надежда пермякова
Конспект занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе по теме «Деревья. Части дерева»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Деревья леса, части дерева».
Цель: Формировать навыки сравнительного анализа предмета, умение определять части дерева.
Задачи:
• Знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев леса. Упражнять в различении деревьев по внешним признакам и назывании частей дерева.
Публикация «Конспект занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе по теме „Деревья, Части дерева“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Коррекция и развитие наблюдательности, внимания, умения анализировать.
• Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений. Способствовать формированию коммуникативных навыков.
Оборудование. Презентация. Д\и «Чьи детки с ветки», «Подбери по цвету». Листики со стихами, пословицами, поговорками о деревьях, ветки деревьев, картинки с грибами.
Технические средства обучения: Ноутбук, беспроводная компьютерная мышка, проектор, экран.
Методы: Практический, игровой, наглядный, словесный, слуховой.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, 3 дня назад наступила зима и не успела ещё накрыть своим покрывалом листочки, которые разбросала осень. Посмотрите сколько их и какие они разноцветные. \На полу лежат листья разных деревьев, разного цвета. На листиках стихи о деревьях. \ Помогите, пожалуйста мне их собрать. Цвет листика подскажет вам ваше место. Чтобы найти свое место, надо найти дерево, от которого он отпал за столом.
Осень листья разбросала,
Соберем мы их сначала.
Место мы свое найдем,
Тихо сядем за столом.
Воспитатель. Ребятки, посмотрите на листочки внимательно – это вам последний осенний подарок. Осень просит назвать дерево, с которого оторвался листик и прочитать стихотворение о нём. \При чтении стихов-загадок на экране появляются деревья, о которых читают \
Таня. Мой листик от берёзы.
Стоит на поляне.
В зелёной кофточке.
В белом сарафане.
Артём. Мой листик от осины.
Если дунет ветерок,
Задрожит её листок,
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок осины.
Воспитатель. Как вы думаете, чем отличаются берёза от осины?
Дети. У них разный цвет ствола. У берёзки ствол белый с чёрными черточками, а у осины серо- зелёный.
Воспитатель. Как можно сказать, одним словом о белом стволе берёзы?
Дети. Белоствольный.
Воспитатель. Верно. Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Оказывается, берёза дышит через чёрные чёрточки и называются они чечевички. Чем ещё отличаются эти деревья?
Дети. У них разные листья. Лист осины круглый, с волнистыми краями, а у берёзы листья с зубчиками.
Воспитатель. Давайте рассмотрим ветки, потрогаем их и сравним.
Дети. У осины ветки прочные, крепкие, а у берёзы, гибкие, нежные.
Воспитатель. Люди говорят, что коса, есть у берёзы. Как вы думайте, почему так говорят?
Дети. Когда дует ветерок, ветки у березы как косы заплетаются.
Воспитатель. Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. Посмотрите, как много растет берёзок – подружек. \Слайды \. Такой лес называется берёзовой рощей или березняком. Лес, в котором растут только осины – осинник. Лес, где растут – берёзы, осины и другие деревья, имеющие листву, называются лиственными.
Вова. А у меня листик от клёна.
Он стоит высокий, стройный
Лист на нём резной узорный,
Ветками качает он.
Кто скажите он?.
Дети хором клён.
Воспитатель. Какого цвета ствол у клёна? На что похожи листья клёна? Если это лист клёна, то как он будет называться? А если их много? В каком лесу растёт клён?
Дети отвечают.
Данил. А у меня листик дуба.
Тёмной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей -
Много-много желудей!
Воспитатель. Правильно, это дуб. Какого цвета ствол у дуба? Дуб считается царём среди деревьев в лесном царстве. Как вы думаете почему? Если это лист дуба, то как он будет называться? А если листьев много? А как называются плоды дуба? Кто из лесных жителей питается желудями?
Дети отвечают.
Женя. Мой лист от рябины.
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость.
В лесу украшение,
И снегирям, дроздам угощение.
Воспитатель. Правильно, Женя, это рябина. Посмотрите какой у неё стройный ствол. Какого он цвета? А какие красивые листья у рябины. Они состоят из мелких листочков, которые расположены попарно, как будто держатся за руки. Какого они цвета? А как называется лист рябины? Кто питается ягодами рябины?
