Антонина Шилова
Использование детской литературы для развития коммуникативных качеств младших дошкольников (Методические рекомендации)
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст именуется порой вступления ребенка в дошкольное детство. Центральное место в его сознании начинает занимать люди, их деятельность, поведение, отношения между ними, что составляет фундамент развития коммуникативных качеств. Содержание общения младшего дошкольника со взрослыми строится на предметно-игровой основе и имеет деловую мотивацию. Коммуникативная деятельность со сверстниками характеризуется активностью, стремлением взаимодействовать «вместе» со сверстником. Большими возможностями в развитии коммуникативных качеств младших дошкольников является художественная литература.
Публикация «Использование детской литературы для развития коммуникативных качеств младших дошкольников (Методические рекомендации)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
1. Заучивайте с детьми литературные диалоги. Известны произведениями для детей младшего дошкольного возраста А. Барто «Мячик», Н. Саконской «Где мой пальчик», а также народные песенки, потешки, прибаутки, которые сами по себе являются мини-спектаклями, где ребенок и слушатель, и зритель, и участник: «Сорока-белобока», «Стучит, бренчит по улице», «Еду-еду к бабе, к деду» и др. Передавая их в инсценировании стихотворений, дети усваивают различные формы инициативных и ответных реплик.
2. Не пренебрегайте театрализованной деятельностью на основе художественного слова. С помощью различных видов театра малыш учится распознавать эмоциональное состояние партнера по общению во его мимике, жестам, находить эффективные способы взаимодействия. Например, после прочтения сказки «Теремок» целесообразно предложить малышам игру: попроситься в теремок, как волк, как зайчик, как лиса.
3. Подбирайте сказки, рассказы, стихотворения для прочтения детям, соответствующие их интересам в данный момент времени. Дело в том, что многие литературные произведения существенно облегчают придумывание сюжетов для различных видов игр, подсказывая, что нудно делать с игрушками, как они живут, что любят кушать, какие слова говорят. Так, если педагог заметил, что малыши постоянно берут в руки какую-либо игрушку, например, ежика, и не знают, как с ней обращаться: ссорятся за право играть, не могут построить свои игровые действия, возможна организация игры в этой подгруппе по мотивам стихотворения П. Воронько «Хитрый ежик». Ежик (ведущая роль у одного ребенка) шьет пиджачок из иголок, собирает в саду груши, нанизывая их на колючки, затем возвращается к «ежатам» (другим детям) и раздает им угощения, импровизируя: «Тебе грушу, тебе сливу, тебе яблоко, тебе – грибок» и др.
4. После прочтения литературных произведений, особенно сказок, целесообразно обращать внимание младших дошкольников на нравственную направленность, что является ценным материалом для формирования коммуникативных качеств : доброта, смелость, честность. Целесообразно обращать внимание в ходе беседы по содержанию произведения на честность персонажей в «Зимовье зверей», на дружбу кота и петуха в сказке «Кот, петух и лиса».
5. Сказки младшим дошкольникам предпочтительно рассказывать, а не читать. Когда воспитатель смотрит на детей, он словно разговаривает с каждым малышом, воспитывая важное коммуникативное качество – умение слушать и понимать монолог.
6. В младших группах в ходе работы над литературными произведениями учите воспроизводить последовательность описанных событий с помощью 3-4 вопросов. Этот прием учит детей последовательно излагать свои мысли, чувства и переживания, что является одним из основных критериев развития коммуникативных качеств : умение передавать информацию собеседнику, делиться своими впечатлениями.
7. Организуйте с малышами игру «Концерт», в ходе которой каждый ребенок получает возможность прочитать выразительно наизусть свое любимое стихотворение, что способствует первоначальному формированию умения выступать перед зрителями, а доброжелательная поддержка воспитателя помогает детям преодолевать стеснительность и робость.
8. В ходе самостоятельных игр детям чаще напоминайте выученные стихотворения, поощряйте попытки прочесть их воспитателю, няне, игрушкам, сверстникам.
9. Читая детям стихотворения, вовлекайте их в общение друг с другом в игровой форме, используя привлекательные ситуации. Например, при чтении воспитателем известного стихотворения «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» малыш, используя яркий головной платок, изображает кораблик, плывущий над парусом. Педагог продолжает читать стихотворный текст, а ребенок «доплывает» до кого-либо из товарищей и «опускает парус» (отдает платок другому ребенку).
10. Регулярно рассматривайте с воспитанниками яркие рисунки в знакомых книгах, активно привлекая детей к высказываниям о содержании иллюстраций. При этом учите до конца дослушать мнение товарища, поощряйте попытки ребят высказывать собственное мнение.
11. Обогащайте репертуар детей различными видами считалок, поощряйте их применение малышами как один из способов компромисса в спорных ситуациях: при ссоре за обладание привлекательной игрушкой, при выборе водящего в игре.