Шевченко Ирина Александровна
Проект «Очевидное-невероятное» по опытно-экспериментальной деятельности детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация проекта «Очевидное-невероятное» по опытно-экспериментальной деятельности детей старшей группы
Цель: формирование познавательного интереса у дошкольников в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире, через опытную деятельность.
Публикация «Проект „Очевидное-невероятное“ по опытно-экспериментальной деятельности детей старшей группы» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2022
2. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребё нка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
3. Развивать у детей познавательную активность, умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
Пр. Пробиркина: - Здравствуйте, уважаемые гости! Привет, ребятишки! Девчонки и мальчишки. А вы нас в гости ждали? А о чуде вы мечтали?
Вот сейчас вам без прекрас, мы покажем высший класс!
Вас приветствует профессор Пробиркина ….
Пр. Мензуркина: - И профессор Мензуркина. Мы приглашаем вас на наш весёлый экспериментариум! В путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. Добро пожаловать в нашу исследовательскую лабораторию.
Пр. Пробиркина: - Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
Собрались мы с вами вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что же, гости, начинаем!
Пр. Мензуркина: - Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности.
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
- вставать с места;
- трогать оборудование, приборы и реагенты;
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр. ;
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают).
Итак, приступаем к нашим опытам.
Первый опыт «Где прячется воздух».
Ваня Д.
Он – прозрачный невидимка, легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Диана Д.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Пр. Пробиркина: Сегодня мы покажем вам опыты. Их секрет мы будем разгадывать вместе. Главным героем опытов сейчас будет воздух.
Опыт называется «Волшебная бутылочка».
На столе воздушные шарики и охлажденная стеклянная бутылка.
Потрогайте, какая она холодная (надеваем шарик на горлышко бутылки). А теперь тихо произнесите волшебные слова
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем шарик надувать!
-А теперь давайте поставим бутылочку в воду и понаблюдаем за волшебством. Что мы видим? Наш шарик наполняется воздухом и надувается! Но в чем, же секрет нашего опыта? Может вы уже догадались? (ответы).
Когда воздух холодный, он сжимается, а когда воздух нагревается, он перемещается в шарик. Чем теплее становился воздух, тем больше надувался наш шарик.
Можно сделать вывод, что воздух в бутылке расширяется, и перемещается из бутылки в шарик.
Пр. Мензуркина: - Опыт называется «Сухим из воды».
На столе прозрачный стакан, салфетка, кусочек двустороннего скотча.
Сейчас произойдет настоящее чудо! Мы прикрепляем сухую салфетку на дно стакана. И так наш стакан и салфетка отправляются в подводное путешествие (стакан с салфеткой опускается в емкость с водой так, чтобы он был полностью погружен в воду, затем стакан вынимается)
Как вы думаете, может ли наша салфетка выйти из воды совершенно сухой?
Наша салфетка вышла из воды совершенно сухой. -Итак, мы доказали, что в стакане находится воздух, который не дал воде намочить нашу салфетку.
Пр. Пробиркина: - Опыт называется «Цветные пузырьки»
А вот вам и загадка про воздух.
Мы их, лёгких и красивых,
В очень ярких переливах,
Через трубку надуваем
И на волю отпускаем. (Ответы детей)
В тепленькой водичке разведу я мыла.
Капельку шампуня, чтобы лучше было.
Палочкой помешаю…
- Ой, смотри! Появилось чудо! Чудо - пузырьки! Вспомните, как образуются мыльные пузыри. Когда ты добавляешь в воду мыло, образуется "плёночка". В нее можно вдуть воздух, и при этом она растянется в пузырь. Это похоже на то, как если бы вы набрали воздух в воздушный шарик.
Предлагаю и вам взять мыльные пузыри и подуть, тогда узнаем что же произойдёт.
Пр. Минзуркина: - Второй опыт называется «Свойства магнитов».
Загадка: Этот камень не простой,
Он с изюминкой одной.
Может двигать он предметы
И притягивать железо.
Угадайте, не спешите
Этот камень назовите (магнит)
Опыт. «Магнит умеет рисовать»
Мы хотим вам доказать – магнит умеет рисовать!
Нам потребуются: магнит, скрепки, лист бумаги. Насыпаем скрепки на лист бумаги, положим лист на магнит.
И, что же мы видим? Скрепки повторяют форму магнита. Магнит действительно умеет рисовать!
