Ирина Лунина
Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста 6–7 лет как способ познания окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица).
Современные дети живут в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуются не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Однако, сухой поток информации не воспринимается детьми в полной мере и, как вследствие, у них не формируется мотивация к познавательной деятельности. Привить любовь к изучению окружающего мира, к самостоятельному поиску ответов на вопрос и возникновению новых вопросов из разряда «почему» – одна из основных задач воспитателя в комплексном развитии детей.
Публикация «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста 6–7 лет как способ познания окружающего мира» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
У детей дошкольного возраста пока ещё не сформировано абстрактное мышление, поэтому стоит учитывать, что ребенок познает объект только в ходе практической деятельности с ним. К такой деятельности как нельзя кстати относиться исследовательская, практическая часть которой заключается в эксперименте (опыте).
Опыт один из сложных и трудоемких методов обучения, позволяющий выявить сущность того или иного явления, установить причинно-следственные связи. Применение этого метода на практике позволяет воспитателю одновременно решать несколько задач. Во-первых, опытническая деятельность на занятиях в творческих объединениях детей позволяет педагогу использовать богатые возможности эксперимента для обучения, развития и воспитания обучающихся. Она является важнейшим средством для углубления и расширения знаний, способствует развитию логического мышления, выработке полезных навыков. Во-вторых, исследовательская деятельность позволяет стимулировать ребёнка к дальнейшему самостоятельному изучению окружающего мира. В-третьих, такая деятельность объединяет различные группы детей, как по интересам, так и в целом. Поэтому, несмотря на сложность в подготовке к данным занятиям, считаю целесообразным проводить занятия по изучению окружающего мира в форме исследовательской деятельности.
Для удобства изучения окружающего мира следует объяснить ребятам, что окружающий мир изучают три основные науки: физика, изучающая явления природы (примеры – почему сверкает гроза, дует ветер, утром земля холоднее чем вечером и т. д., химия, изучающая превращение одних веществ в другие (например, молока в кефир, изменение цвета чая при его заварке) и, наконец, биология, изучающая все живые организмы (растения, животные, человека). После такого объяснения следует предложить ребятам начать изучать природу.
Блок «физика» - направлен на формирование у детей представления о микромире молекул.
а) Эксперимент по изучению плотности
Перед проведением опыта следует объяснить детям, что мир состоит из мельчайших частиц шариков – молекул. Чем больше молекул веществе, тем сложнее их «расшевелить», так как они друг с другом притягиваются. Для примера можно продемонстрировать три банки – с воздухом, с водой и тягучей жидкостью (кисель, клей). Дети должны попробовать перемещать вещества в банке палочкой, сделав вывод какое вещество сложнее перемешивается, а следовательно в нём больше молекул, которые лежат более ПЛОТНО. Следует подвести ребят к тому, что плотность можно увеличить, добавив в одно вещество дополнительные молекулы, например молекулы соли в воду.
Опыт: Аккуратно поместите яйцо в стакан с простой чистой водой. Как и ожидалось, оно опустится на дно (если нет, возможно, яйцо протухло и не стоит возвращать его в холодильник). Во второй стакан налейте теплой воды и размешайте в ней 4-5 столовых ложек соли. Для чистоты эксперимента можно подождать, пока вода остынет. Потом опустите в воду второе яйцо. Оно будет плавать у поверхности.
Объяснение: Тут все дело в плотности. В солёной воде молекул стало больше, они способны удерживать яйцо на поверхности (для демонстрации следует нарисовать)
б) Изучение теплопроводности
Ребят необходимо спросить не замечали ли они, что летом, когда они купаются вода холоднее чем воздух, поэтому заходить в водоём сразу нелегко. Так почему же вода холоднее воздуха?
Следует руководствоваться прошлым опытом о плотности и напомнить, что воздух менее плотнее, чем вода и перейти к эксперименту.
Опыт: Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.
