Ирина Лесс
Предупреждение нарушений письма и чтения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация на тему: "Предупреждение нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте"
Речь человека - сложный психический процесс, который предполагает формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами с одной стороны, а с другой - восприятие и понимание языковых конструкций. Устная речь - то, что мы слышим и говорим. Письменная речь - то, что пишем и читаем. Иными словами, письменная речь - зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная.
Публикация «Предупреждение нарушений письма и чтения у дошкольников» размещена в разделах
Речь не является врождённой способносью человека, и каждый ребёнок должен её кропотливо разрабатывать как средство взаимопонимания. Основы речи закладываются у ребёнка в течение первых трёх лет. В это время ребёнок лучше всего воспринимает язык. Развитие речевых навыков в этом возрасте происходит в атмосфере, в которой малыш слышит звуки и речь других людей. Для полноценного овладения правильной грамматически оформленной речью немаловажное значение также имеет сохранность слуха, интеллекта, развитие памяти и внимания.
Ни один ребёнок не может сразу, вдруг абсолютно научиться читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает достаточно большое количество ошибок, которые могут надолго усложнить усвоение программы дошкольного и школьного обучения.
Наиболее часто допускаемые ошибки при чтении :
- не может составить из букв слоги (отрывает их друг от друга);
- переставляет местами звуки в слове;
- неправильно читает буквы;
- при чтении пропускает буквы;
- может добавлять лишние звуки;
- читает очень медленно;
- плохо понимает прочитанный материал;
- не запоминает прочитанное, не может его пересказать
Пр письме ребё нок допускает следующие ошибки:
- не удерживает строку, пишет криво, съезжает со строки;
- пишет буквы разного размера, плохой почерк;
- вместо одних букв пишет другие;
- добавляет или пропускает буквы;
- переставляет буквы местами;
- разрывает слово на части;
- пишет слова слитно.
Чтобы выяснить предрасположенность ребёнка к нарушениям чтения и письма, можно порекомендовать проверить состояние некоторых его способностей и сформированности умственных действий. Объективное обследование составит специалист, но есть особенности развития, способные в будущем оказать негативное влияние на формирование полноценного акта письма и чтения, которые могут обнаружить сами родители и своевременно обратиться за помощью или самостоятельно их исправить:
- нарушение звукопроизношения
Дети с нарушением произношения некоторых звуков или групп звуков очень часто оказываются в “зоне риска”. Ребёнок может переносить свои “устные” ошибки на письменную речь : пропускать, заменять звуки, которыми не овладел. В данном случае работает принцип “не навреди”, поэтому, если к 5 годам у Вашего ребёнка наблюдаются стойкие нарушения звукопроизношения следует обратиться к учителю - логопеду.
-следующее, на что стоит обратить внимание -это речевой слух
Чаще всего нарушению звукопроизношения сопутствует и нарушение речевого слуха, т. е. ребёнок на слух не различает звуки. Как родителям самостоятельно проверить уровень сформированности речевого слуха? Предложите ребёнку поиграть в игру “Поймай звук”. Например, ищем звук Л. Называйте ряд звуков Л М Ш П Р Л К М и т. д. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит заданный звук. Дальше усложняем и вместо звуков, называм слоги ЛА МА ША ПА ЛА РА и т. д. Произносить надо чётко, тянуть первый звук.
Если ребёнок показывает частые ошибки, то можно говорить о несформированности или недостаточной сформированности речевого слуха.
- нарушения грамматического строя
Если ребёнок в устной речи проявляет стойкие нарушения грамматического строя речи, то высока вероятность, что он их перенесёт на письмо. Например, замена суффиксов и приставок (котята - котёнки, переворот - проворот, неправильоное употребление предлогов (над головой - на головой, изменение падежных окончаний (несколько деревьев - несколько деревов, нарушение последовательности слов в предложении (Маша сказала, что хочет куклу. Маша сказала, хочет, что куклу, некорректное употребление падежных местоимений (Возле них - возле ним, позови меня - позови мне, некорректное употребление числа имён существительных (собаки бегут - собаки бежит, неправильное употребление по роду (Вова пришла, полотенце синий и т. д.)
-восприятие пространственных отношений
Чтобы научиться хорошо читать и писать, нужно хорошо ориентироваться в пространстве. Многие из Вас наверняка видели, когда дети на письме “зеркально” пишут буквы. Чтобы этого не произошло нужно научить ребёнка различать верх - низ, лево - право; ориентировку в собственном теле ( чтобы преврать процесс обследования в игру можно порекомендовать следующие упражнения: дотронься прравой рукой до левого глаза; почеши левой рукой правое ухо, топни правой ногой, помаши левой рукой и т. д.); ориентировку в окружающесм пространстве (расскажи, что находится сзади тебя, спреди, справа, слева. Дальше усложнить: что находится справа от какого - то конкретного предмета, например, что стот справа от стола? и т. д.).
Процесс овладения письмом и чтением очень сложный, длительный и включает в себя сформированность целого ряда психических процессов. Если Вы обнаружили у своего ребёнка нарушения в одном или нескольких пунктах, перечисленных выше, то рекомендуем обратиться к специалисту, который проведёт дополнительную диагностику и составит индивидуальный маршрут развития для Вашего малыша. Подберёт игры, упражения и приёмы, способные в увлекательной игровой форме помочь как можно эффективнее и быстрее справиться с определёнными трудностями.
Если же никаких стойких речевых нарушений не обнаружено и вы хотите сами подготовить ребёнка к обучению грамоте, то давайте рассмотрим несколько важных аспектов.
