Наталья Поливцева
Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраст
».
С развитием промышленного производства, в нашем городе уменьшилось количество растительности, что отразилось на состоянии воздуха — регулярной загазованности. Кроме того, большинство детей живут в практически искусственной среде, не имеют возможности побывать на реке, в лесу, на лугу; не умеют бережно обращаться с растительными объектами, т. к. у них отсутствуют элементарные экологические знания. На первый взгляд, это разные проблемы. На самом деле это не так. Взрослые, которые повинны в загрязнении воздуха, когда-то были детьми. Что-то упустили в их экологическом воспитании и теперь это невозможно восполнить. А упущен был период дошкольного детства, который наиболее восприимчив к изучению мира растений. Только в дошкольном детстве, когда ребенок начинает засыпать взрослых бесконечными «почему», нам предоставляется исключительная возможность создать такую исследовательскую деятельность, в которой у ребенка формируются знания о растениях. Процесс формирования знаний о растениях способствует взаимодействию ребенка с природой: появлению доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, интереса к природным объектам — растениям, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности, умение заботиться о растениях, создавать необходимые для жизни условия. Получив в детском возрасте опыт правильного взаимодействия с растениями, человек постарается в будущем так организовывать различные производства, чтобы этот процесс не наносил вреда растительному миру.
Публикация «Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Цель моей работы: поделиться приемами, методами и средствами формирования знаний о растительном мире воспитанников дошкольных учреждений. Хочу поделиться с некоторыми из них. Сформировать знания о растениях возможно посредством наблюдений.
Это можно сделать при помощи организации предметно-пространственной развивающей среды: разработать и оформить экологическую тропу на участке ДОУ. Основное назначение экологической тропы-создание оптимальных условий для воспитания грамотных людей, формирование высокой экологической культуры поведения в природной среде. Отбор материала зависит от времени года, в которое проводится экскурсия. Тропа имеет кольцевой маршрут. Каждая остановка имеет свое название. В рассказе о деревьях и кустарниках, отмеченных на первой и последующих остановках, особо выделяется мысль о том, что для нормальной жизнедеятельности, растениям нужны определенные условия, через которые они связаны с неживой природой. Это почва, свет, тепло, влага. Человек использует растения для своей жизни — они дают ему пищу, кров, обогащают воздух кислородом, летом укрывают от жары, а зимой спасают от холода. В свою очередь человек старается рационально использовать дары природы, тщательно восстанавливать растительные ресурсы, охранять леса и парки. Так постепенно воспитанники подводятся к выводу об устойчивых взаимосвязях, существующих в окружающей среде: между живой и неживой природой, между природой и человеком, его трудовой деятельностью. Воспитатель обращает внимание детей, что растения в парке, как и в лесу, располагаются ярусами: первый ярус —травы; второй — кустарники; третий — деревья. Оформить уголок природы: календарь природы, где дети смогли ежедневно отмечать состояние погоды. Собрать вместе с детьми: коллекцию семян для исследований, природный материал для деятельности в уголке творчества. Подобрать дидактические игры, например: «Вершки и корешки», «В мире растений», «Цветы», «В саду, на поле, в огороде», «Как растёт живое?», «С какого дерева лист?» и др. Изготовить пособия «Собери цветок». Оборудовать мини-лабораторию. С целью формирования знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста широко используем метод наблюдений в природе. Наблюдение, как метод познавательно-исследовательской деятельности гармонично сочетает в себе: с одной стороны знакомит детей со взаимосвязью живой и неживой природы и природными явлениями, а с другой стороны позволяет сделать эти исследования через эмоциональное восприятие чувственного образа объекта природы. В результате, экологические знания формируются из того, что отпечаталось в чувствах ребё нка и превратилось во внутренние установки: проявление эмоциональной отзывчивости, проявление интереса к растениям, умение о них заботиться.
