Гульназ Утягулова
Этнокультурное воспитание детей в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Этнокультурное воспитание детей в средней группе»
Сегодня проблема приобщения детей к народной культуре приобрела особую актуальность. В настоящее время активизируется движение в защиту национальных культур в процессе возрождения многих обычаев и обрядов, традиций коренных народов крайнего Севера, решаются вопросы ознакомления с ними разных категорий населения, среди которых особое место занимают дети.
Публикация «Этнокультурное воспитание детей в средней группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Наш детский сад посещают дети разных национальностей: ненцы, коми, русские, даргинцы, украинцы, татары и др. Педагоги нашего детского сада знают о культурах детей, посещающих дошкольное учреждение, и организуют в различных формах приобщение детей к традициям разных народов. При этом акцент делается на том, что все мы разные, но у нас общие интересы, мы нужны друг другу для содержательной, интересной, доброй совместной жизни
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края и города. На наш взгляд, решением данной проблемы стала внесением в рабочую программу изучение родного края как отдельно образовательная деятельность по теме Край родной «Ямал»
Целью образовательной деятельности является
• воспитание патриотизма, формирование нравственных чувств, эстетическое воспитание через ознакомление детей с национальными и культурными традициями ненецкого народа;
• формирование у детей представлений о природе родного края, о национально-культурных традициях ненцев, об их обычаях, обрядах, песнях и танцах, устном народном творчестве.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
Обучающие:
• познакомить детей с культурой, бытом ненецкого народа.
• содействовать самостоятельному совершенствованию знаний культуры северных народов.
Воспитывающие :
• воспитать уважение к коренному народу.
• воспитывать у детей уважения к истории, культуре, языку ненецкого народа.
• воспитывать у детей интерес и желание больше узнать о родном крае, о жизни ненецкого народа.
• воспитывать у детей бережное отношение к природе, умение видеть ее красоту, через произведения художественной литературы, искусства.
Развивающие:
• развитие у детей интеллектуальных, познавательных и творческих способностей.
• развитие культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия.
При ознакомлении и приобщении дошкольников к народной культуре ненцев важную роль играют различные виды деятельности. Особенности работы с использованием этнокультурного компонента, как средства развития творческих способностей у дошкольников заключаются в планомерном расширении знаний о культуре и традициях коренных народов Севера, обогащении развивающей среды, интеграции всех видов детской деятельности и обязательном взаимодействии с родителями воспитанников.
Для решения поставленных задач мы используем все разнообразие форм и методов, способствующих развитию и обогащению знаний каждого ребенка. Наиболее оптимальными формами работы, сочетающими в себе различные методы работы с дошкольниками, на наш взгляд, являются беседы, дидактические, подвижные и народные игры, занятия художественным ручным трудом, так как именно они в наибольшей степени способствуют развитию творческих способностей детей.
С целью оптимизации процесса развития творческих способностей у детей в нашем дошкольном учреждении созданы уголки национальной культуры и быта ненецкого народа.
В своей работе мы широко используем фольклор ненецкого народа. Ненецкие сказки и песни мы используем как активное средство развития фольклора осуществляется нами в различных формах: чтение, пересказ, театрализация, праздники, занятия ручным трудом.
На всех возрастных этапах с целью развития творческих способностей детей мы используем также иллюстративный материал, предметы прикладного и декоративного искусства ненецкого народа.
Реализация изучение регионального компонента как образовательная деятельность будет способствовать расширению элементарных знаний детей о традициях, быте коренных народов Севера, особенно традициях ненецкого народа.