Лидия Грязева
«Ветер». Использование планов-конспектов на уроках географии (8 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАНОВ-КОНСПЕКТОВ НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ
Л. И. ГРЯЗЕВА, учитель географии первой категории средней школы №11
г. Сарова Нижегородской области.
На уроках географии использую планы-конспекты, которые составляю сама.
Учащиеся с удовольствием работают на уроке, повышается активность и интерес к предмету географии.
Публикация «„Ветер“, Использование планов-конспектов на уроках географии (8 класс)» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- География. Уроки географии
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
1. Предлагаю ученикам назвать тему урока, прочитав им загадку:
Летит – фырчит,
Деревья качает,
Пыль поднимает,
С прохожих шапки снимает.
После получения ответа, которые помогают определить тему урока, когда она сформирована, записываю на доске «Ветер – Великий Невидимка».
Учащиеся работают на заранее заготовленных мною планах-конспектах.
Далее говорю цели и задачи урока :
а) выясним, что же такое «ветер»;
б) выявим причины образования и силы ветра;
в) познакомимся с приборами показывающими направление и
скорость ветра;
г) рассмотрим причины образования бризов,
муссонов, других видов ветра.
д) научимся чертить график «розы ветров»;
е) узнаем о значении ветра для природы.
2. Объясняю, что ветер уникальное, удивительное явление природы, которое всегда вызывало у людей интерес. Люди давно заметили, что ветер управляет погодой. Во многих пословицах, народных песнях, поговорках, сказаниях упоминается о ветре.
? Каким в них называют ветер
Запевается песня «А, ну-ка песню нам пропой, веселый ветер».
? Итак, придумайте определение термина «ветер».
Лучшее определение записываем в план-конспект.
Открываем учебник страницу 139 и зачитываем определение.
Ветром называется движение воздуха в горизонтальном направлении.
3. Каковы же причины образования ветра?
Прошу вас вспомнить:
• какими свойствами обладает воздушная масса;
• отчего зависит температура воздуха;
• как влияет температура воздуха на его вес.
Чтобы пояснить ответы на эти вопросы, демонстрирую опыт.
Бумажную спираль подвесим на острие штатива. Под спиралью поставим спиртовку. Через некоторое время, спираль начинает вращаться. Делаю выводы, что аналогичные процессы происходят в природе и с воздухом.
Ребята, сформулируйте пожалуйста, причину образования ветра.
Обратите внимание на записи на доске:
760 мм 720 мм
740 мм 720 мм.
4. Знакомлю с приборами, показывающие направление и силу ветра.
На метеорологических станциях за направлением и скоростью ветра наблюдают с помощью флюгера, шаров-пилотов.
Точные измерения скорости ветра получают с помощью прибора анемометра.
Флюгер указывает направление ветра.
Стрелка поворачивается в ту сторону, куда дует ветер.
Анемометр (ветромер) измеряет скорость ветра.
Ветер толкает чашки, заставляя их вращаться вокруг вертикальной оси.
Счетчик фиксирует скорость их вращения.
С учетом многих местных признаков разработана 12-бальная шкала, которая позволяет определить скорость ветра в метрах в секунду или его силу в баллах.
Первый кто предложил систему оценки силы ветра был
Ф. Бофорд, адмирал Английского Королевского флота в 1805 году.
Эта таблица так и называется «Шкала Бофорта».
Раз мы с вами заговорили о скорости и силе ветра, поработаем с форзацем учебника.
? При какой силе ветер называется слабым
При какой скорости ветер считается штормовым
Наиболее сильный ветер на Земле был зафиксирован на горе Вашингтона, на востоке США. Здесь 12 апреля 1934 г. он дул со скоростью 371 км/ч.
А наиболее ветреным местом можно считать побережье моря Содружества в Антарктиде. Здесь почти 300 дней в году дуют ветры, достигающие скорости 320 км/ч.
В авиации скорость ветра измеряется в км/ч, в морском флоте - в узлах, или морских милях.
5. Итак, мы выяснили, что главной причиной образования ветра – это разница атмосферного давления.
? Почему же атмосферное давление не везде одинаково
Рассмотрим на примере ветра, который возникает на берегу моря и называется бризом.
Ночью – наоборот: суша остывает быстрее, чем вода.
Зарисуйте в планах-конспектах схему ночного бриза, и подпишите произвольные значения температуры воздуха и атмосферного давления над сушей и морем.
Одного ученика прошу зарисовать схему на доске и рассказать об образовании ночного бриза.
На сравнительно небольшой территории ветер меняет направление дважды в течение суток.
Но подобное же явление большего масштаба происходит там, где обширные территории суши соседствуют с бескрайней поверхностью Океана.
Здесь образуется ветер муссон, который в отличие от бриза меняет направление дважды в течение года.
6. Ребята выявив общие черты сходства и различия у бризов и муссонов, дополните пожалуйста схему ветров в плане-конспекте.
7. Рассказываю о способах построения графика «розы ветров».
Использую слайды в компьютере.
Инструктивная карта:
1. Вычертить основу из восьми линий с одной точкой пересечения.
2. Линии подписываются в соответствии со сторонами горизонта.
3. Линии делятся на равные отрезки. 1 отрезок – 1 день.
4. Берутся данные наблюдения за погодой (с календаря наблюдений, с таблицы).
5. Количество дней с северным ветром откладывается по линии «север», ставится точка, и таким образом отмечается по всем направлениям.
6. Если ветра с определенным направлением не было в течение месяца, то отметка не ставится.
7. Точки соединяются в последовательности: север – северо-восток – восток – юго-восток – юг – юго-запад – запад – северо-запад – север.
При отсутствии какого-либо ветра линия в данном месте прерывается.
8. Количество дней со штилем записывается в кружок внутри розы ветров.
? Посмотрите на график, какой ветер преобладает.
8. Прочитав в учебнике подпункт «Значение ветра», первый вариант
выписывает в таблицу плана- конспекта «Ветер – друг человека»,
второй вариант «Враг человека».
Затем зачитывают по вариантам свои ответы, делают вывод: «С одной стороны ветер полезен для природы и жизни человека, а с другой – враг и беда».
Домашнее задание:
Прочитать параграф 39, учащиеся, которые получили за урок оценку «5», предлагаю задание для удовольствия, объяснить смыл народных пословиц:
1. «Не бросай слов на ветер»;
2. «Не море топит корабли, а ветер»;
3. «Ветер не дунет, так и осока не зашумит»,
или подготовить сообщение о торнадо, смерче;
те учащиеся, которые получили оценку «4» и «3» - выполняют задание 2,4 на странице учебника 120.