Лариса Балюева
Презентация проекта мини-музея «Дружная семейка курочки Рябы»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация проекта мини-музея «Дружная семейка курочки Рябы»
В волшебный мир детей мы приглашаем
И красоту природы открываем!
Наименование проекта: Создание мини-музея «Дружная семейка курочки Рябы»
Продолжительность: краткосрочный
Вид проекта: познавательно-игровой, творческий.
Участники проекта: дети, воспитатели Балюева Л. Ю., Литовка О. Ю., Мурзина О. Л., родители воспитанников.
Актуальность:
Публикация «Презентация проекта мини-музея „Дружная семейка курочки Рябы“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты
- «Курочка Ряба». Знакомство со сказкой, игры, занятия
- Темочки
Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней.
Проведённая нами работа по созданию мини-музея в детском саду позволяет увидеть, что у детей, начинающих заниматься в музейно-образовательном пространстве, более развито образное воображение, они становятся активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойно и раскрепощено. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.
Таким образом, музей способствует решению образовательных задач, в частности, задач познавательного и художественно-эстетического развития детей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музей в детском саду предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков. Курочка Ряба, петушок Золотой гребешок — одни из первых сказочных персонажей, с которыми знакомится ребенок. Образ петушка (курочки) близок и понятен детям. Именно поэтому мы и посвятили свой музей этой домашней птице. Вероятно, значение этих птиц в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства. И, несмотря на то, что современные городские дети первых петушков и курочку впервые видят только на картинке, они сразу завоевывают детские сердца, вызывают любопытство и интерес. К тому же в любой программе для работы с детьми раннего возраста найдется немало материала для малышей по знакомству с курочкой, петушком и цыплятами.
Цель проекта:
Создание условий для развития у детей раннего возраста познавательной, исследовательской деятельности через организацию мини-музея.
Задачи проекта:
Обучающие:
• Познакомить детей с домашними птицами на примере курицы, петушка, цыплят через ознакомление с устным народным творчеством: русской народной сказкой «Курочка Ряба», потешками про петушка, курочку и цыплят;
• Формировать представления детей о домашних птицах;
• Продолжать развивать и расширять представления детей об окружающем мире.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе;
• Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Развивающие:
• Развивать познавательную способность и познавательную деятельность детей;
• Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;
• Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать;
• Формировать активную жизненную позицию родителей.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, художественное творчество.
Предполагаемые результаты:
В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только познакомятся с семейством куриных и их внешним видом. Путем исследования мы познакомимся с домашними птицами, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста.
Дети узнают много новых слов – понятий и названий (курятник, шест, бобы пшено и т. д.). С помощью музейных экспонатов у наших ребят сформируются художественно-эстетические, коммуникативно-речевые, художественно-речевые компетенции. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
Мы считаем, что создание мини-музея «Дружная семейка курочки Рябы» позволит:
- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;
- обогатит средства формирования экологической культуры дошкольников;
- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей и экологической этики;
- будет способствовать развитию сенсорного опыта дошкольников и формированию у них осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам живой природы;
- поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром.
- повысить уровень усвоения материала по познавательному развитию.
- поможет заинтересовать родителей и детей на протяжении всего проекта.
Оформление мини-музея: Это музей для детей раннего возраста, поэтому здесь собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: яркие, развивающие игрушки, наглядные пособия, фотоматериалы, игрушки – забавы. Такой мини-музей многофункционален: это не просто яркие игрушки, но и эффективный обучающий инструмент, вызывающий приятные эмоции у детей - от контакта с экспонатами.
Этапы проектной деятельности:
1. Подготовительный этап.
- Сбор и анализ методической литературы по данной теме.
- Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
- Подбор экспонатов: игрушек, картин, иллюстраций и т. п. Подбор художественной литературы.
- Подбор фонотеки (голоса домашних птиц, песни о курочке, петушке и цыплятах).
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта: разработка форм работы с экспозициями мини-музея – разработка экскурсий в мини-музей, разработка конспектов занятий с использованием экспонатов мини-музея.
- Взаимодействие с родителями по проекту.
2. Практический этап.
1. Сбор и систематизация материалов, экспонатов.
2. Оформление выставки.
3. Работа с детьми: беседы, рассматривание экспонатов мини-музея, занятия по теме проекта по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, ИЗО-деятельность, музыкальные занятия, театрализованные, дидактические, подвижные игры.
4. Проведение экскурсий.
3. Заключительный этап
- Создание мини-музея «Дружная семейка курочки Рябы».
- Презентация проекта.
- Функционирование мини-музея.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие:
- рассматривание игрушек - курицы, петушка, цыплёнка «В гости курочка пришла»;
- формирование понятий: курочка – мама цыплят, петушок – папа цыплят;
- рассматривание картин «Курочка с цыплятами», «Птичий двор»;
- исследовательская деятельность «Питание дружной семейки»;
- интегрированное занятие: «Непослушный Петушок».
Социально-коммуникативное развитие:
- показ различных видов театров по русской народной сказке «Курочка Ряба», по потешкам;
- сюжетно-ролевая игра «Птичий двор»;
- подвижная игра: «Вышла курочка гулять».
Художественно-эстетическое развитие:
- рисование «Зёрнышки для петушка», «Яичко не простое - яичко золотое»;
- лепка «Накормим курочку»;
- конструирование «Птичий двор»;
- развитие у детей простых имитационных движений под русскую народную песенку «Вышла курочка гулять»;
- слушание русских народных сказок, потешек, песенок по теме проекта.
Речевое развитие:
- чтение русской народной сказки «Курочка Ряба», потешек, произведений «Цыпленок» К. Чуковский, «Курочка» Е. Чарушин;
- разучивание потешек, песенок;
- дидактическая игра «Кто как кричит».
Физическое развитие:
- развитие у детей простых имитационных движений под звучащее слово;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие координации речи с движением.
Познавательно-продуктивная деятельность детей с использованием музейных экспонатов проводятся в различной форме: традиционной и нетрадиционной. В проведении познавательно-продуктивной деятельности используются следующие приемы: беседа, чтение художественной литературы, рассматривание картин, театрализованная деятельность, создание коллективных и индивидуальных работ по рисованию, лепке.
Перспектива развития мини-музея:
1. Обновление экспонатов для музея (родителями и детьми).
2. Чтение стихов детьми о курочке.
3. Рассказывание сказок детям родителями.
4. Наблюдение за курочками и цыплятами в природе.
5. Знакомство с деятельностью человека, ухаживающего за домашними птицами (художественная литература, рассматривание картинок и т. д.)
6. Изготовление экспонатов своими руками.
7. Просмотр и прослушивание русских народных сказок, потешек.
Итог:
Мини-музей «Дружная семейка курочки Рябы» позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
В ходе реализации данного проекта мы получили возможность «погружения» детей в информативную предметную среду. Возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми. Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – идёт накопление достаточно богатого словарного запаса, развивается связная речь, ручная умелость, мышление).
Проанализировав работу по реализации данного проекта, хотелось бы отметить положительные результаты, которых удалось добиться:
1. Повысился уровень усвоения материала по познавательному развитию;
2. Повысился уровень развития речи, мелкой моторики и т. д.
3. Удалось заинтересовать и привлечь родителей к проекту.