажу про ТИКО я
Это лучшая игра!
Задачи конструкторов «ТИКО» :
Образовательные :
- систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
- способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);
- формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Развивающие:
- улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
- развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
- прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
Воспитательные:
- воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
- тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).
- стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.
Наше знакомство с этим конструктором началось с младшей группы.
Для детей младшей группы я советую, сначала рассмотреть конструктор, потом научиться классифицировать конструктор : по цветам, и форме. После того как конструктор изучен можно приступать к обучению детей конструировать.
Существует 12 наборов конструктора ТИКО :
1. Фантазёр
2. Геометрия
3. Школьник
4. Архимед
5. Класс
6. Шары
7. Платоновы тела
8. Малыш
9. Арифметика
10. Грамматика
11. Эрудит
12. Английский язык
Сегодня яхочу познакомить вас только с двумя наборами:
Малыш
Фантазер
Обратите внимание, детали ТИКО имеют две стороны, ода шершавая, другая гладкая. ТИКО – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов
по отношению друг к другу. Расположение соединительных элементов ТИКО – деталей – шарик под
дугой; дугу накладываем на шарик, слегка надавливаем и «шарнирный замочек» застёгивается.
А сейчас я хочу поделиться своим опытом работы с этим конструктором. Хочу вам предложить задание для детей 2 младшей группы «Рассортировать по цвету», «Назвать и рассортировать по форме», «Рассортировать по размеру». Предлагаю вам построить из элементарных предметов, например, дорожку узкую и широкую.
Также детям младшей группы можно предложить такие задания: конструирование длинной и короткой дорожки; выкладывание широкой и узкой дорожки. В средней группе задания усложняются предлагаются построение высокого и низкого гаража – для маленькой машинки и для большой машинки; нахождение самого высокого и самого низкого домика: раскрасить низкий – синим цветом, высокий – зеленым и т. д. Но, перед этим, дети самостоятельно конструирует домики у себя на столе.
Также можно активно развиваем речь с помощью ТИКО-конструктора. Взаимодействуя с конструктором ТИКО, дети тренируют пальцы, развивая мелкую моторику. Это оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следственно и на развитие речи.
Например, для развития монологической и диалогической речи на материале русских народных сказок используется игра «Расскажи сказку». Перед дошкольником разложены ТИКО-детали с изображением героев сказки «Колобок». Педагог просит ребенка начать рассказ сказки, каждый сюжетный момент выкладываемой ТИКО-деталью с картинкой по предложенной схеме.
Игра на формирование и развитие автоматизированных рядов «Старик-годовик» предполагает два варианта:
I вариант игры: на столе перед дошкольником располагаются ТИКО-детали с предметными картинками, обозначающими признаки всех времен года. Педагог просит ребенка собрать по схеме Старика-годовика, который надел осеннюю (зимнюю, весеннюю, летнюю) одежду, и рассказать сказку о данном времени года.
II вариант игры: перед группой дошкольников располагаются ТИКО-детали с предметными картинками, означающими признаки всех времен года. Перед каждым ребенком стоит задача – собрать собственного Старика-годовика по схеме. После чего воспитатель предлагает детям разложить получившихся Стариков-годовиков по порядку смены времен в году, начиная с осени, зимы и т. д. Далее дети называют соседей Стариков-годовиков по инструкции (перед, после, между, за, слева от, справа от).
Таким образом, применение конструктора ТИКО в образовательном процессе дошкольного учреждения развивает у дошкольников самостоятельность мышления, формируют обобщенные представления о создаваемых объектах, пространственную ориентировку, которая неразрывно связана с мышлением и речью, позволяет непринужденно получать элементарные знания об окружающей действительности и приобретать социальный опыт.