ирина павлова
Способы воспитания доброты и отзывчивости у старших дошкольников на материале детской литературы
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд :ФГОС- Появление Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) привело к качественным изменениям в дошкольном образовании, в т. ч. к выделению в программах такой образовательной области как социально- коммуникативное развитие. Одна из задач данного направления звучит как усвоение норм и ценностей, принятых в социуме, в т. ч. включая моральные и нравственные ценности.
Публикация «Способы воспитания доброты и отзывчивости у старших дошкольников на материале детской литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
2 слайд:Теоретико-методологической исследования -Теоретико-методологической основой нашего исследования явились работы таких авторов как Р. С. Буре, В. С. Мухиной, В. А. Сухомлинского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева,
В. К. Котырло, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Е. В. Карпинской, А. М. Виноградовой и др.
3 слайд: ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Определить возможности использования произведений детской литературы для работы по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста.
4 слай: Объект исследования: процесс формирования у детей дошкольного возраста нравственных представлений о доброте и отзывчивости на материале произведений детской литературы
5 слайд: Предмет исследования: произведения детской литературы как средство формирования нравственных представлений дошкольников.
6 слай: Задачи исследования: Изучить содержание и задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста описанные в научно-методической литературе.
Проанализировать произведения детской литературы как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Описать состояние проблемы в современной педагогической практике в ДОУ.
Определить содержание, задачи и способы опытно-практической работы по формированию нравственных представлений детей дошкольного возраста о доброте и отзывчивости на материале детской литературы и осуществить эту работу.
7 слайд: Методы исследования: Теоретические: анализ научной и педагогической литературы, анализ произведений детской литературы.
Эмпирические: беседа с воспитателем ДОУ, опрос дошкольников, беседа с детьми по содержанию произведения.
8 слай: Нравственное воспитание : По мнению Р. С. Буре,Г. М Коджаспирской и других авторов нравственное воспитание это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Под нравственным воспитанием в нашей работе подразумевается двухсторонний процесс формирования нравственных отношений, а также способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения
9 слайд: Анализ литературы : Анализ литературы позволил нам выделить следующие направления содержания нравственного воспитания :
1- воспитание гуманных чувств и отношений
2-качеств мужественности и женственности
3- трудолюбия и собственного отношения к труду
4- коллективизма, патриотизма, интернационализма и культуры поведения
10 слайд: Основные группы нравственного воспитания : Авторы выделяют пять основных групп средств нравственного воспитания :
1- художественные (в том числе и детская литература)
2- природа
3- собственная деятельность детей
4- общение
5- окружающая обстановка и атмосфера
11 слайд: Детские поэты и писатели : Писателями и поэтами прошлого века и нашего времени было создано великое множество прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях различных нравственных качеств. Любовь и гордость за родную страну пробуждают рассказы В. Сухомлинского «Камень» и «Красногрудые снегири»; содействуют воспитанию бережного отношения к природе, к животным художественные произведения К. Паустовского «Кот-ворюга», Н. Носова «Живая шляпа» и др. ; формируют умения заботиться о близких и проявлять чуткость, эмпатию рассказы Т. А. Шарыгиной «Три дочери», Л. Воронковой «Ссора с бабушкой» и др. Произведения В. Осеевой «Хорошее», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Барто «Любочка» и др.
12 слайд: Детская художественная литература : Можно смело говорить о том, что даже далеко недостаточные нравственные представления некоторых дошкольников, благодаря детской литературе и педагогическому таланту воспитателя, могут расти и изменяться. Ребенок близко, эмоционально и доверчиво воспринимает читаемые педагогом сказки, стихи, рассказы, с большим интересом рассматривают иллюстрации к книгам. Чтение создает для ребенка иллюзию прямой сопричастности с описываемыми действиями. Именно в этом заключена особая, практически уникальная, воспитательная сила литературного произведения, она находится в реальных лицах и их действиях, которые дети вполне могут переносить на себя
13. слайд: Благодаря многочисленным формам, методам и приемам работы с ней, предоставляет педагогам огромные возможности для нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Каждый метод являет собой средство достижения конкретной, поставленной воспитателем цели на пути пошагового развития нравственных представлений, формирования и укрепления нравственных чувств и поведения детей в целом.
14 слайд: ДАЛЬНЕЙШАЯ РАБОТА: В качестве перспектив дальнейшей нашей работы мы рассматриваем возможность проведения экспериментального исследования по выявлению особенностей применения детской литературы как средства воспитания нравственных представлений у детей дошкольного возраста
15 слайд: Спасибо за внимание.