Левшина Полина
Проект для детей подготовительной к школе группы «Наши добрые дела»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
для детей подготовительной к школе группы
«Наши добрые дела»
ВЫПОЛНИЛА
ВОСПИТАТЕЛЬ
Левшина П. А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность и обоснование выбранной темы
1.2. Цель и задачи
2. Ход реализации проекта
2.1. Содержание практической деятельности
2.2. План проведения проекта
3. Приложения
4. Список используемой литературы
1. Пояснительная записка
Темочки:
1.1. Актуальность и обоснование выбранной темы
Актуальность и важность проекта заключается в том, что идея направлена на развитие достоинства подрастающего поколения как личности, как настоящего гражданина России. Вопросы доброты, добрых поступков всегда интересовали человечество. А в нынешнее, стремительно развивающееся время, когда у людей нет времени сочувствовать проблемам других, проблема добра стала еще более актуальна.
Такие понятия как милосердие, отзывчивость, сочувствие, взаимопомощь, сострадание, уважение к старшим, забота о младших и больных утрачивают свое значение. Нынешнему поколению нельзя оставаться равнодушным к таким серьезным проблемам. Ведь именно от того, какой мы выберем путь, какой дорогой пойдем, зависит наше будущее.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество, не в смене политической системы и в неустойчивом развитии экономики, а в разрушении духовно-нравственных
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него.
1.2. Цель проекта :
• создание условий для развития нравственных качеств, познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Творим добро».
• формирование нравственных чувств у детей; любви, чувства почтения и благодарности к людям.
• воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи проекта :
• формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно, оценивать поступки других людей.
• воспитывать чувство доброты и уважения к окружающим людям, воспитывать нравственные качества: доброту, уважение, милосердие.
• уточнять знания детей об этикете, закреплять правила вежливого общения,
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• активизировать стремление совершать благородные поступки, радоваться результату;
• развивать коммуникативные навыки;
• развивать умение рассказывать о своих впечатлениях;
• развивать уверенность в себе и своих возможностях.
• поощрять стремление детей совершать добрые поступки.
• создание атмосферы доброжелательности в группе.
Методы и формы работы:
-чтение художественной литературы;
- дидактические игры;
- беседы;
- игровые ситуации,
- подвижные игры;
- разучивание мирилок;
- физкультминутки;
- пальчиковые игры;
- сюжетно-ролевые игры
Продолжительность проекта : долгосрочный, познавательный, творческий.
Проект направлен на формирование интереса к общественной жизни; бережного отношения к природе; познанию себя и себе подобных, воспитанию гуманных чувств.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели групп.
Проектная идея :
В ходе работы над проектом подвести детей к пониманию того, что добро приносит радость, что добрый человек – хороший друг.
Доброта украшает наш мир, и чем ее больше, тем красивее и светлей мир вокруг нас.
Ожидаемый результат:
-дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.
-дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.
-пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.
-дети стали бережнее относится к живому миру природы.
-у детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
-могут составить рассказ о добром поступке.
2. Ход реализации проекта :
Проект направлен на формирование интереса к общественной жизни; бережного отношения к природе; познанию себя и себе подобных, воспитанию гуманных чувств.
Реализация проекта «Твори добро» подразумевает деятельность по следующим направлениям:
1. Совместная деятельность педагога с семьёй.
Следует выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни своего ребенка. Для этого нужно привлекать родителей к участию в совместных мероприятиях: беседах, экскурсиях. В этих рамках вполне можно и нужно вести просвещение родителей воспитанников – объяснять им цель и смысл мероприятия, в котором они участвуют.
2. Социальное партнерство.
Духовно-нравственное воспитание детей осуществляются не только нашим учреждением, но культурными и общественными организациями. Взаимодействие нашего детского сада и общественных организаций имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни детей. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:
- экскурсия традиционных религиозных организаций с согласия детей и их родителей (законных представителей) в рамках реализации направлений проекта духовно-нравственного воспитания - посещение храма.
Основная работа, конечно, проводится внутри семьи. Поскольку влияние семьи на развитие ребенка, становление его ценностей составляет более 40%. Поэтому объясняю родителям, что в семье должно быть:
1. Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
2. Атмосфера искренности. Ребенок очень чутко воспринимает ложь и быстро впитывает это как норму поведения.
3. Разъяснение. Воздействие словом.
Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Дошкольника убеждает глубокая вера в слово взрослых. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.
2.1. Содержание практической деятельности по реализации проекта
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Взаимодействие с родителями:
Консультация «Вежливость воспитывается вежливостью»
Беседа на тему: «Поговорим о доброте».
