Каримова Гульназ Ринатовна
Конспект занятия по разделу «Познание» в подготовительной к школе группе «Ветер, ветер, ты могуч…»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Познакомить детей с таким природным явлением как ветер, причинами его возникновения, подобрать глаголы и прилагательные к слову ветер; объяснить разницу в словах: ветерок, ветер, ветрище и чем отличаются зимний ветер от летнего. На основе опыта доказать, что ветер – это движение воздуха, ветер образует на море волны, ветер могучий и сильный топит корабли. Расширить знания детей и воспитывать познаватель-ный интерес к явлениям окружающей среды.
Публикация «Конспект занятия по разделу „Познание“ в подготовительной к школе группе „Ветер, ветер, ты могуч…“» размещена в разделах
Материал: у детей – веера, на столе тарелочки с водой – «море», парусные кораблики.
Методика: чтение стихов из сказок А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой Царевне и семи богатырях»; вопросы к детям;
Опыт №1 – ветер – движение воздуха;
Опыт №2 – ветерок тихий, ласковый освежает;
Опыт №3 – ветер образует волны;
Опыт №4 – ветрище топит корабли на море.
Ход: Чтение отрывка из стихотворения А. С. Пушкина: «…Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…»
- Ребята, а что умеет делать ветер? ( Подбирают разные глаголы: ветер гудит, свистит, освежает, гонит волны, кружит листья и др.).
- Может ли ветер навредить человеку? ( Да может: он разрушает дома, ломает деревья, переворачивает машины, рвет провода и др.).
- Как ветер помогает нам? (Надувает паруса, крутит крылья ветряной мельницы и др.).
Вот такой он ветер, совсем разный. Давайте вместе придумаем, каким может быть ветер. (Тихий, ласковый, холодный, сильный, злой, могучий, прохладный и др.).
- А в чем разница слов ветерок, ветер, ветрище?
Ветерок – ласковый, легкий.
Ветер – сильный, качает деревья, срывает шапки.
Ветрище – злой, могучий, рушит дома, топит корабли.
- Сейчас на дворе зима. А чем отличается зимний ветер от летнего? (Зимний ветер почти всегда холодный, на морозе обжигает лицо, а летний ветер теплый, жаркий).
Чтение отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Сказка о мертвой Царевне и семи богатырях» :
«… Ветер, ветер ты могуч
Ты гоняешь стаи туч…»
- Почему королевич Елисей обратился за помощью к ветру? Почему он думал, что ветер знает, где его невеста? Подчеркнуть, что ветер может быстро летать по всему свету, может заглянуть в любую щелку, в любой уголок земли.
Опыт № 1: Дети стоят у окна возле батареи. Держу полоски бумаги над батареей, спрашиваю у детей, что с ними будет, если я открою форточку? Выслушиваю ответы. Дети трогают батареи, убеждаются, что они теплые, а значит и воздух над ними теплый. Открываю форточку (дети чуть отходят от нее) и впускаю холодный воздух. Холодный воздух замерз и опускается к батарее погреться, а теплый воздух от батареи поднимается вверх к форточке освежиться. Значит? Они встретятся. Тогда и появится ветер, и он заставит двигаться полоски бумаги. При движении воздуха теплого и холодного навстречу друг другу образуется ветер.
Вывод: ветер – это движение воздуха.
Опыт № 2: Предлагаю детям помахать веером перед лицом. Что мы чувствуем? Ветер. Мы веером двигаем воздух, образуется ветер. А чем люди заменили веер в нашей жизни? Вентилятором.
Опыт № 3: На столе у детей тарелочки с водой – «море». Предлагаю детям представить себя на месте ветра и подуть на воду. «Дети – ветры» дуют на воду, образуются волны. От чего зависит высота волн? От силы ветра.
Вывод: чем сильнее ветер, тем сильнее волны.
Опыт № 4: Предложить детям опустить в «море» парусные кораблики. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Ребята, что делают кораблики? Они плывут. Да, паруса корабликов ловят ветер и плывут. А если нет ветра? Стоят. А если он очень сильный, злой, могучий?
Вывод: начнется буря, и кораблики потерпят крушение.
Вот мы с вами, ребята, и выяснили, что такое ветер – это движение воздуха. Ветерок – нас ласкает, освежает; ветер – гонит воду, образуя волны; ветрище – приводит к беде, топит на море корабли.
На этом мы беседу о ветре заканчиваем и продолжим ее в следующий раз.