Татьяна Гомозова
Опытно-исследовательская деятельность «Мыло и вода — мои лучшие друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Закрепить и уточнить представления детей о том, где люди используют мыло в повседневной жизни;
• Обогащать и активизировать словарь по теме;
• Развивать умение работать в микрогруппе;
• Уметь на основе опытов анализировать и делать самостоятельно выводы;
• Развивать связную речь, воображение;
• Воспитывать культурно-гигиенические навыки, чувство сотрудничества.
Активизация словаря:
Стружка, микробы, обмылок.
Предварительная работа:
• Чтение стихотворений К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе».
Публикация «Опытно-исследовательская деятельность „Мыло и вода — мои лучшие друзья“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, свойства мыла, КГН. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
• Рассматривание энциклопедий, книг, иллюстраций о здоровом образе жизни.
• Беседы «Чистота – залог здоровья», «Мыло и вода – мои лучшие друзья», «Гигиена тела».
Оборудование: мыло, мыльная стружка, пластиковые тарелочки с водой, ложечки, трубочки, насадки для пускания мыльных пузырей.
Ход НОД
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, чтобы у нас весь было хорошее настроение. На нашей встрече мы поговорим: про микробы и как с ними бороться, про мыло, его свойства и качества, конечно же, про здоровье, и про эксперименты не забудем. Так, что будет интересно, увлекательно и познавательно. И я предлагаю подойти ко мне и надеть фартуки для проведения экспериментов.
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!
(Стук в дверь, появляется Пятачок)
Пятачок:
Здравствуйте, ребята! Вы любите загадки? Сейчас мы проверим. Послушайте загадку:
Познакомиться готов?
Я бываю всех цветов.
Руки моешь! Очень мило,
Значит, пригодится (мыло)
Пятачок: И мы начинаем наш разговор о чистоте и мыле. Да, кстати, руки ваши проверку на микробы проходили? Прохожу с планшетом, на экране различные микробы. Нет, не беспокойтесь, сейчас мы все проверим. Приложите ладонь к планшету. И посмотрим. А теперь проверим ваши руки. А у вас как дела? Приложите ладошку.
Ребята, дорогие,
О, ужас! Что творится!
Повсюду справа, слева
Микробы окружают.
Какая же опасность
Всем нам угрожает!
Нет! Мыло, только мыло
Сейчас нам пригодится!
Поговорим про мыло.
Воспитатель:
Посмотрите на подносе разные кусочки мыла. Возьмите его в руки. Потрогайте… Покрутите… Понюхайте. Посмотрите на мыло своего соседа слева, а теперь - на мыло соседа справа. Что можно сказать о нем? Какого оно цвета? Какой формы? Как вы думаете, почему мыло пахнет? (в состав него входят различные ароматизаторы, эфирные масла, духи). А для чего человеку нужно мыло? (чтобы мыть руки и тело, чтобы стирать белье, чтобы не было микробов, из-за которых человек может заболеть). Все правильно, ничего не упустили. Обо всем сказали.
А теперь, конечно же, надо помыть руки. А как правильно мыть руки? Надо засучить рукава, открыть кран с водой, из крана потекла вода (с-с-с, смочить руки водой, взять мыло, намылить, положить мыло, намылить руки до образования обильной пены, смыть руки водой, отжать капли, закрыть кран с водой (с-с-с, снять полотенце, правая рука вытирает левую руку, левая вытирает правую, каждый пальчик протираем, ничего не забываем, вешаем полотенце на место.
Предлагаю всем встать около своих стульев. Проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика:
Мышка мылом мыла лапку (одной рукой «мыть» другую указательным пальцем.)
Каждый пальчик по порядку (дотронуться до каждого пальца другой руки.)
Вот намылила большой, сполоснув потом водой (всеми пальцами сначала правой, а потом левой руки «намыливать» большие пальцы).
Не забыла и указку, смыв с него и грязь, и краску. (то же – с указательными пальцами).
Средний мылила усердно, самый грязный был наверно. (то же – со средними пальцами).
Безымянный терла пастой – кожа стала сразу красной (то же – с безымянными пальцами).
А мизинчик быстро мыла, очень он боялся мыла (быстро и осторожно «намыливать» мизинцы).
Воспитатель: А сейчас мы сделаем вывод. Каждый скажет одно слово о мыле.
Мыло бывает? Душистое
Мыло бывает? Хозяйственное
Мыло бывает? Твердое
Мыло бывает? Жидкое
Мыло бывает? Детское
Мыло бывает? Разного цвета, разной формы.