Изготовление папки-передвижки «Уроки общения, игры- мирилки».
Папка передвижка «Детская вежливость»
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный :
1. Сбор литературы о добре : стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.
2. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.
3. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
4. Разработка занятий, определение тематики бесед.
5. Подбор музыкального репертуара.
6. Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.
7. Подборка материалов для консультаций «Вежливость воспитывается вежливостью»
8. Изготовление папки-передвижки «Как воспитать ребенка вежливым».
9. Интервью с детьми «Что такое добро?» (выявить уровень знаний детей, заинтересовать темой).
II этап – основной:
Разделы программы.
Организация совместной деятельности с детьми.
Совершенствование предметно-развивающей среды.
III этап – заключительный
Итоговое мероприятие занятие - викторина: «В стране добра и вежливости»
Коллективная работа «Дерево Добра».
Предварительная работа:
- подбор иллюстративного материала по теме проекта;
- знакомство с литературными произведениями:
• Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,
• «Айога» нанайская сказка;
• В. Катаев «Цветик-семицветик»,
• «Два жадных медвежонка» венгерская сказка,
• Э. Мошковская «Кто самый добрый»,
• А. Барто «Вовка добрая душа»,
• В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
- разучивание стихов о доброте;
- разучивание пословиц и поговорок;
- прослушивание аудиозаписи песен о дружбе
Взаимодействие с музыкальным руководителем:
- прослушивание произведения П. И. Чайковского «Болезнь куклы», «Дорогою добра» муз. Ю. Энтина;
-просмотр мультфильма режиссера Инессы Ковалевской, на музыку Д. Д. Шостаковича "Танцы кукол";
-разучивание песен «Песенка про бабушку» муз. М. Парцхаладзе, «Настоящий друг» слова: Михаила Пляцковского, музыка: Бориса Савельеав;
- подборка песен о маме, папе.
Продукт проектной деятельности :
• коллективная работа «Дерево доброты», «Моя Планета», «Солнышко вежливых слов»;
• книжки – малышки с рассказами о добром поступке, записанная родителями история с детскими иллюстрациями;
• выставка рисунков «Доброта глазами детей», «Моё настроение», «Мой папа самый лучший», «День Победы», «Самая любимая – мамочка моя», поделки к 23 февраля и 8 марта, «Сердечко для мамочки» оригами.
2.2. План проведения проекта
Виды детской деятельности
сентябрь • Коммуникативная деятельность
Беседы:
НОД «Добро и зло»
«Добрый человек не оставит в беде»
«Добро и зло в сказках»
Беседа о храбрости и трусости
«Круг пожеланий и благодарностей»
Проблемно - игровые ситуации:
«Копилка добрых дел»
«Поможем другу»
«Как играть и не ссориться»
Сюжетно-ролевые игры:
«Спасатели»
«Больница
«Пожарные».
Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций «Добрые поступки»
Коммуникативная игра «Не сердись, улыбнись»
• Конструирование и изобразительная деятельность
Лепка «Наш дружный хоровод»
• Игровая деятельность
Подвижные игры:
«Мы весёлые ребята
«Волшебное слово с мячом»
«Чай, чай, выручай».
• Восприятие художественной литературы и фольклора
- В. Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка»,
- русская народная сказка «Хаврошечка»,
- В. Маяковский «Что такое хорошо и, что такое плохо?»
Мирилки: «Тёплый лучик»
• Самообслуживание и труд:
Воспитание культурно-гигиенических навыков: совершенствовать умение культуре поведения за столом, вежливо обращаться с просьбой.
«Лечим книжки» (ремонт книг, уход за комнатными растениями, наводим порядок в группе
Практическое упражнение «Аккуратный стульчик». Цель: вызвать у детей желание аккуратно и красиво разложить свои вещи на стульчике.
Артикуляционная гимнастика «Улыбка»
Пальчиковая гимнастика «Дружба», «Дружная семья»
Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.
октябрь • Коммуникативная деятельность
Беседы:
«Что такое хорошо и что такое плохо»
«Как заботиться о близких людях?»
«Играем дружно»
«Умей извиниться»
«Растения и животные зимой»
Презентация «Добро рядом с нами»
Проблемно - игровые ситуации:
«Жадный медвежонок»
«Утешаем друга»
«Угощайтесь, пожалуйста»
Сюжетно-ролевые игры:
«Ветеринарная клиника»
«Магазин»
«Детский сад»
«Салон красоты»
Коммуникативная игра «Круг пожеланий и благодарностей»
Речевая игра «Я радуюсь когда…»
• Конструирование и изобразительная деятельность
Конструирование из бумаги ко Дню Матери «Сердечки доброты»
Рисование ко Дню Матери «Портрет любимой мамочки»
• Игровая деятельность
Подвижные игры:
«Мы весёлые ребята»
«Волшебное слово с мячом»
«Чай, чай, выручай».