Использование организованных наблюдений происходит в основных видах деятельности : на занятиях, на прогулке, в трудовой деятельности, в дидактических играх, дополняя их художественным словом или интересными фактами о растениях. Наиболее яркие изменения в растительном мире происходят осенью. В осенний период можно наблюдать с детьми как изменились листья деревьев: поменяли окраску, стали опадать. С помощью дидактической игры «Найди такой же лист», «Узнай дерево», «С какого дерева лист», ребята могут сделать вывод, что у разных деревьев разная окраска листьев осенью. Для сравнения внешнего вида деревьев можно предложить детям потрогать стволы, листья, ветки деревьев и рассказать, что они заметили. Дети после рассматривания приходят к выводу, что у клёна шершавый ствол, гладкие ветки, листья среднего размера, а у берёзы гладкий ствол, гладкие ветки и на веточке много маленьких листьев. Очень важно, что у детей можно вызвать первые эстетические переживания от восприятия красоты осеннего листопада, прочитав стихотворение «Листопад». В конце наблюдения о листопаде предложить детям сделать «салют» из листьев, такая игра им очень нравится. Много радости доставляет детям осенние цветы в цветнике (циннии, бархатцы, ноготки). В ходе наблюдения за бархатцами, отметить, что они не боятся холодов; можно выкопать цветущие растения и пересадить в горшок — украсить ими группу. Чтобы сравнить цветы — можно рассмотреть, потрогать, описать их семена — у всех цветов разной формы. Собрать с детьми семена. Показать, что собирать надо аккуратно, они очень легко рассыпаются. После прогулки рассортировать семена и сложить их в коллекцию семян. В это время года, в уголке природы можно провести наблюдения и экспериментирование с комнатными растениями. Ухаживая за комнатными растениями, дети всегда стараются понять, почему всё происходит именно так, а не иначе.
Ответы и догадки бывают и правильными, и самыми невероятными, подчас фантастическими. Они служат поводом для обсуждений, споров, побуждающих детей мыслить, сравнивать, запоминать, а главное- искать правильное решение. Чтобы получить ответы на многие вопросы, мы с детьми стали проводить опыты над комнатными растениями. Один из таких опытов «Погоня за светом». Цель эксперимента : установить, что растению нужен свет и оно ищет его. Материалы: комнатное растение бегония крапчатая.
Поставить растение у окна на три четыре дня. Разверните растение на 180 градусов и
оставьте еще на три- четыре дня. ИТОГ: Листья растения поворачиваются к окну.
Развернувшись, растение меняет направление листьев, но через некоторое время они снова
поворачиваются к свету. Почему? Растение содержит вещество под названием ауксин,
который способствует удлинению клеток. Накопление ауксина происходит на темной
стороне стебля. Излишки ауксина заставляют находящиеся на темной стороне клетки
вырастать длиннее, из-за чего стебли растут по направлению к свету. Это движение
называется фототропизм. Фото - значит свет, тропизм - движение. Опыт под названием
«Дыхание растений». Цель эксперимента : узнать, с какой стороны листа в растение
проникает воздух. Материалы: Цветок в горшке, вазелин. Намазать толстый слой вазелина на
верхнюю поверхность нескольких листьев. Намазать толстый слой вазелина на нижнюю
поверхность нескольких листьев. Ежедневно в течении недели наблюдать за растением. Есть
ли какая-нибудь разница между листьями, обмазанными вазелином сверху и снизу. Итог:
листья, на которых вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как другие не пострадали.
Почему? Отверстия на нижних поверхностях листьев - устьица- служат для движения газов
внутрь листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист
необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и препятствуя выходу из листа
избытков кислорода.
«Испарение воды растениями». Цель: Познакомить детей как растение теряет влагу
через испарение. МАТЕРИАЛЫ: Растение в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.
Поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клей кой лентой.
Поставить растение на 3-4 часа на солнце. Посмотреть, каким стал пакетик изнутри. ИТОГ:
На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен
туманом. Почему? Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям,
Выяснить, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.
Материалы: Два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, темный шкаф.
Поместить одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф. Оставить растения на неделю.
Сравнить затем их цвет. Поменять растения местами. Оставить растения также на неделю.
Сравнить опять растения. Итог: растение находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и
увяло, а растение на солнце стоит зеленым как и прежде. Когда растения поменяли местами,
то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.
Почему? Для того, чтобы растение зеленело ей нужен зелёное вещество хлорофилл который
необходим для фотосинтеза. Чтобы в растении произошёл фотосинтез, им нужен свет. Когда
нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из - за этого растение
бледнеет и рано или поздно умирает. Зеленые водоросли живут на глубине до ста метров.
Чем ближе к поверхности, где больше всего солнечного света, тем они обильнее. На глубине
ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зелёные водоросли не растут. «Растения
хочет пить». Цель эксперимента : Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста
и развития растений. Подвести детей к выводу о том, что для растений нужна вода.
Материалы: Два цветка бальзамина, поливалка с водой. Выяснить у детей, нужна ли вода
растениям. Два бальзамина поставить на солнышко. Одно растение полить, а другое нет.
