Получи документы

Мастер-класс «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством методики Дьенеша»

Татьяна Михайлова
Мастер-класс «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством методики Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками по интеллектуально-творческому развитию с использованием блоков Дьенеша.

Задачи:

1. Сформировать интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений к системному использованию современных развивающих технологий.

2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.

Публикация «Мастер-класс „Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством методики Дьенеша“» размещена в разделах

3. Создать предпосылки для профессионального совершенствования педагогов.

План проведения мастер-класса :

1. Теоретическая часть. Знакомство с блоками Дьенеша.

2. Практические игры и упражнения с блоками.

3. Рефлексия.

1. Теоретическая часть.

Слайд 1

- Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Михайлова Татьяна Евгеньевна. Я представляю Северный район и свой любимый детский сад «Сказочная поляна».

Тема моего мастер-класса «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством авторской методики развивающего обучения : логические блоки Дьенеша».

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось.

Можно начать.

Слайд 2

В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди. В образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовность к самостоятельной деятельности.

Слайд 3

Основная цель Концепции развития математического образования на уровне дошкольного образования – организация образовательной среды, способствующей освоению воспитанниками первичных математических представлений, познавательных действий, используемых в жизни.

Поэтому новые приоритеты в образовании побудили меня к поиску инновационных методов, позволяющих создать образовательную среду, построенную на основе технологий развивающего обучения, которая позволит сформировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Слайд 4

В процессе работы я выяснила, что современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагают разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. На мой взгляд, одной из наиболее эффективных является авторская методика интеллектуально-творческого развития детей - логические блоки Дьенеша, разработанная венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.

Слайд 5

Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, которые различаются четырьмя свойствами:

• формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные,

• цветом – красные, синие, желтые,

• размером – большие и маленькие,

• толщиной – толстые и тонкие.

Кроме этого у нас есть наборы плоскостных блоков, которые изготовили родители. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Слайд 6

К набору блоков прилагаются также карточки-символы.

Цвет – изображается пятном.

Форма – контурами фигур.

Толщина – условным обозначением человеческой фигуры: толстый-тонкий

Размер – силуэтами домиков: большой – маленький.

Слайд 7

Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например, не красный, не большой и т. д.

Слайд 8

К набору прилагается методическое пособие «Давайте вместе поиграем» Авторы: Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн, и демонстрационный материал в котором визуально изображены и описаны возможные варианты игр.

Вот такая на первый взгляд простая игра является ценнейшим дидактическим материалом.

Слайд 9

Логические блоки:

• знакомят с формой, цветом, размером, толщиной объектов;

развивают логическое мышление, представление о множестве, операции над множеством (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование);

• формируют представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания);

развивают умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;

развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, что в итоге развивает интеллектуально - творческие способности детей и позволяет сформировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности.

Слайд 10

В начале реализации опыта мною была поставлена цель: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша.

Слайд 11

Достижение цели предполагало решение следующих задач:

1. Организация в группах РППС с использованием современных технологий интеллектуально – творческого развития.

2. Формирование у дошкольников основных приемов логического мышления.

3. Формирование интереса педагогов ДОУ к системному использованию современных развивающих технологий.

4. Включение родителей в совместную с детьми деятельность.

(Показ ксерокопии пособия)

За основу в своей работе я взяла пособие Е. А. Носовой и Р. Л. Непомнящей «Логика и математика для дошкольников», где представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша.

Слайд 12

В работе с детьми блоки Дьенеша я использую третий год.

Использовать логические блоки Дьенеша в образовательном процессе я начала с первой младшей группы. Внесла в развивающую среду группы наборы с блоками (на каждого ребенка имеется набор). Поначалу дети просто играли с ними, создавали простейшие постройки и объемные фигуры в альбомах «Маленькие логики» и «Маленькие логики-2». Со временем блоки Дьенеша стала использовать в различных видах деятельности.

Слайд 13

В организованной образовательной деятельности при изучении геометрических форм и сенсорных эталонов дополняю и разрабатываю конспекты с использованием блоков Дьенеша. Также блоки использую в интегрированных занятиях, так как они обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности.

Слайд 14

Блоки используются детьми как предметы-заместители в сюжетно-ролевых играх (например, блоки являются деньгами, печеньем, конфетой, машиной). В подвижных играх блоки могут стать хорошими ориентирами. Из них можно построить дорожки, лабиринты.

