Елена Молчанова
Консультация для педагогов. Воспитание основ безопасного поведения. Правовое воспитание дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является воспитание основ безопасного поведения. Работа по данному направлению предполагает исключение влияния неблагоприятных факторов на психоэмоциональное и физическое самочувствие дошкольников.
Публикация «Консультация для педагогов, Воспитание основ безопасного поведения, Правовое воспитание дошкольников,» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Содержание работы по формированию у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе зависит от их возраста. В организации жизнедеятельности младших дошкольников ведущая роль принадлежит взрослым – родителям, педагогам. Дети постепенно усваивают, какую опасность могут представлять огонь, вода, стекло, колющие и режущие предметы. Им доступны такие понятия, как высота, глубина. Они понимают, что нельзя играть со спичками, прикасаться к включённым в сеть электроприборам. Детям этого возраста надо объяснять правила безопасного поведения на улицах города, в природе, при общении с незнакомыми людьми.
В работе со старшими дошкольниками на первый план выходит задача воспитания самостоятельности и понимания важности правильного поведения с целью охраны своей жизни и здоровья. Старший дошкольник должен иметь четкие представления о том, что включает в себя понятие «здоровый образ жизни».
Следует научить ребенка оценивать своё самочувствие, вовремя обращаться за помощью к взрослому.
Не менее важно обучить простейшим приёмам самообороны (громко звать на помощь, кричать в случае насильственных действий, сформировать отрицательное отношение к вредным привычкам. Старший дошкольник должен знать свой домашний адрес, телефон, иметь представление о том, к кому можно обратиться за помощью, если потеряешься.
Рассмотрим основные направления воспитательно-образовательной работы.
Формирование ценностного отношения к своему здоровью, навыков личной гигиены.
Педагог объясняет, как сберечь и укрепить здоровье с помощью зарядки, закаливания, соблюдения режима, знакомит со строением тела человека, его органами и их значением.
Одним из основных средств укрепления здоровья является двигательная активность, поэтому особенно важно формировать у дошкольников привычку к ежедневным физическим нагрузкам: утренней зарядке, подвижным играм, физкультурным занятиям, спортивным играм и упражнениям.
Важно уделять внимание вопросам правильного питания. Рассказать о полезных продуктах, витаминах, которые помогают человеку сохранить здоровье. Обратить внимание на продукты, вредные для здоровья человека, но достаточно популярные сегодня (чипсы, газированные напитки и т. п.) Можно предложить старшим дошкольникам опытным путем определить пользу и вред различных жидкостей, употребляемых человеком (см. приложение №1)
В процессе трудовой деятельности дети под наблюдением взрослых знакомятся с различными бытовыми приборами и инструментами, усваивают правила техники безопасности.
Овладевая навыками безопасного поведения, знаниями о мире живой и неживой природы, ребенок узнает, какие опасности могут подстерегать его в быту, на улице, в природе.
Какие же методы помогут педагогу сформировать основы безопасного поведения у дошкольника? Прежде всего игровые. Большинство авторов предлагают ввести в работу сказочного персонажа, который оказывается в различных ситуациях и вместе с детьми учится правильному, максимально безопасному поведению. Это фея «Осторожность» (Г. В. Трофимова, СТОБЕД (герой произведений Д. Орловой, ожившие бытовые предметы или животные (Т. А. Шорыгиной). Оптимальные проблемные ситуации, из которых надо найти выход и закрепить навыки безопасного поведения, помогает создать сюжетно-ролевая игра. Эффективным методом усвоения и закрепления аналогичных знаний являются и дидактические игры. Наглядность в сочетании с возможностью индивидуальной работы позволяют педагогу поддерживать интерес к изучаемой теме, систематизировать знания, закреплять навыки.
Чтение произведений художественной литературы позволяет детям увидеть последствия пренебрежительного отношения к правилам поведения на улице, в быту. Сказка, рассказ, стихотворение могут стать сюжетом для обсуждения опасной ситуации с последующим определением основных мер предосторожности. Особенно эффективны стихотворные произведения. Лаконичные по форме и содержанию, они эмоционально воспринимаются и легко запоминаются дошкольниками.
Вопрос воспитания основ безопасного поведения является одним из основных в содержании взаимодействии педагога с семьёй. Организация здорового образа жизни, воспитание у ребенка культурно-гигиенических навыков, обучение его правилам безопасного поведения в различных ситуациях – всё это важно доносить до родителей в различных формах общения: беседы, консультации, дискуссии при обсуждении конкретных ситуаций, встречи со специалистами. Такая форма взаимодействия педагога, детей и родителей, как совместный досуг (музыкальные праздники, конкурсы, туристические прогулки, трудовые мероприятия, позволяет повысить взаимное доверие, сделать общее эмоционально насыщенным, а усвоение необходимых знаний максимально эффективным.
Ещё одно направление социально-коммуникативного развития – правовое воспитание дошкольника. По мнению многих авторов, данную работу необходимо проводить в тесной взаимосвязи с семьёй ребенка. Исследователи, занимающиеся вопросами правового воспитания, подчеркивают, что многие современные родители не имеют понятия о существовании таких документов как Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др. Более того, многие родители считают разговор о правах ребенка неуместным. Таким образом, работу нужно начинать с ознакомления родителей с вышеуказанными документами, показать их значение в воспитании ребенка.