Понаблюдать за растениями и сделать вывод. Полить это растение и понаблюдать еще
неделю. Итог: Цветок, которое поливали, стоит с листочками, зелёное и упругое. Растение,
которое не поливали, завяло, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились в низ.
Почему? Растение не может жить без воды и может умереть. «Что выделяет растения». Цель
эксперимента : Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания
для растений. Материалы: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок в
воде или маленький горшок с растением, лучинка, спичка. Выяснить почему в лесу так легко
дышать (предположение, что растения выделяют кислород для дыхания человека). Поместить
в емкость горшочек с растением (или черенок). Ставят его в теплое место (если растение
даёт кислород в банке его станет больше). Через 1-2 суток уточнить у детей накопился ли в
банке кислород. Проверить зажженной лучиной. Итог: наблюдают за яркой вспышкой
лучины в ёмкости сразу после снятия крышки. Почему? Растения выделяют кислород,
который хорошо горит. Можно сказать - что растения нужны человеку и животным для
дыхания. "Вверх или вниз». Цель эксперимента : выявить, как сила тяжести влияет на рост
растений. Материалы: Комнатное растение, подставка. Поставить цветок с горшком набок на
подставку. В течении недели наблюдать за положением стебля и листьев Итог: стебли и
листья поворачиваются к верху. Почему? В растении содержится ростовое вещество-
ауксин-, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин
концентрируется в нижней части стебля. Эта часть растет быстрее, стебель тянется вверх.
Еще очень интересный опыт «Где лучше расти?». Цель эксперимента : установить
необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие
растений, выделить почвы, разные по составу. Материалы: черенки традесканции, чернозём,
глина, песок. Вместе с детьми выбрать почву для посадки растений. Дети сажают черенки
традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе за
ними в течение двух недель. Делают вывод. Пересаживают черенки из глины в чернозем и
наблюдают за ними в течение двух недель Итог: в глине растение не растет, а в чернозёме -
растению хорошо. При пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке
растение растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте. Почему? В черноземе растение
растет хорошо, потому что много питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и
воздух, она рыхлая. В песке растение вначале растет потому, что в нем много влаги для
образования корней. Но в песке мало питательных веществ так необходимых для роста
растений. Глина очень твердая по качеству в неё очень плохо проходит вода, в ней нет
воздуха и питательных веществ.
Особый интерес у дошкольников вызывают растения, выращенные ими самими,
поэтому в конце зимы посадили лук и убедились, что даже в зимнее время года в тепле и при
хорошем уходе растут огородные растения. Наблюдаемые изменения растений связывали с
условиями, в которых они растут — тепло, обилие света, влаги, рыхление. Весной можно
провести опыты с бобами: наблюдение за проращиванием и ростом, развитием бобов. Опыт
показал необходимость тепла, воды и света для роста и развития растений. Рассмотрев
пророщенные бобы, дети вместе с педагогом могут посадить их в ящик с землёй, а далее
наблюдать за ними. В начале весны — в марте прорастить и посеять с детьми семена
петунии, бархатцев, цинний. Наблюдать за их ростом, ухаживать за ними. После майских
праздников высадить рассаду в грунт. В течение всего месяца, с детьми можно наблюдать за
распусканием листьев, появлением серёжек на берёзе и тополе. В цветнике рассматривали
первые всходы лилий и ирисов, отметить, что это садовые цветы. На участке детского сада
порадоваться появлению одуванчиков — луговых цветов, рассмотреть стадии их развития.
Но на этом наша исследовательская деятельность не закончилась : всё лето дети имеют
возможность трудится на огороде: пропалывать, рыхлить, поливать грядки. Большой интерес
вызывает у ребят наблюдения за всеми циклами роста овощных культур — всходы, росток,
превращение бутона в цветок, а из цветка — в плод. Детям очень интересно в середине лета
увидеть, как выросла свекла, морковь. Поверьте, что от этого дети получат радость от
общения с природой и увидят результат своего труда. К наблюдениям в природе можно
привлечь родителей наших воспитанников. Дети подготовительных групп совместно с
родителями с большим удовольствием участвуют в конкурсе на самую красивую клумбу,
разрабатывают проекты клумб. Активно включаются в оформлении фотовыставки «Дачные
истории», участвуют в творческих конкурсах «Огородные чудеса». Использование этихметодов позволяет показать ребятам особую красоту российской природы, получить
максимальные знания о растениях и растительном мире.