Татьяна Семенченко
Обобщение педагогического опыта работы с дошкольного природным материалом детей старшего возраста
▼ Скачать +Заказ
Слайд №1 Природный материал - это самый доступный и интересный материал для детского творчества. Работа с ним – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок положительно сказывается на развитии эстетических чувств, развивает навыки и умения, мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность, что важно для достижения целевых ориентиров. Дети учатся самостоятельности, аккуратности, бережному отношению к материалам. Они должны быть не просто пассивными наблюдателями, а творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.
Публикация «Обобщение педагогического опыта работы с дошкольного природным материалом детей старшего возраста» размещена в разделах
Слайд №2 Большое влияние на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления оказывает труд с природным материалом. Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в природную мастерскую, где сохранен необычный запах застывшей природы : тонко пахнут смолой шишки елки, поблескивает своим солнечным светом солома, перламутром переливаются ракушки. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. При осуществлении целенаправленной продуктивной деятельности с природным материалом у воспитанников расширяется кругозор, формируется любовь к природе, родному краю.
Слайд №3 Вначале своей работы использовала больше растительного материала, так как это первые осенние месяцы, когда природа богата ярким и красочным материалом, и дети принимают активное участие в их сборе. Во время сбора материала решаем задачи по охране природы, по ОБЖ. Берём то, что дарит природа – лучше то, что на земле. Не вырываем растения с корнем, не берём много и т. д.
Слайд №4 Во время прогулок в парк внимание детей привлекалось к интересным кусочкам дерева, сухим веточкам различным плодам и семенам, которые на что-то похожи. Такие сравнения забавляют детей. Особенно важно пофантазировать вместе с детьми о том, что можно сделать из той или иной находки. Не напоминает ли желудь головку девочки? Какой материал подходит для этого? Нашли сухую веточку - она напоминает дерево. Проколов шилом желуди и нанизав их на ниточку, получаются бусы.
Слайд №5 Работу по изготовлению поделок начала с более легких конструкций: черепаха, дерево, ежик и т. д. Этим старалась вызвать интерес к данному материалу у детей и, чтобы вселить уверенность, что они смогут сделать задуманную игрушку из природного материала.
Слайд №6 Я использую в своей работе программу по конструированию И. А. Лыковой "Умные пальчики".
Слайд №7 Программа интересна тем, что предлагает инновационный вариант реализации задач познавательного, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста на основе принципа культуросообразности. Каждое занятие строится как универсальная деятельность — созидательная, преобразующая, творческая, в которой каждый ребенок приобретает опыт самореализации, самовоспитания, саморазвития.
Слайд №8 Так, на занятии «Как шишки стали домашними животными» расширяла представление детей о том, что одна и та же форма (шишка) может в процессе конструирования стать узнаваемым образом, например, кошкой, собачкой, овечкой, курочкой, петушком и мн. др. Все фигурки дети объединили в композиции «Кто-кто рядом с нами живет» и использовали для настольного театра.
Слайд №9 Работать с шишками мы продолжили на занятии «Как мы смастерили лесных человечков», где ребята учились создавать игрушечного человечка из разного природного материала (шишки, желуди, каштаны, початки кукурузы, пучки соломы и травы, веточки, осенние листья, перышки, камушки, ракушки) по своему замыслу. На этом занятии дети узнали, что один и тот же образ (человечек) может получиться из разных природных форм, научились «видеть» и опредмечивать природную форму.
Слайд №10 На занятии «Как пучок золотой соломы стал солнечной игрушкой» с огромным интересом дети создавали игрушки из полосок по мотивам народной пластики. Дети не только познакомились со способом конструирования кукол «мальчик» и «девочка», но и убедились в том, что соломка, оставшаяся после уборки хлеба, может стать прекрасным поделочным материалом (становится золотой в золотых руках человека).
Программа «Умные пальчики» понравилась мне своим современным содержанием, необычным углом зрения на обычные вещи, объекты, события, гибкостью к возможностям реализации и проявления творчества и креативности, как педагога, так и воспитанников. В перспективе хотелось бы попробовать и освоить программу от азов и до её финала, просмотрев логику содержания, результативность на каждом этапе в соответствии с возрастом детей.
Слайд №11 На протяжении всего времени старалась активно взаимодействовать с родителями, подключать их к совместному творчеству с детьми. В ходе работы с родителями, на начальном этапе я столкнулась с тем, что многие не понимали, какое важное значение имеет развитие художественно – творческих способностей, воображения ребенка именно в дошкольном детстве для полноценного развития личности и как основы творческого роста в дальнейшем. В ходе консультации «Развитие творческих способностей детей при работе с природным материалом» ознакомила родителей с особенностями проводимой работы. Разъяснила, на каком этапе своего развития в продуктивной деятельности находились их дети в начале, чем могут помочь родители и какие условия следует создать дома.
Слайд №12 Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы. Поначалу дети затруднялись в выборе нужного природного или бросового материала, иногда неудачно комбинировали техники, образы получались недостаточно выразительными. В ходе проведенной работы, дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, стали с интересом заниматься с природным и бросовым материалом. Они с удовольствием рассматривают свои поделки и поделки других детей. Отсюда можно сделать вывод, что такие художественно-продуктивные виды деятельности, как аппликация, лепка, ручной труд с использованием природного и бросового материалов помогут во всестороннем развитии детей, в том числе в подготовке детей к обучению в школе.
Слайд №13 Анализ наблюдений за детьми, показал следующее: дети любят все, что сделано своими руками.
- дети приобрели опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе продуктивной деятельности, стали инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли;
- научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям;
- воспитанники используют природный материал, как на занятии, так и в свободной деятельности; стараются придать образу выразительность;
- дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию.
Слайд №14 Дорогие воспитатели! Больше фантазируйте! Спасибо за внимание!