Вывод: Магнит действует сквозь бумагу.
Пр. Пробиркина: - Опыт может ли магнитная сила проходить через предметы?
В банку с водой бросаем скрепку. Как вы думаете, сможем ли мы, достать скрепку не намочив руки? Давайте проверим. Прислоняем магнит к стенке банки на уровне скрепки и медленно двигаем магнит по стенке вверх.
Скрепка перемещается вместе с магнитом и поднимается вверх. Это происходит потому, что магнитная сила действует и сквозь стекло и сквозь воду.
Вывод: Магнитная сила может проходить через предметы и вещества. Поэтому мы легко достаем скрепку, не намочив руки.
Пр. Мензуркина: Физ. минутка. Теперь предлагаю нам вернуться к опытам. В третьем опыте мы узнаем «Свойства воды»
Алиса.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Лера.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Пр. Пробиркина: - Опыт. «Разноцветная вода».
На подносе в ряд стоят 4 пластиковые прозрачные баночки, наполненные водой. А сейчас мы произнесем волшебные слова «Была водичка простой, стань водичка цветной» начинаем взбалтывать воду в баночках. Вода окрашивается в яркие цвета (оранжевый, синий и т. д.) (на внутреннюю сторону крышки нанесена гуашь)
Как вы думаете, в чем секрет этого опыта? Почему вода окрасилась в разные цвета?
Вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.
Возьмем картинку и поставим ее за банкой с водой. Нам видно картинку? (ответы) А теперь поставим картинку за банку с окрашенной водой. Что мы обнаружили?
Можно сделать вывод, вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Вода не имеет цвета, но принимает цвет красящих веществ.
Пр. Мензуркина: - Опыт «Как кипит холодная вода».
Берём стакан с обыкновенной водой. Из половинки лимона выдавливаем сок в стакан с водой. Размешиваем ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (кислая вода) Возьмите ложечки и попробуйте.
А сейчас мы заставим кипеть эту воду (берем, приготовленную заранее под столом пищевую соду и быстро кидаем соду в воду)
- Что происходит? (идут пузырьки, как при кипении) Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте стакан с водой (она холодная)
-А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?
Вывод: при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.
Пр. Пробиркина: - Ну, что, уважаемые гости, нравится вам наше путешествие? Тогда отправляемся дальше. Что же интересного ждет нас здесь?
Арина.
Если в лупу нам смотреть,
Можно много разглядеть:
Что не видно просто глазом,
Лупа нам покажет сразу.
Пр. Пробиркина: В четвёртом опыте мы узнаем о «Волшебных стеклышках».
Какое чудо спрятано в этом маленьком семечке! Целая жизнь растения от росточков до плодов. Посмотрите, какой твёрдой оболочкой покрыто каждое семечко.
Оболочка на семечке защищает хрупкую жизнь растения, которая сейчас спит в семечке. А как пробудить семена, что бы проросли из них росточки, выросли, зацвели и дали урожай?
А сейчас мы вам покажем,
И всю правду вам расскажем.
Как растение растет,
Выделяет кислород.
Вам, друзья мы предлагаем
Изучить природы ход.
(Показ на интерактивной доске стадии развития растения)
Пр. Мензуркина: А сейчас предлагаю поиграть в Игру-викторину и проверить ваши знания.
1. Может ли вода быть твердой? (да)
2. Летучая мышь видит ушами? (да)
3. Вы видели верблюда, который летел, не касаясь земли ногами? (нет)
4. Умеет ли ветер работать? (да)
6. Можем ли мы прожить без растений? (нет)
7. Воздух легче воды? (да)
Пр. Пробиркина: - На этом наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Но мы не хотим на этом останавливаться и будем идти дальше.
«Если хочешь научить меня чему – то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках,
Послушать…
Понюхать…
И, может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Пр. Мензуркина: - Ребята, вам понравилось сегодня в нашей лаборатории, на нашем весёлом экспериментариуме? В нашей интересной (ответы детей)
- Что вам понравилось больше всего?
- Хотели бы еще прийти к нам в лабораторию?
- А в заключение, мы хотим с вами поиграть и устроить шоу мыльных пузырей!
- Ребята, выходите из-за столов и готовьтесь ловить воздушные мыльные пузыри!
Пр-р Пробиркина: - Уважаемые гости, мы благодарим вас за то, что вы посетили нашу лабораторию, были внимательны, принимали вместе с нами участие в опытах и экспериментах.