Объяснение: Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой, дольше, так как молекулы держат друг друга и требуется больше тепла и времени, чтобы они смогли оторваться друг от друга. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет. Шарик с воздухом лопнул, потому что молекулы воздуха не держат друг друга, при нагревании они убегают (как и мы одёргиваем руку от горячего) в разные части шарика, разрывая его.
г) Эксперимент по изучению электричества
Опыт: Отмерьте и отрежьте от салфетки полоску бумаги (7см х 25 см).Нарежьте на бумаге длинные тонкие полоски, оставляя край нетронутым. Быстро расчешитесь. Ваши волосы должны быть чистыми и сухими. Приблизьте расческу к бумажным полоскам, но не касайтесь их. В результате бумажки притянутся к рассчёске
Объяснение: Ребятам следует объяснить, что мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц – молекул, которые состоят из ещё более мелких частиц – электронов (для наглядности можно изобразить графически). Когда мы причесываемся, электроны как бы перепрыгивают с волос и попадают на расческу. Та половина расчески, которая коснулась ваших волос, получила множество электронов. Поднося расчёску к бумажкам, они притягиваются для того, чтобы эти мельчайшие частицы «перепрыгнули» с расчёски на бумажки. Как только все электроны перепрыгнут, бумажки упадут. Следует рассказать, что «перепрыгивания» или поток электронов, является нечем иным как ток, который, например, зажигает лампочки в квартире.
Для на разнообразия проведения данного опыта наэлектризованную расчёску можно поднести к тонкой струе проточной воды, наблюдая её отклонение. Объяснить данные процесс так же следует «перепрыгиванием» электронов. Также можно использовать стеклянные палочки (вместо расчёски, шерстяные вещи вместо волос и пёрышки вместо бумажек.
Для стимулирования самостоятельного познания мира ребятам можно рассказать о проведении опытов физической направленности дома. Так, например, можно рассказать с позиции изученных молекул о выращивании дома кристаллов соли разного цвета, рассказать как провести опыт со стаканом – непроливайкой и картоном (при этом заранее навести ребят на мысль о взаимодействии молекул, рассказать об опытах сломанный карандаш в стакане с водой, ну и, наконец рассказать об опыте со свечой, пламя которой не отбрасывает тени (наведя на мысль, что не все объекты состоят из молекул, побудить ребят изучить вопрос из чего состоит пламя и свет в целом). Необходимо подключать к домашней самостоятельной работе родителей, объяснить им о важности обсуждения полученных результатов с детьми
Блок «химия» - направлен на формирование у детей представления о превращении веществ из одного в другое. Следует объяснить детям, что изученные ранее молекулы, могут не только держаться или «разбегаться» друг от друга, но и соединяться вместе, образуя более большие молекулы (более прочные, образуя соответственно более плотные вещества, или наоборот разрываться, расщепляться, образуя более маленькие молекулы.
а) Превращение жидких веществ в газообразное
Опыт: смешиваем раствор столового уксуса и заранее разведённый раствор пищевой соды в одинаковых пропорциях. Наблюдаем реакцию выделения газа. (Ребята могут отметить признаки реакции – вспенивание, шипение, выделение пузырьков. Для наглядности опыт можно проводить в ёмкости, на которую можно надеть шарик – он будет надуваться).
Объяснение: два жидких вещества влияют друг на друга. Молекулы веществ столкнулись друг с другом, образовав новые вещества – жидкость, оставшуюся в ёмкости и газ, который «испарился». Для наглядности взаимодействие молекул следует нарисовать
б) Превращение жидких веществ одно в другое и с изменением цвета
Опыт: Таблетка витамина C растирается в порошок, растворяется в 55 мл тёплой воды. Наливают в стакан 5 мл полученного раствора, добавляют 5 мл йода и 55 мл нагретой воды. Йод должен обесцветиться. Отдельно смешивают 18 мл перекиси водорода, 5 г крахмала, 55 мл воды. Йодный раствор переливают в раствор крахмала туда-сюда несколько раз. Бесцветная жидкость станет тёмно-синей. Йод теряет цвет при реакции с витамином C. Крахмал при смешивании с йодом становится синим.