Для начала наиболее типичные ошибки, осложняющие навыки чтения и письма.
1. Изучение алфавитных названий букв
2. Неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов
3. Неправильное обучение навыкам рисования и письма
На что же следует обратить внимание родителей?
1. Правильнее обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется:
- навык слияния букв в слоги (ребёнок вместо МАМА читатет МЭАМЭА)
- звуковой анализ слов (ребёнок неправильно анализирует слова типа КАША - опускает звук А, соответственно допускает ошибки при записи)
2. Правильному слиянию букв в слоги.
Неправильный подход в обучении:
- М и А будет МА;
- побуквенное чтение М, А, М, А
- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз,не глядя в книгу.
Правильное обучение навыкам чтения :
Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдёт до второго
МММА-МММА
СССОК
РРРАК
3. Если ребёнок плохо запоминает буквы, можно использовать следующие приё мы и методы:
- выкладывание букв из палочек, гороха, семечек, ниток, лепка из пластилина, теста;
- прорисовывание букв в воздухе пальцами;
- обведение пальцем контура букв, штриховка.
4. Подготовка руки к письму, для чего необходимо развивать у ребёнка тонкую ручную моторику, поскольку в противном случае он неизбежно столкнётся с большими чисто техническими трудностями при письме, т. к. письмо само по себе требует выносливости, способности к длительным трудностям. Для развития ручной моторики можно рекомендовать различные несложные упражнения:
- пальчики здороваются
- пальчики бегают по столу
- игра на рояле
- кулак - ладонь и т. д.
Помимо специальных упражнений очень важно приучить ребёнка и к выполнению различных бытовых операций, требующих определённой ручной умелости (наматывание ниток на катушку, клубок, застёгивание и растёгивание пуговиц, зашнуровывание, снимать шкурку со сваренных «в мундире»овощей. Очищать крутые яйца. Чистить апельсины и мандарины, разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки и семечки руками. Собирать со стола крошки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу мелкие предметы (пуговицы, фасоль, бусинки). Помогать перебирать крупу. Лепить пельмени, печенье из теста. Мыть посуду и овощи. Желательно, чтобы малыш не видел, как мама потом перемывает. Перебирать собранные ягоды, отрывая плодоножки, убирая листочки и сортируя на хорошие и плохие. Развязывать полиэтиленовые пакеты с продуктами, вскрывать упаковки. Вытирать стол и пыль. Вешать бельё при помощи прищепок. Помогать родителямо твинчивать различные пробки — у бутылок с водой, пены для ванн, кремов, зубной пасты и т. п. Затачивать карандаши точилкой. Стирать нарисованное ластиком. Искать край скотча (это даже у взрослых порой долго не получается) и т. д.)
Кроме этого, ребёнка желательно учить раскрашивать карандашами, т. к. фломастеры не требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости.
5. Очень важно ещё в дошкольном возрасте вызвать у ребёнка устойчивое желание писать.
Но при этом необходимо помнить:
- ребёнок должен уметь правильно держать карандаш (тремя пальцами руки, а кончик “смотрит” в плечо)
- тетрадь или лист бумаги держать перед собой в наклонном виде и не крутить (леворукие дети держат тетрадь под другим, противоположным правшам наклоном);
- правильно сидеть за столом;
- не нужно учить писать замысловатыми прописными буквами, как в школе;
- необходимо писать печатными буквами, при этом учитывая: чем младше ребёнок, тем крупнее должны быть буквы (профилактика нарушений зрения)
6. Развиваем связную речь
Как можно больше читайте ребёнку, обсуждайте с ним прочитанное, задавайте вопросы, предлагайте пересказывать услышанное. Предложите придумать свою версию конца сказки. Очень эффективным в развитии связной речи, лексико - грамматического строя, логического мышления является задание “Составь рассказ по серии картинок”. Где мы сначала предлагаем ребёнку рассмотреть серию картинок, а затем составить по ним рассказ. А дальше усложняем и малышу приходится сначала самостоятельно определить последовательность событий по каринкам, разложить их, и лишь затем составить рассказ.
7. Формируем грамматический строй
Здесь помогут такие игры, как “Назови детёнышей”, “Один - много”, “Чего не стало” и т. д.
8. Формировать пространственную ориентировку
Об этом мы говорили выше. Чуть позже необходимо формировать ориентировку на листе бумаги. Для это очень хорошо подойдут графические диктанты.
9. Развитие внимание, памяти, мышления
Складывание пазлов, разрезных картинок, игра “Мемори”, “Чего не стало”, “Найди отличия”, “Четвёртый лишний” и т. д. Т. е. всестороннее развитие ребёнка.
В процессе общения с ребёнком следует аккуратно его поправлять, показывая пример правильной речи. При этом нельзя его ругать, высмеивать ошибки, грубо одёргивать. Родители тактично помогают своему ребёнку в полной мере овладеть красивой и грамотной речью, не формируя при этом комплексы. В противном случае, помимо несовершенства устной речи мы можем получить ещё и психологические проблемы.
Таким образом, можно сказать, что процесс овладения ребёнком навыками чтения и письма - увлекательный, однако длительный и сложный. Задача родителей сделать его привлекательным, не травмирующим малыша и скором будущем он превратится в успешного школьника.
Вот в такой небольшой видеолекции мы рассказали как в домашних условиях, используя несложные приёмы, можно подготовить ребёнка к успешному обучению грамоте.