Что касается с детьми, её содержание не должно ограничиваться формулировкой «дошкольник должен знать свои права». Содержание этой работы может быть определено на основе принципов Декларации прав ребенка. Например, первый принцип упрощенно звучит так: «Все дети разные, но все они имеют одинаковое право на защиту и помощь». Для усвоения данного принципа оптимальной формой работы является создание в группе свода правил (пример таких правил в стихотворной форме приводится в приложении 2, согласно которому дети должны с уважением относиться друг к другу и к взрослым, никто никого не должен обижать и т. д. Таким образом, у детей развиваются навыки социального поведения, они учатся соблюдать правила того сообщества, в котором находятся. Постепенно формируется понимание, что в любом социуме существуют общепринятые правила, которые необходимо соблюдать.
Упрощенная формула второго принципа: «Все дети имеют право на здоровый образ жизни». Содержание данного принципа интегрируется во все образовательные области (мы рассмотрели его в этой статье в контексте воспитания основ безопасного поведения).
Третий принцип – «Все дети имеют право на имя и гражданство» - также интегрируется в другие области, как социально-коммуникативное и познавательное развитие. Ребенок усваивает, что он – гражданин своей страны, у него есть имя, как и у каждого человека. Воспитывая чувство гражданственности, нельзя забывать и о воспитании толерантного отношения к людям иных национальностей, к их традициям, истории, языку.
Упрощенная формула четвё ртого принципа: «У каждого ребенка должны быть дом, пища, забота взрослых и, если понадобится, хорошее лечение». Углубляются представления детей о роли семьи, взаимном уважении, здоровом образе жизни.
Пятый принцип Декларации – защита прав особого ребенка. Важно воспитывать у дошкольников чувство сострадания, сопереживания, вызвать желание помочь таким детям, привлекая к интересной совместной деятельности.
В шестом принципе говорится о том, что все дети имеют разные права на заботу, любовь и благополучие. Педагог беседует с детьми о семье, взаимном уважении друг к другу и т. д.
Седьмой принцип устанавливает право каждого ребенка на образование, при этом Декларация заявляет не только о праве, но и об обязательном обучении каждого человека, чтобы со временем он стал полезным для общества.
Требование о защите детей от жестокого обращения закреплено в восьмом принципе Декларации прав ребенка. Дошкольникам можно сформулировать его так: «Никто не при каких обстоятельствах не имеет права жестоко обращаться с ребенком». Этот принцип очень важно серьёзно проработать с родителями, уделив особое внимание вопросам наказания и поощрения.
В девятом принципе говорится о том, что каждый ребенок имеет право на собственное мнение, самовыражение. Многие авторитарные родители не согласны с этим принципом. В беседе с ними важно подчеркнуть, что речь идёт о признании индивидуальности личности, развития её самостоятельности, способности принимать решения и отвечать за их последствия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРОЕКТ
«Такое непростое яйцо»
Актуальность. Формирование познавательной активности и развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного дошкольного образования. Опытно-поисковая и экспериментальная деятельность позволяет ребенку самостоятельно добывать знания, что значительно повышает эффективность их усвоения и практического применения.
Ценность экспериментирования в том, что ребенок имеет возможность провести всесторонний анализ предмета или явления, выявив характер его взаимоотношений с другими предметами или явлениями. Поисковые методы способствуют развитию важнейших психических процессов (памяти, мышления, воображения, стимулируют речевое развитие.
Цель. Расширять представление о пользе некоторых продуктов питания, о вредных веществах и продуктах, отрицательно влияющих на здоровье человека. Изучать свойства куриного яйца, влияние различных жидкостей на его скорлупу.
Содержание работы
Форма работы Тема Задачи
Первое занятие «Яйцо не золотое, а простое» Расширять представление детей о полезных свойствах яиц. Учить определять опытным путем сырые и вареные яйца, решать практические задачи методом экспериментирования
Наблюдение в течение недели Как меняется внешний вид яйца в различных жидкостях Закреплять умение решать практические задачи методом экспериментирования; анализировать полученные данные. Расширять представления о действии различных жидкостей на плотность яичной скорлупы (о влиянии кислоты на кальций)
Второе занятие «Такие разные птицы» Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Совершенствовать навыки исследовательской деятельности, находить способы получения ответов на возникающие в ходе работы вопросы, собирать интересные фотографии и иллюстрации с изображением птиц, птичьих гнезд, их описание.
Наблюдение в течение недели Какие птицы живут вблизи детского сада (дома) Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе
Третье занятие Фокусы Показывать опыты с использованием куриных яиц. Повышать познавательную активность, желание добывать знания методом экспериментирования.
Четвертое занятие «Кто вылупился из яйца?» Расширять представление о многообразии животного мира. Показать видовое разнообразие рептилий
(пресмыкающихся). Дать представление о внешнем виде этих животных, среде их обитания, появлении у них потомств из яиц.