Слайд 15, 16,17

Одним из интересных видов деятельности с использованием блоков Дьенеша является работа в альбомах по возрастам. (Это «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Маленькие логики» и «Маленькие логики – 2»; «Лепим нелепицы», «Спасатели спешат на помощь»). В рамках реализации проекта дети вместе с родителями создали свой альбом «Вместе с мамой, вместе с папой».

Слайд 18

Дети одного календарного возраста находятся на разных ступенях интеллектуального развития. Поэтому ежегодно на основании результатов педагогической диагностики и «Журнала наблюдения» нами разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, реализуя которые также используем блоки в индивидуальной и подгрупповой работе.

Слайд 19

Блоки Дьенеша доступны каждому ребенку, поэтому в самостоятельной деятельности они используют их для конструирования, аппликации, сюжетно-ролевых игр. Кроме этого дети придумывают сами множество различных игр.

Слайд 20

В целях формирования интереса педагогов к системному использованию современных развивающих технологий я представила диссеминацию своего опыта работы на методических мероприятиях района.

В рамках районного семинара «Создание психолого-педагогических условий преемственности в образовании детей в ДОО и начальной школы» провела образовательную деятельность по познавательному развитию с использованием авторской методики развивающего обучения логические блоки Дьенеша «В поисках Машеньки» и выступила с сообщением из опыта работы «Логические блоки Дьенеша как средство формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста». (2016 г.)

Слайд 21

В рамках муниципального этапа конкурса «Учитель Оренбуржья -2018» в номинации «Воспитатель года» провела интегрированную образовательную деятельность по познавательному развитию «Путешествие в Страну блоков» и выступила с сообщением из опыта работыРазвитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством авторской методики развивающего обучения логические блоки Дьенеша». (2017 г.)

Слайд 22

В рамках «Дня открытых дверей в ДОУ» для родителей, педагогов ДОУ и учителей начальных классов провела открытую интегрированную образовательную деятельность по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша «Поможем Даше-путешественнице» (2017 г.)

Слайд 23

Провела мастер-класс с педагогами дошкольных учреждений района «Использование блоков Дьенеша в индивидуальной работе с детьми» в рамках творческой лаборатории воспитателей района «Индивидуализация дошкольного образования : организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО» - (2016 год).

Слайд 24

Решая задачу включения участников образовательных отношений в совместную с детьми социально - значимую деятельность нами была реализована серия тематических проектов с использованием блоков Дьенеша, в рамках которых были проведены мастер-классы, творческие гостиные, совместные детско-взрослые игры.

Слайд 25

В этом учебном году (со средней группы) начата реализация парциальной программы «Интеллектуалы», которая представляет систему творческих заданий с использованием блоков Дьенеша, современных развивающих игр В. В. Воскобовича, Б. П. Никитина, цветных палочек Х. Кюизенера, направленных на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста. Реализуется она в соответствии с образовательной программой ДОУ, циклограммой воспитательно – образовательной работы по понедельникам во вторую половину дня.

Итоги работы и их практическая значимость

Слайд 26

За три года работы наблюдается положительная динамика по результатам диагностики интеллектуально-творческих способностей детей.

По результатам диагностики к концу учебного года в 1 младшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» обследовался 21 ребёнок, результаты по группе были следующие: высокий уровень – 13 детей (62 %, средний уровень – 8 детей (38 %, низкий уровень – 0 детей (0 %).

На этапе завершения 2 младшей группы обследовались 20 детей, результаты были уже следующие: высокий уровень – 17 детей (85 %, средний уровень – 3 ребёнка (15 %, низкий уровень – 0 детей (0%). В средней группе обследовался 21 ребенок высокий уровень – (82 %, средний уровень – 8 детей (18 %, низкий уровень – 0 детей (0 %).

Слайд 27.

Данные результаты показывают, что включение в процесс образовательной деятельности системы развивающих игр с блоками Дьенеша плодотворно влияет не только на развитие логического мышления, но и на всестороннее развитие личности ребенка. Полученные результаты подтверждают важность использования авторских методик интеллектуально-творческого развития дошкольников.

- А сейчас я предлагаю перейти к практической части мастер-класса.

Звук сообщения.

- Предлагаю узнать, что за сообщение пришло к нам на компьютер.

Слайд 2 (1 видео Весны на экране).

