Людмила Зубарева
«Использование игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода» (доклад)
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
«Применение игровых технологий на
уроках математики как средство реализации
системно-деятельностного
подхода в начальной школе»
Подготовила учитель начальных классов
филиала МБОУ «Покрово-Пригородная сош»
в д. Орловка
Зубарева Л. П.
2014 г.
Современное общество живет в эпоху постоянного увеличения объемов информации, обновления знаний. Появляется много способов освоения информации.
Публикация «„Использование игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода“ (доклад)» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Конспекты уроков
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
(СЛАЙД №2) Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника общеобразовательного учреждения фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
В 2011 году все первоклассники Российской Федерации перешли на обучение по новым образовательным стандартам.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителей начальных классов. Наша задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности, при этом включая самого ученика в учебную деятельность, организовывая процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Поэтому особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
(СЛАЙД №3) Итак, системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям (СЛАЙД №4)
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: (СЛАЙД №5)
Исходя из всего этого, учителям необходимо овладевать современными педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Одна из таких технологий – игровая.
Актуальность применения игровых технологий на уроках : (СЛАЙД №6,7)
игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;
в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;
включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету;
игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Главной целью применения игровых технологий (СЛАЙД №8,9)
является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие применения игр
Игровая технология строиться как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенная общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирование учащихся к учебной деятельности. Игровые технологии в большей степени отвечают возрастным требованиям младших школьников, позволяют организовать процесс обучения на принципах сотрудничества и реализовать дифференцированный подход к обучению. Очень важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься на каждом уроке. В этом плане особое место принадлежит такому педагогическому средству, как занимательность. Этот прием воздействует на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся.
В начальной школе игра как технология проведения урока заняла прочное место и выработались определенные принципы ее проведения: (СЛАЙД № 10)
1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий
2. При выборе правил игры, учитываются особенности детей;
3. Игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации;
4. Обязательно подводить итоги игры и выявлять победителя;
5. Мыслительные операции в игре должны быть дозированными.
Хочу поделиться своим опытом по использованию игровых технологий на уроках математики.
Учитывая особенности класса, возрастные особенности и содержание программного курса математики провожу целенаправленную систематическую работу. Подобранные упражнения для устного счёта состоят из различных по содержанию и сложности заданий, направленных не только на формирование вычислительных навыков, но и на активное развитие мыслительных операций.
Поэтому в устный счёт входят упражнения, обеспечивающие:
1) формирование вычислительных навыков и усвоение определённых вычислительных приёмов;
2) развитие математической речи (умения читать выражения, объяснять и аргументировать ход решения и др.);
3) формирование умения решать задачи;
4) расширение представления о геометрических фигурах;
5) знакомство с логическими задачами.
Упражнения для устного счёта предъявлены учащимся в форме различных игр, шифровок, математических диктантов, карточек с примерами, лабиринтов, ребусов, игр на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку”, «Молчанка» (СЛАЙД №11-15)
Игровые моменты я использую на любом этапе урока. Если игра применяется во время объяснения нового материала, то в ней должны быть практические действия с предметами. Например, при знакомстве с задачами на встречное движение двое учеников выходят к доске и показывают с игрушками в руках, как двигался транспорт и где оказался через определённый промежуток времени.
На этапах закрепления материала важно использовать игры на воспроизведение вычислительных приёмов. Для активизации детей в игре применяю средства обратной связи : веера цифр, сигнальные карточки, знаки. Важно, чтобы все участвовали в игре. Если один стоит у доски, то остальные должны выполнять роли контролёров, судей, учителей и т. д.
Игре свойственны определённый ритм, темп; правила должны излагаться кратко; недопустимы замечания. Дети должны испытывать удовлетворение от своего участия в игре, своей самостоятельности и полноценности. Только тогда она достигнет своей обучающей, развивающей и воспитывающей цели.
На этапе проверки и подведения итогов игры можно использовать методы взаимо- и самопроверки результатов.
Педагогические игры имеют следующую классификацию (СЛАЙД №16)
Перед игрой обязательно рассказывается ее сюжет, распределяются роли, ставятся познавательные задачи, готовится оборудование, делаются записи на доске.
В игры полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения математике. На каждом уроке необходимо создать учебную ситуацию, которая позволяет учащимся проявить себя. У ребенка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказаться там, куда приглашает игра. (СЛАЙД№17) Нравятся ребятам игры: «Рыбалка», круговые примеры, «Кто быстрее?», «Найди фигуру», «Найди ошибку», «Не дописанный пример», «Закодированный ответ», «Игра в снежки», «Собери картинку», «Кто больше составит примеров?», «Кто лучше считает?» и др. Особый интерес у детей вызывают задания, в которых участвуют герои сказок или мультфильмов. Например: Один гном нашел в своей подземной пещере 15 изумрудов, а другой на четыре изумруда меньше. Сколько все изумрудов получит в подарок Белоснежка? Большим творческим потенциалом обладают деловые игры. На основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальные вариант решения задачи. Такие игры способствуют развитию деловых и практических качеств учащихся.
В игровой форме проводятся такие уроки, как: Урок-сказка, Урок – КВН, Урок-кроссворд (СЛАЙД №18, Урок-смотр знаний.
Ребята любят выступать в качестве историков, фокусников, сказочных героев, экскурсоводов, почтальонов, продавцов. Очень интересны игры-путешествия. (СЛАЙД №19) В этих играх ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор
Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
(СЛАЙД №20) Закончить доклад хочу словами американского математика У. У. Сойера: «Можно научить учеников решать достаточно много типов задач, но подлинное удовлетворение придет лишь тогда, когда мы сумеем передать нашим воспитанникам не просто знания, а гибкость ума», а в этом нам помогут игровые технологии.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Аргинская И. И. Методические особенности формирования вычислительных навыков и умений// Педагогический университет. «Первое сентября» 2005. № 22.
2. Асмолов А. Г. Системно деятельный подход к разработке стандартов нового поколения ФГОС. Публикации. 2010.
3. ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М. Просвещение. 2010.
4. Бобровская Т. П. Урок математики в системе развивающего обучения // Начальная школа. 2010. № 12. с. 25.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика – Пресс, 1996. 671с.
6. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальной школе. Пособие для учителя. М. : Просвещение, 1985.
7. Первушина Е. В. Способности ребёнка. Как выявить и проявить? СПб. : Изд-во «Вектор», 2007. 287с.