Бирюкова
Роль музыкальных игр в формировании общей культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация
Подготовила музыкальный руководитель дошкольного отделения МБОУ Опалиховская гимназия
Бирюкова В. Д. 2021 год
Тема: Роль музыкальных игр в формировании общей культуры дошкольников.
1Фольклор в жизни дошкольников
Публикация «Роль музыкальных игр в формировании общей культуры дошкольников» размещена в разделах
Детский фольклор - это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, так как черпает материал для детей из ранних источников.
Что же относится к детскому фольклору?
1Потешки,заклички, считалки, прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
2Оркестр
Оркестр русских народных инструментов!
Я начинаю знакомить детей с русскими музыкальными инструментами уже с младшей группы. Оркестр русских инструментов участвует почти во всех праздниках.
3 Русские народные сказки
Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка.
Русские сказки заключают в себя мудрость и житейский опыт, накопленные человеком за многие века. «Сказка ложь, да в ней намек…». Сложно переоценить важность сказок для развития ребенка: сказка учит смелости, честности, доброте, развивает чувство прекрасного.
Баба-Яга — один из самых ярких женских сказочных образов.
Во многих русских сказках одним из героев является баба Яга. Поэтому этот образ часто присутствует в фольклорных праздниках
4 Я очень часто инсценирую с детьми русские народные сказки. Это и «Заячья избушка», «Серенький козлик», «Сказка про пирожок» и т. д
Недавно мы инсценировали сказку «Волк и семеро козлят», где я исполнила роль козы.
5 Игра – как важная форма освоения фольклора детьми дошкольного возраста.
Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор. Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребёнка. Игра развивает физически, психически, интеллектуально и, конечно,эстетически.
Игры влияют на развитие характера, художественного мышления, нравственных чувств ребёнка, укрепляют его физическое здоровье.
Игровой материал на занятиях быстрее приобщает ребят к народной культуре.
Игра – это развлечение, забава, соревнование.
Игры могут соединять в себе сразу несколько видов искусства.
Подготовка и проведение увлекательных народных игр и хороводов, с песенными припевами и песнями могут стать истинным праздником души. Их можно использовать в сценариях театрализованных представлений, в календарных
и фольклорных праздниках.
Игра – это основная форма деятельности детей, источник эмоционального раскрепощения, объект развития фантазии. Игра способствует физическому укреплению ребёнка, развивает его интеллектуально, обладает большой воспитательной силой.
В играх используются все виды музыкальной деятельности : пение, слушание, музицирование, музыкальные движения и т. д.
Музыкальные игры включаются во все музыкальные занятия, а так же являются украшением досугов и праздников.
Применение народных игр в обрядовых Масленица, Троица и каленларных праздниках
Осень, Весна, Лето.
Масленица самый веселый и любимый праздник у детей. Прощание с зимой, встреча весны и конечно много игр
Перетягивание каната, «Гори-гори ясно «,прыганье через ручеек и т. д
Масленица заканчивается угощением блинами
Очень любят дети и праздник Ярмарка. На Ярмарке инсценируют песни, потешки и конечно играют!
Перетягивание каната, Жмурки, Салки, Горелки – исконно русские игры.
Хороводные игры в детском саду очень распространены. Их любят все детишки. Они приносят веселье и помогают детям адаптироваться и найти новых друзей в группе.
Хороводные игры мы используем не только на фольклорных, но и на календарных праздниках. Праздники Осени, Весны не проходят без хороводных игр.
Русские народные игры с платком
Платок издавна был обязательным символом костюма русской женщины. На гулянии праздничный платок не только носили на голове, также накидывали на плечи, танцевали с платками, они служили атрибутом в играх. – Сейчас и мы с вами поиграем в хороводную игру с платком
Хороводная игра с платком
Возраст 4-7 лет
Задачи:
1. Учить детей держать ровный круг, двигаться неторопливо, ритмично.
2. Развивать выдержку, учить выполнять действия только под текст диктора.
Атрибуты: платок.
Ход игры: Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия.