• Познавательно-исследовательская деятельность
Наблюдение с обсуждением «Почему птицам трудно зимой»
• Восприятие художественной литературы и фольклора
- В. Маяковский «Что такое хорошо и, что такое плохо?»
-А. Барто «Вовка – добрая душа»
-Е. Благинина «Подарок»
-А. Кузнецова «Подружки»
Мирилки: «Я мирюсь»
• Самообслуживание и труд:
Формирование культурно-гигиенических навыков. Практическое упражнение «Когда я ем…»
Формировать у детей культурно-гигиенические навыки самообслуживания, учить правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.
Лечим книжки (ремонт книг, уход за комнатными растениями,
наводим порядок в группе.
Пальчиковая гимнастика: «Доброта»
Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»
ноябрь • Коммуникативная деятельность
Беседы:
Беседа о бережном отношении к природе
«Играем дружно»
Беседа о культуре поведения
«Добро и зло»
Интервью «Что такое добро?»
Правила добрых дел
Совместно с родителями составить рассказ «Мой лучший друг»
Сюжетно-ролевые игры:
«Моя семья»
«Экскурсия по посёлку»
«Детский сад»
Дидактические игры:
«Хорошо – плохо»
«Мост дружбы»
«Передай настроение»
«Кто больше знает»
«Добрые и вежливые слова»
Настольные игры:
«Мамины помощники»
«Найди отличия»
• Конструирование и изобразительная деятельность
Строительство «домика Доброты»
• Игровая деятельность
Подвижные игры:
«Два барана»
«Выручи из беды»
«Тень»
• Восприятие художественной литературы и фольклора
Заучивание стихотворения «Доброе утро»
Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»
Знакомство с загадками, мирилками, пословицами
Мирилки: «Мирись, мирись»
Просмотр мультфильмов:
«Кот Леопольд», «Приключение поросёнка Фунтика»,
«Крошка Енот», «Тигрёнок и его друзья»
• Самообслуживание и труд:
Расчистка дорожек от снега.
Лечим книжки (ремонт книг, уход за комнатными растениями, наводим порядок в группе.
Артикуляционная гимнастика «Улыбка»
Пальчиковая гимнастика «Моем посуду», «Мамины помощники»
• Музыкальная деятельность:
Слушание в аудиозаписи песен о доброте :
«Если добрый ты» муз. М. Пляцковского, слова Б. Савельева из мультфильма «День рождения кота Леопольда»,
«Доброта» из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика»
декабрь • Коммуникативная деятельность
Беседы:
«Как заботиться о близких людях?»
«Играем дружно»
«Умей извиниться»
«Почему любят честных и смелых?»
Презентация на тему «Добрые дела»
Правила вежливости
Ситуативная игра-история
«Помощь бельчонку».
Дидактические игры:
«Добрые приветствия»
«Солнце»
«Что такое хорошо, что такое плохо».
• Конструирование и изобразительная деятельность
Изготовление и установка кормушки для птиц (воспитывать желание помочь птицам).
Коллективная работа «Солнышко добрых дел»
• Познавательно-исследовательская деятельность
Экспериментирование «Цветной снег». Цель: показать детям, что снег поддается окрашиванию, как вода, и лед.
• Игровая деятельность
Подвижные игры:
«Дракон»
«Есть или нет»
«Чай, чай, выручай».
• Восприятие художественной литературы и фольклора
Вечер пословиц и поговорок «О добре и дружбе»
Работа с книгой «Правила поведения дошкольника»
Просмотр мультфильмов: «Крепыш», «Северная сказка», «В яранге горит огонь».
• Самообслуживание и труд:
Расчистка дорожек от снега.
Лечим книжки (ремонт книг, уход за комнатными растениями,
наводим порядок в группе.
Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки.
• Музыкальная деятельность:
Слушание в аудиозаписи песен о доброте :
«Что такое доброта?» (группа «Барбарики»)
«Ярко солнце светит» (Кот Леопольд)
«Улыбка»
«Если добрый ты».
январь • Коммуникативная деятельность
Беседы:
«Друг в беде не бросит»
Беседа о вежливых словах
Беседа о доброте и жадности
Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций «Добрые поступки»
Дидактические игры:
«Что такое хорошо, что такое плохо»
«Оцени поступок»
«Школа вежливости».