Дети отвечают.
Воспитатель. Назовите мне деревья, которые растут в нашем лиственном лесу?
Дети. Берёза, осина, рябина и т. д.
Воспитатель. Молодцы, вы хорошо называете деревья, которые растут в лиственном лесу, а ещё есть хвойный лес. Кто из вас знает, отчего такое название?
Дети. Хвойный от слова хвоя. У хвойных деревьев вместо листиков хвоинки.
Воспитатель. Хвоинки – это тоже листочки, но листочки хвойных деревьев.
Воспитатель. Какие деревья растут в хвойном лесу?
Дети. Сосны, ели.
Воспитатель. Кто знает загадку про хвойные деревья?
Саша. У меня листик ёлки.
Зимой и летом одним цветом.
Воспитатель. Почему хвойные деревья стоят зеленые?
Дети. Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.
Воспитатель. Хвою эти деревья тоже меняют, но только не как лиственные, а постепенно.
А ещё, ребята, лес, где растут одни ели называется ельник, где растут одни сосны, называется сосняк, или сосновый бор. А как называется лес, где растут одни кедры?
Дети. Кедровый бор.
Воспитатель. Верно. Кедрач – называют его в народе.
Физминутка с мячом «Назови дерево».
Воспитатель. Молодцы. Продолжим наши наблюдения. Рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки. Чем они похожи?
Дети. Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.
Воспитатель. А чем же отличается сосновая ветка от еловой?
Дети. Иголочками, хвоинки у сосны длинные, мягкие, светлые. А у ели короткие, колючие, темные.
Воспитатель. Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
Дети. Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.
Воспитатель. Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
Дети определяют.
Воспитатель. Верно. Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки. Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками. Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.
Игра «Чьи детки с ветки?»
Дети называют листья к картинке-дереву.
Лист березы - к берёзе. Лист кленовый - к клёну. Лист дубовый - к дубу.
Лист осиновый - к осине. Лист ивовый – к иве. Лист тополиный – к тополю.
Хвоинка кедровая – к кедру. Хвоинка еловая – к ели. Хвоинка сосновая – к сосне
Воспитатель. Молодцы! А скажите мне, чем похожи деревья между собой?
Дети. У них есть корень, ствол, ветки, листья.
Воспитатель. Верно, ребята. У всех растений есть корни, у дерева корни толстые, они нужны для того чтобы дерево крепко стояло и не падало, а еще через корни все растения питаются, они берут пищу из земли и по стволу она идёт к веткам, а потом к листьям. Поэтому дерево и растет. Оно живое, как и мы с вами, Дерево питается, дышит, растет. У каждого дерева есть ствол, по нему питательные вещества поднимаются от корней к веткам и листьям. Как правило, у дерева один ствол.
Воспитатель. А вы сможете объяснить, что означает слово лес?
Дети. Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, там живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т. к. в нем растет много деревьев.
Воспитатель. А вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?
Дети называют сами или читают подсказки- листики.
Лес-богатство и краса, береги свои леса.
Враг природы тот, кто леса не бережет.
Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса – посади.
Воспитатель. А кто хозяин леса?
Дети. Лесник.
Воспитатель. Молодцы, а какие правила поведения в лесу вы знаете?
Дети. Нельзя ломать ветки деревьев, не будем на ней царапать слова.
Нельзя рвать цветы, ими нужно любоваться.
Нельзя есть незнакомые ягоды и грибы и вырывать их с корнем.
Нельзя шуметь в лесу.
Нельзя обижать животных.
Воспитатель. Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу только потому, что их очень мало осталось или они погибли.
Мне по нраву только тот, Мир лесной кто бережет, Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнёт, Мухомор сшибать не станет, И костер не разведёт,
Кто всегда, всегда в лесу Уважает тишину.
Литература:
1. Н. А. Рыжова Экологический проект «Здравствуй, дерево!»- М. : Карапуз, 2005.
2. Т. М. Чернова «Деревья родного края», Краснодарский край, 2007г.
3. А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М., 1991 г. – 42 с.