сайера Бахлул
Этнокультурное воспитание детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать знания педагогов по этнокультурному воспитанию дошкольников, вооружить их практическими навыками работы. Систематизировать у воспитателей знания о культуре и традициях народов разных стран.
Форма проведения: презентация работы по этнокультурному воспитанию в МАДОУ ЦРР ДС «Радуга». Проведение мастер – класса по изготовлению деревьев для диорам.
Публикация «Этнокультурное воспитание детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Ход выступления:
Если мы хотим кого-то
Встретить щедро от души,
На крыльце того встречаем
С белым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
С давних времён на Руси существовала красивая традиция встречать у дома дорогих гостей "хлебом и солью".
Так и наш детский сад соблюдает эту традицию и рад приветствовать всех гостей. На центральной лестничной площадке стоят сказочные герои и встречают дорогих гостей хлебом и солью.
А ещё в нашем саду у детей формируются чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.
Как мы рады, что ребята в детском садике дружны,
Ведь когда народы дружат, это счастье для страны,
Так давайте веселиться, песни петь и танцевать,
А еще друзей хороших будем в гости зазывать!
Картины воспитывают любовь к сказкам народов мира и его фольклору. Приобщают детей к прошлому национальной культуры.
В нашем саду совместными усилиями был создан музей культуры и быта русского народа «Горница» и «Подворье»
Наша горница содержит разнообразный наглядный и практический материал:
- русская печка, деревянные лавки, посуда, утварь,
- изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.
- прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;
- лоскутные одеяла; подузорники, наволочки (вязанные и вышитые гладью,
- русские народные инструменты: гармошка, бубен;
Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Здесь проводятся тематические НОД для дошкольников;
посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;
Темы экскурсий: «Устройство горницы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «деревенская улица: народные календарные праздники круглого года», «Подворье: коровушка – кормилица», «во саду ли, в огороде» и др.
Этим самым мы знакомим детей с устным народным творчеством: пословицами, поговорками и прибаутками
- Обогащаем словарь названиями предмета быта: самовар, веретено, печь, лапти и т. д.
- Формируем любовь и бережное отношения к предметам старины.
В процессе создания музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, и в роли музееведов, и в роли хозяев избы.
Неоценимую помощь в проведении данной работы оказывают экскурсии в Национальный музей «Калейдоскоп Ямала», который создан и функционирует в нашем саду, в котором проводятся тематические занятия, экскурсии, беседы с дошкольниками. На занятиях в мини-музее дети обследуют предметы руками, примеряют на себе одежду, обувь. Это усиливает эмоциональные чувства, учит бережно относиться к старинным вещам.
А так же воспитателями были изготовлены диорамы, которые дают представление детям о культуре, быте и традициях народов малой родины.
Свободный доступ к музею позволяет детям познавать окружающий мир через предметы старины. Ведь дошколятам понятней и ближе то, что они могут рассмотреть и взять в руки. Все экспонаты нашего музея используются на занятиях, в играх и в качестве театрального реквизита.
На базе нашего музея мы имеем возможность воспитывать толерантное отношение к людям коренной национальности.
Мною была создана диорама «Стойбище», на которой дети наглядно познакомились с жилищем и промыслом народов севера.
Вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по — настоящему ценить свой край, если мы научим его этому.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.
А сейчас мы перейдём к практической деятельности. Я проведу, мастер класс по изготовлению деревьев для диорам, которые в дальнейшем украсят ваши наглядные пособия.
Сегодня мы с вами будем учиться изготавливать северную берёзку и ель.
У нас есть готовая основа для диорамы, которую я изготовили из пенопласта, предав ей рельефную форму и с помощью красок превратила нашу основу в небольшой холм, на котором у нас с вашей помощью «вырастут» ели и берёзки. Это у нас будет фрагмент нашей диорамы. В дальнейшем можно будет продолжить и изготовить чум, речку и дополнить животными севера.
Для этого нам понадобится поролон, ножницы, зубочистки, гуашь (белая, чёрная, коричневая, веточки, синтепон, зелёный чай, клей.
Поролон я заранее подготовила, так как это требует много времени, а у нас его не так уж много. Я взяла обычную губку для мытья посуды, убрала верхний слой и пропитала его смесью из зелёной гуашевой краски и клея ПВА. У меня получились вот такие плотные заготовки. Из них мы будем изготавливать ели. А из этого синтепона и зелёного чая мы с вами будем учиться изготавливать деревья. Я прошу вас разделиться на две группы и приступить к практической деятельности.
Ну вот у нас получились замечательные берёзки и ели. Давайте мы их посадим на нашу заготовку. В дальнейшем можно будет дополнять нашу диораму другими атрибутами. Мы надеемся, что данная диорама будет использоваться в работе с детьми.
Спасибо большое, что приняли участие в нашем мастер классе. И я надеюсь, что ещё не раз с вами встретимся. Желаю вам творческих успехов!