Светлана Никитина
План-конспект мастер-класса для научно практической конференции. Этнокультурное воспитание и обучение детей дошкольного
▼ Скачать +Заказ
Мастер – класс для воспитателей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через удмуртские подвижные игры».
Цель: Систематизировать представления педагогов о удмуртских народных играх, как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с некоторыми удмуртскими народными играми
2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.
3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса
Публикация «План-конспект мастер-класса для научно практической конференции, Этнокультурное воспитание и обучение детей дошкольного» размещена в разделах
Материалы: мяч большого размера, атрибуты к подвижным играм (платочки).
Участники: взрослые
Участники мастер – класса приглашаются занять свои места.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер — класс будет посвящен удмуртским народным играм и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников.
Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потере здоровья.
Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.
Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста — они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно- сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
В жизни удмуртского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место, посвящены они языческим праздникам. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминология. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры развивается внимание, мышление, воображение, память.
Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями считалками. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма. Они несут в себе разную социальную направленность. Приобщаются к национальной культуре. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.
Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.
В своей работе при проведении подвижных игр я учитываю возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.
Ход:
Мы с вами поиграем в удмуртские народные игры с мячом, с платочком: «Игра с платочком», «Пось картошка».
Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, и сначала поразмять пальчики: Писэйпиос
Милям кочышмылэн
Дас писэйпиез вордскем:
Кык зокез, кык шаплыез,
Кык кузез, кык пояськисез,
Кык туж пичиосыз –
Тужгес чеберъесыз.
потом передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья, и как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников? (Участники мастер – класса выполняют задание).
(Считалка)
Мон, тон, со,
Мон, тон, со,
Ми, ти, соос,
Ми, ти, соос –
Кин вылэ лыдзон дугдоз,
Со ик уылись луоз.
Мон но, тон но, Паримон,
Онтонлы луоз коньдон.
Вить, куать, дас куать,
Тон но, мон но одиг кадь.
«ИГРА С ПЛАТОЧКОМ»
Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух водящих. Одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает. А второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платочком.
ПРАВИЛА. Играющий убегает только тогда, когда получит платочек. Когда ведущий с платочком пойман вторым ведущим. То второму ведущему дается платочек, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу
Рефлексия:
В заключении нашего мастер – класса я предлагаю провести еще одну игру. Мы сейчас с вами будем под музыку класть в корзину флажки красного цвета, желтого и синего.
Красный цвет (очень понравилось, много нового взял для себя)
Желтый цвет (понравилось, но ничего нового для себя не взял)
Синий цвет (не понравилось).
Спасибо. Я благодарю вас за сотрудничество.
Удачи всем!
Список используемой литературы:
1. А. В. Кенеман «Детские подвижные игры народов мира». Издательство «Просвещение» Москва. 1988 год
2. Ю. А. Кириллова «Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе»; Издательство ДЕТСТВО – ПРЕСС, Санкт – Петербург 2006 год