• Конструирование и изобразительная деятельность
Создание альбома совместно с детьми и их родителями «Наши добрые дела»
Лепка «Наш дружный хоровод»
• Игровая деятельность
«Дарите людям доброту»
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»
«Школа.
Проблемно - игровые ситуации:
«Поможем другу»
«Как играть и не ссориться»
Подвижные игры:
«Чай, чай, выручай»
«Мы веселые ребята»
«Гнездышко»
«Нам не тесно»
• Восприятие художественной литературы и фольклора
Знакомство с загадками, мирилками, пословицами
Чтение сказки В. А. Сухомлинского «Как Белочка Дятла спасла»
Чтение рассказа В. Осеевой «Просто старушка»
Мирилки: «Хватит нам уже сердиться»
Просмотр мультфильмов: «Как ослик счастье искал», «Чудовище».
• Самообслуживание и труд:
Воспитание культурно-гигиенических навыков: совершенствовать умение культуре поведения за столом, вежливо обращаться с просьбой.
Труд:
Трудовое поручение: подмести скамеечки, постройки от снега. Цель: развивать умения использовать орудие труда по назначению.
«Лечим книжки» (ремонт книг, уход за комнатными растениями,
наводим порядок в группе.
февраль • Коммуникативная деятельность
Беседы:
НОД «Учимся заботиться»
«Наша Родина - Россия»,
«Защитники нашей Родины»,
«Это наша Победа!»
Беседа о хороших поступках
Настольные игры:
«Путешествие по сказкам»
Командная игра «Переправа»
• Конструирование и изобразительная деятельность
Аппликация «Открытка с 23 февраля»
Рисование «Мой папа самый лучший
• Игровая деятельность
Подвижные игры:
«Найди пару»
«Необычное приветствие»
«Мы весёлые ребята»
«Хоровод дружбы»
• Восприятие художественной литературы и фольклора
Знакомство с загадками, мирилками, пословицами
Сказка «Как светлячок друга искал»
Просмотр мультфильмов:
«Кот Леопольд», «Приключение поросёнка Фунтика»,
«Крошка Енот», «Тигрёнок и его друзья»
• Самообслуживание и труд:
Поручение - Привести в порядок кукольную одежду
Лечим книжки (ремонт книг, уход за комнатными растениями,
наводим порядок в группе.
• Музыкальная деятельность:
Слушание в аудиозаписи песен о доброте :
1. «Если добрый ты» муз. М. Пляцковского, слова Б. Савельева из мультфильма «День рождения кота Леопольда»,
2. «Доброта» из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика»,
март • Коммуникативная деятельность
Беседы:
«Моя семья – мой мир»
«Что значит быть добрым и отзывчивым»
«Подари маме дело и слово доброе».
«Что значит быть добрым и отзывчивым»
Познакомить детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в семье.
Сюжетно-ролевые игры:
«Моя семья»
«Экскурсия по посёлку»
«Детский сад»
Дидактические игры:
«Хорошо – плохо»
«Мост дружбы»
«Добрые и вежливые слова»
Настольные игры:
«Мамины помощники»
«Найди отличия»
• Конструирование и изобразительная деятельность
Рисование «Моё настроение»
«Самая любимая – мамочка моя»
• Игровая деятельность
Подвижные игры:
Игра с мячом «Замени добрыми словами»,
«Пингвины на льдине»
«Мы немножко порезвились»
• Познавательно-исследовательская деятельность
Интеллектуальные игры:
Мини-музеи
• Восприятие художественной литературы и фольклора
Чтение художественной литературы
Разучивание стихов о доброте
Разучивание пословиц и поговорок
В. А. Сухомлинский «Петушок-братик, добрый день», «Красивые слова и красивые дела», «Для чего говорят спасибо», «Какой след должен оставить каждый человек на земле», «Все добрые люди – одна семья».
• Самообслуживание и труд:
Работа в уголке природы. Уход за комнатными растениями. Цель: закреплять знания детей о трудовых действиях и их последовательности при очистке растений (протирать влажной тряпочкой, опрыскивать)
Лечим книжки (ремонт книг, уход за комнатными растениями, наводим порядок в группе.
