Билибенко Марина Сергеевна
Из опыта работы «Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Главное звено в ознакомлении детей с окружающим миром — формирование обобщенного и правильного представления о том, что явления и объекты окружающей действительности подчиняются закономерностям. А для этого необходимо формировать познавательную активность, стремление к познанию окружающей действительности.
Главное не формальная ориентировка на достижение ребенком конкретного результата, а возможность активного его включения в познавательную деятельность, воспитание его самостоятельности и инициативности при выполнении любых заданий, что приводит к развитию самой деятельности ребенка. Только благодаря активной эмоциональной включенности дошкольника в познавательную деятельность новая информация становится для него подлинным знанием, которое в дальнейшем сможет обеспечить его жизнедеятельность в любых ситуациях и обстоятельствах.
Публикация «Из опыта работы „Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников“» размещена в разделах
- Неживая природа
- Опыт работы, практика
- Погода и природные явления
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наблюдение сезонных изменений в природе — одно из важных направлений всего образовательного процесса, эффективное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, способствующее развитию восприятия, мышления. При этом происходит:
— знакомство детей с временами года и их названиями;
— формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года (например, о том, что такое тепло, холодно, ветер, дождь, снегопад, таяние снега, сосульки);
— знакомство с биологическим циклом растений в разные времена года (изменение растений, появление почек, листьев, цветов.);
— знакомство с животными и их детёнышами, насекомыми, птицами;
— обобщение всех полученных знаний и их использование в практической деятельности (игры, детские праздники, рисование, аппликация);
— организация наблюдений за природными явлениями;
— воспитание любви к родной природе, эмоционально значимого отношения к каждому времени года;
— организация подвижных игр детей в различные времена года.
К концу года дети научились:
—различать объекты живой и неживой природы;
—вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
—выражать свои чувства по отношению к наблюдаемым явлениям и объектам;
—устанавливать с помощью педагога простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных явлений;
—формулировать свое отношение к наблюдаемому и уметь объяснять, чем вызваны те или иные чувства;
— знать и называть основные признаки разных времен года, уметь выразительно их описывать.
Основной метод ознакомления детей с явлениями и объектами живой и неживой природы — наблюдение. Оно позволяет детям усвоить важнейшие закономерности природы. Метод наблюдения применяется в ряде занятий, проводимых в детском саду, на экскурсиях, на развивающих прогулках.
В дошкольном образовательном процессе при организации наблюдения важно использовать натуральные объекты окружающей действительности.
Так, например, мы с детьми рассматривали сосульки в морозный день и в день оттепели. В процессе наблюдения я обратила внимание детей на ее форму (сосулька конусообразная, цвет (прозрачная). Дала им попробовать сосульку на ощупь: для определения характера поверхности (гладкая, скользкая, температурных ощущений (холодная).
В младшем возрасте много внимания уделяется знакомству детей с комнатными растениями. Наблюдая за ростом растений дети знакомятся с особенностями внешнего вида, строения, учатся выполнять трудовые действия по уходу за ними. Говорю детям о том, что растения растут, пьют воду, значит они живые. Комнатные растения - обязательные обитатели уголка природы. Все растения достаточно разнообразны и интересны для наблюдения, не требуют сложного ухода, что является обязательным условием при работе с детьми младшего дошкольного возраста.
С первых дней пребывания детей в детском саду я осматривала растения и ухаживала за ними: поливала, протирала листья, рыхлила почву. При этом я наблюдала за детьми: было видно, что им тоже хочется поучаствовать в процессе. В последующие разы, я давала ребёнку или леечку, или палочку, объясняла и показывала, как и что ему нужно делать. На первых порах держала руку ребёнка с лейкой, ободряла похвальными словами, тем самым привлекая и остальных детей. Не беда, если вначале у них не очень хорошо получается. Подчёркиваю их старание, поддерживаю интерес к уходу за растениями.
При изучении живых объектов природы мы с группой ходили на прогулки, экскурсии в парк. Зимой подкармливали птиц зёрнами растений. Весной мы наблюдали за насекомыми (бабочки, гусеницы, и др.). На прогулках наблюдали за тем, как пробивается первая травка, пригретая теплым, весенним солнышком, политая дождиком. Обсуждая наблюдаемые объекты природы, я объяснила детям, что для того, чтобы росла трава, цветы, деревья, их должно греть солнышко, поливать дождик. При ознакомлении с неживой природой детей, приучала видеть красоту природных явлений : воздух чистый, тёплый; солнце светит ярко, от снега земля стала белой, деревья стоят пушистые. Знания о предметах и явлениях неживой природы закрепляла, уточняла и углубляла на разных занятиях: так, на занятиях по лепке, закрепляли знания о свойствах глины. На занятиях с дидактическими играми и рассматривании картин или иллюстраций - о состоянии изображенных объектов в природе, воды в реках и озёрах; об изменениях, которые происходят в разные времена года. Например, знакомясь с признаками разных времён года, я начинала не с простого ознакомления, что пришла, скажем, зима, стало холодно, а обращать внимание на то, что солнце появляется реже и реже, греет мало, стало холодно, выпал снег – вот и пришла зима. Такая последовательность даёт возможность подвести младших дошкольников к установлению причинно – следственных связей в природных явлениях.
Раскрывая признаки неживого (не растёт, не живёт, не дышит, я сравнивала объекты неживой и живой природы : все животные, растения требуют ухода – они растут, живут. Во время прогулок обращала внимание детей на внешний вид цветов, деревьев или других растений, на изменения, которые происходят с ними.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я понимала, что процесс этот длительный и сложный, требующий большой целенаправленной работы. Поэтому я использовала не только наблюдения и наглядные методы, но и словесные методы (беседу, рассказ, чтение прозаических и стихотворных произведений о природе, которые не только расширяют знания детей о явлениях и объектах, но и воспитывают эмоционально положительное отношение к окружающему миру. При знакомстве с сезонными явлениями природы я использовала игру : «Когда это бывает?» На занятиях, прогулках и в свободное время с детьми проводила дидактические игры.
К концу года дети младшей группы стали различать явления и объекты живой и неживой природы. Они стали понимать, что: растению на окне нужна вода, воробьям зимой-крошки хлеба. Дети осознанно рассказывают о том, что живые и неживые объекты связаны между собой и нашей жизнедеятельностью. Научились бережно относиться к окружающей их среде.