Объяснение: молекулы веществ имеют свой цвет. Они могут окрашивать вещество в красный, синий, зелёный, прозрачный и т. д. Вещества, взаимодействуя друг с другом образуют новые, которые могут как терять цвет, так и обретать новые. Для демонстрации ребятам следует показать опыт в виде рисунков – шариков-молекул разного цвета.
В) Превращение твёрдых веществ. (Данный опыт следует выполнять на улице в целях техники безопасности).
Опыт: на таблетку сухого горючего кладём несколько таблеток глюконата кальция (это довольно дешёвое лекарственное средство можно приобрести в аптеке). Пождигаем сухое горючее. Наблюдаем образование «фараоновых змей». Молекулы белого твёрдого вещества под влиянием теплоты «распались» (разложились, раскололись, образовав уже новое чёрное рыхлое вещество
Для стимулирования самостоятельного познания мира ребятам можно рассказать о проведении опытов химической направленности дома. Так, например, можно рассказать с позиции изученных превращений веществ об взаимодействии лекарств домашней аптечки – перекиси водорода и марганцовки, рассказать о популярных на сегодняшний день у детей «слаймах» (делают из канцелярского клея и аптечного тетрабората натрия). Попросить родителей помочь в осуществлении и обсуждении данных опытов, распечатав заранее подробные инструкции для проведения.
Блок «биология» - направлен на формирование у детей представления об устройстве живой природы, процессах, протекающей в ней.
а) От семян к растениям
Опыт: Для начала нужно намочить бумажное полотенце и положить его в банку. Теперь под стенками разложите семена фасоли. Перед тем, как положить семена в банку, их нужно тщательно осмотреть и выбрать только здоровые и неповрежденные. Банки нужно поставить на подоконник, ведь для того, чтобы растение проросло, нужно достаточное количество солнечного света. Банку переодически смачивать водой.
Для наглядности опыта можно подписать каждую баночку для каждого ребёнка. В течении определённых времени каждый ребёнок будет наблюдать за ростом общего/ или своего растения, зарисовывать его в своём блокноте
Обсуждение: следует поговорить с ребятами о том, как росло растение, какие стадии прошло (появились корешки, стебельки, листочки). Поговорить о важности воды и солнечного света для роста растения (для разнообразия эксперимента часть растений можно поставить в затенённые места, другую часть не поливать водой)
б) Как питаются растения
Понадобится: 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы.
Опыт: Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.
Объяснение: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря тому, что вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.
в) Почему листья зелёные
Опыт: Налить в стакан немного спирта. Поместить туда листик и оставить на пару часов. Лист начнёт бледнеть, а спирт окрашиваться в зелёный цвет, так как хлорофилл растворяется в спирту. Продолжение опыта: долить в стакан немного бензина и взболтать жидкость. Бензин, всплывший наверх (он легче спирта, станет изумрудным, а спирт – жёлтым. Так происходит, потому что хлорофилл переходит в бензин, а ксантофилл (жёлтый пигмент) и каротин (оранжевый, перешедшие из листика, остались в спирту.
Объяснение: ребятам следует рассказать, что зелёный цвет листочкам придают молекулы хлорофилла. Хлорофилл хорошо растворяется в некоторых жидкостях, поэтому листочек обесцветился, а жидкость (спирт) окрасился.
Для стимулирования самостоятельного познания мира ребятам можно рассказать о проведении опытов биологической направленности дома. Так, ребятам можно рассказать о том, как микробы превращают молоко в кефир и предложить им попробовать на это посмотреть (оставить молоко в ёмкости в тёплом месте, добавить в молоко немного сметаны. Для наглядности можно добавить в молоко слюну ребёнка, в которой содержаться бактерии полости рта, рассказать им о том как реагирует их тело на физические упражнения и предложить понаблюдать за изменением биения сердца, дыхания. Попросить родителей помочь в осуществлении и проведении данных опытов