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
• Музыкальная деятельность:
Слушание в аудиозаписи песен о доброте
разучивание песен «Песенка про бабушку» муз. М. Парцхаладзе, «Настоящий друг» слова: Михаила Пляцковского, музыка: Бориса Савельеав;
апрель • Коммуникативная деятельность
Беседы:
«Мы маленькие дети на большой планете»,
«Мой край»,
«Какие добрые поступки мы совершаем
Беседа о чуткости и равнодушии
Сюжетно-ролевые игры:
«Моя семья»
«Экскурсия по посёлку»
«Детский сад»
Дидактические игры:
«Хорошо – плохо»
«Мост дружбы»
«Передай настроение»
«Кто больше знает»
«Добрые и вежливые слова»
Настольные игры:
«Мамины помощники»
«Найди отличия»
• Конструирование и изобразительная деятельность
Коллективная работа «Моя Планета»
• Игровая деятельность
Подвижные игры:
«Необычное приветствие»
«Передай настроение»
Игра с мячом «Замени добрыми словами»
Познавательно-исследовательская деятельность
Мини-музеи к празднованию 60 летия первого полета человека в космос
• Восприятие художественной литературы и фольклора
Чтение и показ сказки «Волшебная звезда Бетельгейзе и планеты» к проекту «Космическая мастерская»
Э. Мошковская «Кто самый добрый»
Е. Пермяк «Самое страшное»
Просмотр мультфильма режиссера Инессы Ковалевской, на музыку Д. Д. Шостаковича "Танцы кукол";
• Самообслуживание и труд:
Приучать после игры разбирать постройки, убирать на место строительный материал, аккуратно складывая его.
Лечим книжки (ремонт книг, уход за комнатными растениями, наводим порядок в группе.
• Музыкальная деятельность:
Слушание в аудиозаписи песен о доброте
май • Коммуникативная деятельность
Беседы:
Беседа о бережном отношении к природе
«Почему любят честных и смелых?»,
Беседа о заботливых и трудолюбивых детях
«Как мы можем заботиться о малышах»
Итоговое мероприятие занятие - викторина: «Что такое доброта?»
Сюжетно-ролевые игры:
«Моя семья»
«Экскурсия по посёлку»
«Детский сад»
Дидактические игры:
«Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай»
«Я умею уступать»
«Обзывалки»
Настольные игры:
«Мамины помощники»
«Найди отличия»
• Конструирование и изобразительная деятельность
Рисование ко Дню Победы (выставка рисунков)
Изготовление открыток для ветеранов
Коллективная работа «Дерево доброты»
• Игровая деятельность
Подвижные игры:
«Найди пару»
«Выручи из беды»
«Чай, чай, выручай»
«Хоровод друзей»
• Познавательно-исследовательская деятельность
Наблюдение за появлением и исчезновением радуги во время прогулки
• Восприятие художественной литературы и фольклора
Разучивание стихов о доброте
Разучивание пословиц о доброте
Житие Сергия Радонежского
Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
В. Катаев «Цветик-семицветик»
• Самообслуживание и труд:
Лечим книжки (ремонт книг, уход за комнатными растениями, наводим порядок в группе.
• Музыкальная деятельность:
Слушание в аудиозаписи песен о доброте
ВЫВОД:
Данный проект расширил представления дошкольников о доброте, её роли в жизни каждого человека, познакомил с художественными произведениями на данную тему, воспитывал гуманные чувства, доброжелательное отношение к окружающему миру, развил способности помогать и сочувствовать ближайшему окружению, повысил мотивацию детей к ведению здорового образа жизни. Дети активно участвовали во всех этапах проекта, радовались выполненным ими добрым поступкам. Они не только сами с удовольствием принимали участие в играх, но и организовывали их друг для друга, проявляя при этом взаимопонимание, взаимовыручку.
В заключение, хотелось бы сказать, что размышляя о доброте и милосердии, приходишь к единственному выводу, что истинная ценность человека заключается в его добрых делах и поступках. А добро-это, прежде всего, счастье всех людей.
Доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие начинается с малого - с желания добра своим близким. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Люди, имевшие в жизни добрую цель, запоминаются надолго.
Знать это, помнить об этом всегда и следовать дорогой доброты - очень и очень важно!
4. Список используемой литературы:
1. Ресурсы интернет.
2. М. А. Васильева “Программа воспитания и обучения в детском саду”
3. Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду” издательский дом “Воспитание дошкольника” г. Москва, 2009г.
4. Журнал “Дошкольное воспитание” №3,№8, 2008 год.
1. Психология социальной одаренности. Под редакцией Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько, Москва, Линка-Пресс, 2009 год.
2. Журнал “Дошкольная педагогика” №5, 2008 год.
3. “Хрестоматия для старших дошкольников”, под редакцией И. Логиновой, М. : Просвещение, 1990 г.
4. Загик Л. В. «Воспитателю о работе с семьёй» Журнал «Дошкольное воспитание»,3/98
5. 3. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Учебное пособие - М., Педагогическое обществоРоссии,2007-176с.
6. 4. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет, ТЦ «Сфера», Москва,2004г.
7. 5. Семанака С. И. «Уроки добра»-М. ,2