Хоровод остановился,
Платок на ручки опустился, (водящий взмахом платка разбивает сцепленные ладошки, встает между ними спиной в круг)
Ветерок платком играет
Кто скорей его поймает? (вытягивает руку с платком)
1-2-3 беги!» (дети, находящиеся по обе стороны от ведущего, оббегают хоровод и берут платок у ведущего, прибежавший первым – становится ведущим)
Дети ведут хоровод под текст стихотворения, ребенок с платком в вытянутой руке (водящий) движется противоходом за хороводом (не внутри) .
На слова диктора «платок на ручки опустился» со взмахом «разбивает» платком сцепленные ладошки тех детей, перед которыми Водящий остановился (учить детей делать взмах платком только на «волшебную» музыку) и становится между ними СПИНОЙ в хоровод, держа платок в вытянутой руке
На слова 1-2-3 беги (учить детей говорить эти слова вместе с диктором и не бежать раньше времени)
Игра - пляска с платочками.
Игра подходит для всех групп. У Аниматора корзинка с платочками. Девочка с платочком пляшет, все хлопают, потом пляшут все. Девочка выбирает подружку, кладет ей на плечо свой платочек, себе берет из корзинки. Пляшут обе – все хлопают. Затем пляшут все. Две с платочками подходят к двум подружкам, кладут им платочки на плечи, себе берут в корзинке. Т. о. пляшут уже 4 девочки и так дальше в геометрической прогрессии. Если кол – во девочек не четное – оставшуюся приглашает аниматор.
Прыг скок ОХ, АХ
У меня платок в руках
Я платочком помашу,
Всех я в пляску приглашу
Прыг скок АХ, ОХ
Мой платок совсем не плох
Вы, подружки выходите
Да со мною попляшите
Игра с Веснянкой (прятки)
1. Ах Весняночка - красавица, ты хороша!
В хороводе вместе с нами ходишь не спеша!
Ах, Весняночка – краса, ты приветлива!
Покрывало у тебя разноцвет-но-е!
Дети идут в хороводе. Веснянка -взрослый персонаж, ходит с покрывалом внутри хоровода противоходом
2. Мы в кружок сойдемся, дружно хлопнем 1-2-3!
Дети сходятся в центр не сужая сильно круг. Хлопают в ладоши
Как танцуем – ты на нас, Веснянка, посмотри!
Дети выставляют ножки на пятку.
Круг пошире разводи, отвернись и не гляди!
Кто под покрывалом у Веснянки – не гля-ди!
Дети расширяют круг. Отворачиваются спиной к кругу, закрывают глаза руками
На заключение Веснянка дотрагиваясь до ребенка (можно 2-х, 3х) приглашает их в центр круга, детки присаживаются, Веснянка накрывает их покрывалом.
Далее Ведущая или Веснянка просит детей повернуться и отгадать кто спрятался под цветным покрывалом Весны.
Хороводная игра с покрывалом
Цели и задачи - развивать внимание, наблюдательность, координацию, ориентацию в пространстве, учить детей двигаться хороводным шагом, держать ровный круг.
Правила Игры
Мальчики и девочки стоят в двух кругах. Под музыку начинают движение. Персонаж с покрывалом ходит между кругами. Затем мальчики отворачиваются, девочки отпускают руки, и Персонаж одну из девочек накрывает покрывалом. Мальчики поворачиваются и отгадывают кто под покрывалом. Затем игра повторяется, Персонаж накрывает мальчика.
Функциональность: Данную игру можно использовать перед сюрпризным моментом: когда оба круга отвернутся - накрыть, например, сундучок с подарками. На зимнем празднике использовать волшебное покрывало Зимушки.
Игры с яблочком
Катится, катится яблочко наливное по блюдечку по серебряному, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Неслучайно образ яблока сохраняется в народных традициях и культуре и сегодня.
Игра «Яблочко»
Текст:
Яблочко покатится по рукам
Яблочко в ладошки я передам!
Яблочко катись, катись,
А потом остановись,
В руки яблочко вложи, пожелание скажи!
Игра – танец
Осени с яблочками
Осень: У меня есть яблочки, вот они какие,
Яркие, румяные, солнцем налитые.
Подскажу вам, милые, в чём же их секретик -
Очень танцевальные яблочки вот эти!
1 вариант
Осень (можно взрослая, можно девочка) ходит с корзиночкой в кругу под песенку и раздает по яблоку детям (8 -10 чел). Яблоки – если не финал и не раздача яблок после праздника – лучше брать двусторонние плоскостные, а не настоящие.
