Степанова Наталья
Патриотическое воспитание дошкольников в условиях образовательного учреждения (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям: матери, отцу, родному дому, окружающей его природе родного края, окружающей архитектуре, к учреждению, которое он посещает (детскому саду, школе) и пр. Патриотизм – это не только знание истории, но и соблюдение национальных традиций и обычаев русского народа, обеспечивающих связь, преемственность поколений, дающих почувствовать и понять национальные особенности своего народа. У русских людей это доброта, щедрость, оптимизм. Патриотизм – это уважение к трудовым умениям и творческим ремеслам предков, гордость за свой народ, за своё Государство в полном смысле этого слова.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях образовательного учреждения (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Работа по патриотическому воспитанию начинается с раннего возраста, с момента, как только ребенок переступает порог детского сада, потому что весь образовательный процесс в группе раннего возраста строится на народном фольклоре: потешках, русских-народных сказках, народной музыке, игре на народных инструментах и пр.
Когда ребенок подрастает начинается работа по ознакомлению с народными традициями, играми, праздниками. В последние годы очень актуальна народная педагогика, в игре ребенок знакомится с историей, бытом русского народа, ремеслами, традиционными игрушками, куклами-оберегами.
Воспитание любви к родной природе невозможно только в стенах группы. Поэтому педагоги часто водят детей на экскурсии. В рамках проектной деятельности знакомятся с разнообразием растительности и животного мира, свойствами растений, применением их в народной медицине.
Большую помощь в этой работе оказывают специалисты методического кабинета, вольерного хозяйства, музеев «Национального парка «Хвалынский», где дети узнают о месте обитания редких растений и животных нашего края.
Во время экскурсий, воспитанники знакомятся с архитектурой города, его достопримечательностями, интересными людьми, и земляками, прославившими наш город на весь мир!
С 2014 года учреждение реализует православный компонент, программу по духовно-нравственному воспитанию, в рамках которой дошкольники узнают об истоках православной веры, русских святых, храмах земли хвалынской. Дети знакомятся с заповедями Божьими, христианскими притчами, каждая из которых учат добру, любви и миру!
В каждой старшей группе оформлен тематический уголок, в котором располагаются альбомы о военной технике, оружии, наградах, героях разных воин, книги с рассказами, раскраски.
Совместно с педагогами и родителями создаются макеты – панорамы боёв, разной техники, В рамках образовательной и совместной деятельности педагоги учат детей создавать панорамы боёв, где дети видят и понимают военную стратегию, знакомятся с терминами: «окоп», «танк», блиндаж», «землянка» и пр., оформляют с детьми стенгазеты и открытки защитникам Отечества к празднику 23 февраля и Дню Победы.
Ежегодно организовываются выставки детских рисунков, на которых дошкольники рисуют праздник Победы, портреты солдат и сражения. В фойе детского сада организуется выставка ко Дню Победы, где выставляются медали и ордена ветеранов войны и тружеников тыла, наградные листы с описанием подвигов и пр., проводятся экскурсии для детей и родителей.
Дошкольники принимают участие в мероприятиях, организованных сотрудниками детской библиотеки и краеведческого музея, где знакомятся с жизнью земляков в годы Великой Отечественной войны. Дети узнают, как было трудно в тылу, приходилось терпеть голод и лишения. В городе лечить раненых бойцов, растить сирот, которых по Волге доставляли на баржах. В сёлах крестьяне растили и убирали хлеб, в основном женщины и дети.
Ежегодно воспитанники старших групп в преддверии празднования Дня Победы и 22 июня, в день Скорби, приносят цветы к памятнику воинам-освободителям в парке Победы.
Неотъемлемой частью образовательного процесса являются спортивные мероприятия, участие в которых воспитывает у детей смелость, выносливость, умение действовать в команде, стремление к Победе, к общей, командной Победе! Основная часть мероприятий в составе команд проходит в зале учреждения, с музыкальным сопровождением, исполнением патриотических песен, которые дополнительно создают праздничное настроение.
Дважды проводились зимние Олимпийские игры. Дети на участке детского сада соревновались в разных видах спорта. Но цель каждый раз у всех одна – Победа! Во время Олимпийских игр ведется «Дневник Олимпиады», где старшие дошкольники фиксируют достижения спортсменов наших команд, болеют за наших!
Уже традиционной стала «Зарница», спортивная военно-патриотическая игра в составе смешанных команд. Две команды «Пограничники» и «Пехотинцы» соревнуются в прохождении эстафет на скорость, ловкость, выносливость и солдатскую смекалку. Кроме всего, по ходу игры участники команд и болельщики узнают много о солдатской службе, воинских буднях.
Для родителей разработаны презентации. На родительских собраниях педагоги знакомят родителей с сайтами Министерства обороны Российской Федерации.
И конечно же нельзя обойти стороной празднование Дня Победы! Наша задача передать сегодняшним детям значимость и ценность этого праздника для каждого русского человека. Какой ценой досталась эта Победа, сколько жизней унесла война, почему столько городов-героев, за что награждали бойцов…
И в заключение хочется сказать – патриотизм, это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования. Спасибо за внимание!