Пройдите к столу, здесь у нас расположен мини – музей мыла. Обратите внимание, какое оно разное и не похожее друг на друга.
Не только от микробов
Нас мыло защищает,
И быть участниками эксперимента
Еще нас приглашает!
Оно смешит порою, и слезы вызывает.
Моторику у деток развивает.
Постановка исследовательской задачи:
Как вы думаете, что можно сделать с помощью мыла? Давайте пройдём к столам и попробуем с вами поэкспериментировать. Но прежде чем начать наш эксперимент, повторим правила безопасности:
1:Всё за собой ты убери,
Будь аккуратным и не сори.
2:Не пробуй на вкус ничего, никогда,
Иначе тебя ожидает беда!
3:И никогда, никому не мешай,
Соседа всегда своего уважай!
Опыт № 1 : Посмотрите, ребята, мыло можно поделить, порезать, а мы с вами сегодня попробуем на тереть мыло на тёрке. Тёрка острая, поэтому, чтобы вы не поранили руки, тереть мыло буду я. Что я делаю (Трёте мыло на тёрке). Что у нас сыплется (стружка).У вас натёртое мыло лежит на тарелочке. Посмотрите, какая она воздушная, мягкая, лёгкая.
Опыт № 2 : Какого цвета вода в стакане (прозрачная, переливается на свету).А теперь переложим ложкой полученную стружку в стакан с водой и перемешаем. Что же получилось (Вода стала белая, мутная).
Опыт №3 : Попробуйте взбить воду ложкой. Что же получилось? (Мыло превратилось в пену).
Опыт №4 : А теперь мы возьмём трубочки, опустим их в стаканы с пеной и подуем.
Внимание! Носом воздух мы вдыхаем, воду в трубку выдыхаем!
Что мы видим? Над стаканом стало подниматься много больших и маленьких пузырей. Пузыри можно выдувать не только через специальное кольцо, но и через различные предметы, например: газетную трубочку, воронку, обрезанное горлышко пластиковой бутылки.
Пятачок: Ребята, я совсем забыл! Я знаю одну очень интересную сказку про волшебного мыльного пузыря. И сейчас я вам её расскажу.
(Пятачок читает детям сказку).
Сказка о мыльном пузыре.
Жил был мыльный пузырь! Этот мыльный пузырь был не только яркий и красочный, а ещё и необыкновенно волшебный! Он порхал по белому свету и совершал добрые хорошие поступки – исполнял желания,веселил и радовал, играл с детьми и животными, указывал путь. Он многое умел, он мог всё!
Непогоду обратить в погожий денёк, устроить праздник, когда всем грустно, успокоить и развеселить плачущего ребёнка, подарить небу радугу, а ребёнку – любимую игрушку. Всё! И даже больше! Потому что был он в о л ш е б н ы й!
Мыльный пузырь парил в воздухе, кружась в необыкновенном танце.
Я краше всех на свете! - кричал он.
- Фи! - воскликнул Солнечный свет, - Ты же пустой внутри!
- Ну и что, что пустой? Зато я так красиво могу привлекать к себе внимание!
- А я спрячусь за тучку, и от твоей красоты не останется и следа! -
стал пугать его Солнечный свет.
А наш пузырь старался не замечать насмешек и угроз.
Неужели такая мелочь как страх могла его отвлечь от добрых дел? Конечно, нет. И он летел навстречу своим волшебным приключениям, новым друзьям, всем тем, кому были очень нужны его добрые волшебные дела.
Он стал большой, огромный, очень-очень. Казалось, что ещё чуть-чуть, ещё одно доброе волшебство и наша сказка лишится своего Пузыря. А без него ведь и сказка – не сказка!
- Но ведь моя жизнь так скоротечна, что пусть лучше дети поймают и лопнут меня, смеясь от радости и счастья, чем просто лопнуть от малюсенького ветерка, который меня даже не заметит!
- И чему ты тогда радуешься, маленький мыльный пузырь?
- Я радуюсь тому, что за один миг могу подарить детям множество улыбок и радости. Тому, что я прихожу и ухожу под звуки счастливых голосов, и оставляю после себя только приятные воспоминания, потому что плохие воспоминания могут испортить мнение даже о Солнечном свете,- едва успел ответить пузырь перед тем, как лопнуть…
Пятачок: Ребята, а вы знаете, какая весёлая забава «Пускание мыльных пузырей».(проводится подвижная игра «Поймай пузыри»)