Далее или на финал песенки, или вкл. плясовая или вальсовая музыка (варианты приложила) все дети (те что с яблочками и те, что остались в кругу – пляшут по показу Осени)
Дети кладут яблоки в корзинку, игра повторяется. Снова раздает яблоки Осень.
Этот вариант можно применить как игровой прием при разучивании каких то элементов движений
Ход игры. Дети ведут хоровод, или стоят на месте. Ведущая Осень, под иузыку ходит и раздает яблочки.
Осень разноцветная к вам, друзья пришла
Славные подарочки припасла
Яблоки в корзиночке я ношу,
Танцевать, всех друзей при-гла-шу
Яблочко бери скорей не ленись!
С Осенью красавицей покружись!
На проигрыш детки, которым дали яблочки выходят в кружок – танцуют.
Русская народная игра «Золотые ворота»
Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.
Игра - «Притворяшки»
Дети гуляют, танцуют, показывают как расцветают цветы (фонарики) затем бегут и садятся на ковер на цветочки. Далее можно кукол выводить на ширме, но я надевала куклу на руку Ведущей, чтобы кукла ходила, искала деток. Можно по – разному. В финале использовала песню А. Чугайкиной, но вложила и другие танцевальные песенки)
Цели:
1. Развитие звукоподражания
2. Развитие двигательных навыков.
( песенка:)
Воспитатель с песенкой вносит Мишку би-ба-бо или кукла появляется на ширме.
Мишка: Я мишутка -мишка. Бурый шалунишка
Ребятишки тут гуляли, но куда все убежали?
А кто это на цветочках сидит, на меня сейчас глядит
Может быть ребятки, а может быть…. котятки?
Вед: Ребятки, давайте помяукаем, притворимся котятками, мишка нас не заметит и уйдет как котята мяукают?
Дети мяукают
Мишка: И правда, котятки на цветочках, сидят, пойду дальше искать!
Вед: Ушел Мишка, а к нам в гости уже идет Лисичка!
Воспитатель с песенкой вносит Лисичку би-ба-бо
Лисичка. А я лисонька лиса. Всего леса я краса!
Ребятишки тут гуляли, но куда все убежали,
А кто это на цветочках сидит, на меня сейчас глядит
Может ребятишки, а может это мышки?
Вед: Ребятки, давайте попищим, притворимся мышками, Лисичка подумает, что мы мышата и уйдет, как мышки пищат?
Дети пищат
Лисичка: И правда, мышки на цветочках сидят, пойду -ка я дальше деток искать!
Воспитатель с песенкой вносит Волка би-ба-бо
Волк: Я волк – волчок мягкий серенький бочок
Ребятишки тут гуляли, но куда все убежали,
А кто это на цветочках сидит, на меня сейчас глядит
Может быть ребятки, а может поросятки?
Вед: Ребятки, давайте похрюкаем, притворимся поросятками волк-волчок нас не заметит и уйдет
Дети хрюкают
Волк И правда, поросятки на цветочках сидят, пойду дальше деток искать!
Вед: Ушел волк – Волчок, а к вам уже зайчишка- шалунишка скачет!
С песенкой появляется Зайка (лучше, если ребенок подготовительной группы)
Зайка: Я Зайчишка серенький,
А зимою беленький!
А кто это на цветочках сидит, на меня сейчас глядит?
Вижу-вижу, ребятишки, и девчонки и мальчишки!
В притворяшки вы играли, но сидеть уже устали!
В с цветов скорей вставайте, да со мною поиграйте!
Дети танцуют с Зайкой
Вед: Вот какие притворяшки,
Поиграли без промашки,
Не ленились-притворялись.
веселились-наигрались
Развесёлая игра
Нравится вам, детвора?
Нравится? Кричите-да!
Не скучайте никогда!
Заключение
Можно сделать вывод, что
народные игры важны в жизни ребёнка. Они разнообразны и интересны
детям. Поэтому их использование в дошкольном детстве необходимо.
Многие народные игры мы применяем в своей практике. Играем с
детьми во время прогулки, в свободное время, а также не включаем
народные игры в музыкальные и физкультурные занятия. Народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение –
доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием
Поэтому необходимо широко использовать русские народные
подвижные игры в работе с дошкольниками