Лилия Кузнецова
Опыт работы учителя-логопеда «Лэпбук как средство мотивации родителей к сотрудничеству»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА «Лэпбук как средство мотивации родителей к сотрудничеству»
Форма проведения: городская стажерская площадка
Дата проведения: 5 февраля 2019г.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида»
Цель: повысить мотивацию педагогов к созданию тематической папки лэпбук.
Задачи:
- познакомить педагогов с тематической папкой лэпбук и способами её создания;
- рассмотреть лэпбук как вид совместной деятельности детей и взрослых;
Публикация «Опыт работы учителя-логопеда „Лэпбук как средство мотивации родителей к сотрудничеству“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- создать условия для плодотворного общения участников с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов, выполнить лэпбук.
Оборудование: презентация по теме, мультимедийное оборудование, образцы лэпбуков, методические материалы.
Структура:
1. Вступительная часть.
Объявление темы и цели.
2. Теоретическая часть.
Значение лэпбука для развития ребенка.
Основные этапы выполнения лэпбука.
3. Практическая часть.
Демонстрация образцов лэпбуков.
Освоение приемов выполнения лэпбука.
4. Рефлексия участников. Подведение итогов.
Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас.
Коллеги, педагогическая интуиция мне подсказывает, что каждый из вас – специалист высокого уровня. И в подтверждение этому я предлагаю пройти своеобразный тест-экспромт на проверку профессионализма.
(Упражнение на установление контакта с участниками)
Итак, если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.
Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, то помашите рукой.
Если вам нравится обучаться и быть обучающимися, улыбнитесь!
Спасибо, вы все с честью выдержали испытание.
Сегодня я хочу познакомить вас с интересным способом представления продукта детско-родительской деятельности по реализации той или иной лексической темы.
Слайд 2. ФГОС ДО ориентирует нас на формирование личности ребёнка через познавательную активность, творчество детей, через системно-деятельностный подход. Сегодня совместная деятельность ребёнка и педагога – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретать новые знания через собственные деятельности.
К сожалению, в настоящее время растёт поколение детей, часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Речевая коммуникация для таких дошкольников не является личностно значимой. Наблюдается и «угасание» родительской инициативы.
Дети с ОНР имеют к тому же особые образовательные потребности. Им необходимо больше времени для усвоения учебного материала, нужны специальные пособия и схемы для облегчения запоминания информации, постоянный контроль и помощь педагога на занятии, частая смена деятельности и постоянное поддержание интереса к занятиям.
Таким образом, возникает проблема оптимизации познавательной активности, качественной индивидуализации обучения и развития речи дошкольников с ОНР в современных условиях.
Слайд 3. Вовлечь ребёнка в деятельность можно лишь в том случае, если ему интересно, когда он увлечён и играет. Педагоги ДОО ищут новые формы, приёмы организации образовательной деятельности. Результатом такого поиска стало создание и использование методического пособия - лэпбук.
Так возникла необходимость разработки практико-ориентированного проекта «Лэпбук как средство развития речи дошкольников с ТНР в условиях ФГОС ДО».
Для реализации проекта предполагалось создать условия для совместной детско-родительской информационно-поисковой деятельности.
Участники проекта: воспитанники логопедической группы (от 5 до 7 лет, учитель-логопед, воспитатели группы, родители.
Срок реализация проекта – учебный год.
Слайд 4. Так что же такое лэпбук?
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы.
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка по определённой теме, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребёнка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Слайд 5. Чем же привлёк меня данный вид работы? Лэпбук помогает систематизировать материал по изучаемой теме, тем самым способствуя организации индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Это отличный способ для повторения пройденного. Дети учатся собирать информацию и пользоваться ею.
Он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, является формой представления итогов тематической недели.
Создание лэпбука стало одним из видов совместной деятельности взрослого и детей, а также обеспечивает возможность для уединения. Проект предусматривает вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители в данном случае обеспечивают информационную (сбор информации для лэпбука, организационную (походы, экскурсии) и мотивационную поддержку (поддержание интереса, уверенности в успехе).
Лэпбук мобилен. Он легко трансформируется, и всегда есть возможность пополнить папку новым материалом.
При этом мы видим, что лэпбук — это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребёнок совместно с взрослыми проделал в ходе изучения определённой темы. Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, опирается на принцип "ничего готового детям" и создаёт условия для совершения самостоятельных, пусть и незначительных пока, открытий.
Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам – от 4 лет и выше.
Из чего же состоит лэпбук?
Это папка формата А3, в которую вклеиваются детали с наглядной информацией по теме лэпбука.
Обложку оформляем по теме, чтоб и без надписи было видно, что в ней собрано, украшаем по своему усмотрению.
Конечно ни одно пособие, ни одна игрушка не хранится вечно, поэтому, изготавливая лэпбук, стоит учесть, что с ним будут заниматься дети, и значит советую весь материал клеить на картон и желательно ламинировать, обклеивать скотчем.
Ни в коем случае мы не должны забывать о том, что лэпбук готовится для детей дошкольного возраста и поэтому он максимально должен быть наполнен фотоматериалами и картинками. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, с использованием элементов сюрприза, загадки. У ребёнка должно появиться желание взять его в руки.
Слайд 6. С чего начать создание лэпбука?
1. Определится с темой лэпбука. Тема может быть любой, в зависимости от цели создания лэпбука. В нашем случае мы предлагали родителям список тем, которые отражены в комплексно-тематическом планировании рабочей программы. Каждый выбрал тему, которая оказалась для него более интересной.
2. После того, как определились с темой, составить план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, какие подтемы включить в лэпбук, чтобы раскрыть содержание. Например, составим план лэпбука на тему: «Обувь» (практическая работа с участниками).
3. Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, т. е. нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий.
Слайд 7. Вся информация размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д.
Вырезаем детали, приклеиваем всё на свои места. А после этого начинаем занятия с ребёнком.
Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них можно скачать бесплатно или за символическую плату в Сети интернет. Однако наибольшую практическую ценность имеют лэпбуки, сделанные совместно с детьми.
Слайд 8. Проект реализуется в следующих формах деятельности: проведение консультаций, мастер-класса по изготовлению лэпбука; организация тематических экскурсий, посещение библиотек; проведение опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности; подбор игр, литературы для изготовления лэпбука. На родительских собраниях, гостиных, в индивидуальных беседах происходила корректировка направлений изготовления лэпбука.
Слайд 9. В результате получилась копилка лэпбуков по разным лексическим темам и с разнообразным содержанием. Каждый лэпбук уникален, нет правильного или неправильного метода его создания. Была оформлена выставка готовых семейных лэпбуков и их презентация каждым участником. В процессе работы над лэпбуком ребёнка вдохновляла мысль, что их продукт поможет детям узнать что-то новое.
Лэпбуки используются при проведении индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, а также в совместной деятельности педагога и ребёнка.
Слайд 10. Таким образом, использование лэпбука в логопедической работе с дошкольниками с ОНР как самостоятельного методического пособия может быть применено в любых образовательных организациях, так как позволяет обогатить систему работы по развитию речи путём деятельностного подхода, раскрыть детскую инициативность, пополнить предметно-пространственную среду группы и организовать эффективное сотрудничество с семьей.
В заключении я хочу сказать – направление моей мысли обрисовано. Дело осталось за малым. Собирайте материал, садитесь с ребёнком в удобное место и погрузитесь в процесс творчества. Вдохновляйте родителей своих воспитанников на созидание и в ответ получите радостные и волнительные эмоции.
Слайд 11. Благодарю за внимание.