Светлана Кудрявцева
Презентация «Способы поддержки детской инициативы в художественно-эстетическом развитии»
▼ Скачать + Заказать документы
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. То есть, в условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования задача по воспитанию личности инициативной, самостоятельной, творческой, является одной из приоритетной.
Публикация «Презентация „Способы поддержки детской инициативы в художественно-эстетическом развитии“» размещена в разделах
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
- проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- способен к принятию собственных решений.
Инициатива – это внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание; это руководящая роль в каких-л. действиях; это способность к самостоятельным, активным действиям; предприимчивость.
Детская инициатива проявляется в разных видах свободной самостоятельной и образовательной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
В своей работе с детьми стараюсь обеспечить условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Поэтому я стараюсь развивать интерес именно к творчеству. Этому способствуют создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Развитие детской инициативы и самостоятельности особенно эффективно происходит при решении задач образовательной области «художественно – эстетическое развитие».
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. При организации продуктивной деятельности на занятиях нужно стараться мотивировать на достижении цели (выражая уверенность в том что ребенок желает и может успешно выполнить задание, определять значимость деятельности (к примеру – изготовление поделок для малышей, дежурство по группе и т. п., выражать личное переживание успеха (создавая эмоциональное предвосхищение результатов деятельности). Давать задания, которые дети выполняют небольшими группами, где один из них будет ответственным за качество выполнения задания. Каждый раз ответственный меняется, чтобы каждый из них побывал в этой роли, то что каждый ребенок попеременно выступает то в роли проверяющего качество работы товарищей, то в роли исполнителя, способствуют формированию ответственности, инициативы и добросовестности.
Для самостоятельной продуктивной деятельности в группе оборудуются «Уголки творчества», которые созданы по принципу доступности и мобильности. В уголке собраны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, трубочки для раздувания, цветная и тонированная бумага, зубочистки, зубные щетки и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности). В свободное время дети могут самостоятельно выбрать материал в уголке творчества, нарисовать рисунок или изготовить поделку. Все это способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способов.
Я составила программу по нетрадиционной технике рисования «Веселый мир красок», целью которой является создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи программы создают условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, а так же воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах; развивает пространственное мышление; учит детей свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; учит детей работать с разнообразным материалом; развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности; развивает мелкую моторику рук; развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии; во время работы дети получают эстетическое удовольствие. С детьми младшей группы мы рисуем пальчиками, ладошками, ватными палочками, с помощью тычка жесткой полусухой кистью. С детьми среднего возраста начинаем печатать поролоном, пробками, листочками, рисуем свечой, нитками, проходим технику набрызг. С детьми старшего возраста рисуем зубочистками, мыльными пузырями, печатаем по трафарету, проходим технику кляксография, пластилинография, монотипию.
В работе я использую разнообразные нестандартные материалы для творчества: листочки, печатки из яблок, пробки, трубочки, ватные палочки, зубочистки, пластилин, различные трафареты, свечи, восковые мелки, классические карандаши, краски, фломастеры, бумагу и др. Работа проводится не только в группе, но и в парах и индивидуально. Стараюсь вызвать интерес детей к рисованию, а значит, желание заниматься ею. Именно желание, т. е. мотивация, лежит в основе всякой инициативы. В своей работе я стараюсь не всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т. п. А создаю условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие. Для поддержания инициативы стараюсь создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка, рассказываю детям о реальных, а также возможных в будущем достижениях, отмечаю и публично поддерживаю любые успехи детей, помогаю ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей, в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо отношусь к затруднениям ребенка, позволяю действовать ему в своем темпе, не критикую результаты деятельности детей, а также их самих. Стремлюсь найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям, уважаю и ценю каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков, создаю в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляю любовь ко всем детям: выражаю радость при встрече, использую ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку. Всегда предоставляю детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.
И в заключении хотелось бы добавить: «Творческая деятельность дает уникальную возможность превратить пассивного ребенка-созерцателя в активную личность».
Использованная литература
1. Веракса Н. Е. Инициатива в ДОУ. Обруч. №5, 2011 г.
2. Детская инициатива : поддержка и развитие. // Детский сад : теория и практика №6, 2016 г.
3. Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников : Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.