ВЕСНА. Здравствуйте, меня зовут Весна. Наступил март. Снег уже тает. Бегут и шумят ручьи и только в Стране блоков по- прежнему все заметено снегом и сковано вечными льдами, потому что Снежная королева заколдовала страну и его жителей.

- Поможем жителям Страны блоков?

- Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путешествие, предлагаю отгадать ребус.

Слайд 4 (ребус)

- Верно! Мы отправимся на самолете. Но для начала я вам предлагаю купить билеты на самолет.

Игра «Билетная касса» с блоками Дьенеша.

Цель: развитие умения выявлять свойства, объектов, аргументировать свой выбор.

- Для участия в игре приглашаю несколько человек.

- Здесь находятся билеты на самолет (на подносе, а перед вами лежат наборы блоков Дьенеша – это деньги. Я показываю билет (блок, зашифрованный символами, а вы деньгами - блоками за него расплачиваетесь.

Слайд 5 (значение карточек символов)

Можно пользоваться вот этой схемой подсказкой.

- Билеты приобретены, можно отправляться в полет.

Звучит звук «Аэропорта» : Внимание, объявляется посадка на рейс до Страны блоков. Просьба пассажирам занять свои места….)

Слайд 6 (небо с облаками)

- Ну а пока мы летим, предлагаю вам расслабиться

Релаксация. (Включается соответствующая музыка).

Упражнение на релаксацию и развитие воображения

«ПЛЫВЕМ В ОБЛАКАХ»

«Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие, белые, пушистые облака. Дышите свободно.

Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку и мягко утопаете в нем.

Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.

Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день»

Звучит звук «Аэропорта» : Пристегните ремни. Идем на посадку.

Слайд 7 (снежная пустыня)

-Вот мы и в Стране блоков. Как здесь тихо и грустно…

Слайд 8 (видео снежная Королева)

Голос СК: - Я - Снежная королева, заколдовала страну блоков, и злые тролли разбили мое зеркало. Его осколки разлетелись по всей стране. Чтобы помочь жителям страны, вам нужно собрать все осколки и вставить их в рамку. Предупреждаю, если вы не справитесь с заданием, в Стране блоков никогда не растает снег и не наступит весна.

- А вот и первое задание. Нужно отличить семью короля от жителей Страны блоков. И для этого мне нужен помощник.

Игра «Найди фигуру».

Цель: развивать умение выявлять, свойства в объектах (размер, форма, толщина, удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, развивать воображение, творческое мышление.

- «В волшебной Стране блоков жил был король со своей семьей. Он был синий, большой, толстый и похож на прямоугольник (выбираем блок – прямоугольник, синий, большой и толстый). У короля была королева, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на своих родителей, только маленьких. (маленький толстый и тонкий прямоугольники).

- Мы хорошо справились с первым испытанием Снежной Королевы и нашли первый осколок зеркала.

Слайд 9-10 (первый осколок)

- Для второго испытания мне нужно пять помощников. Приглашаю вас за столы. …

Игра «Рассели жильцов».

Цель: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

- Жители страны заблудились, они не знают, как попасть к себе домой. Нужно заселить в дома жильцов – логические блоки.

(Показываю, где этажи, а где квартиры)

1. Вот первый житель: большой, толстый, желтый треугольник.

- Он займет квартиру на 2 этаже №3 …

2. Второй житель - большой тонкий синий круг, его квартира на 3 этаже №1.

3. Маленький тонкий синий квадрат будет жить на 1 этаже в кв. №2.

4. Большой тонкий красный квадрат заселится на 3 этаже вквартиру№3.

5. Маленький толстый желтый прямоугольник будет жить на 2 этаже в квартире №2.

6. А большой толстый желтый квадрат заселился на 1 этаж в квартиру №1.

-Жильцы очень благодарны вам, а вот и второй осколок.

Слайд 11 (второй осколок)

- Жильцы поселились в своих домиках, но чтобы расколдовать холодное сердце Снежной королевы, нам нужно найти еще один осколок зеркала.

Подвижная игра «Садовник и цветы».

Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам.

- Нужно помочь садовнику правильно рассадить цветы. Обручи - клумбы. Садовник решил в одну клумбу посадить такие цветы (в обруче лежит карточка-символ-желтое пятно)

- Какие посадим цветы в первый обруч? (Все желтые)

- А в другую клумбу вот такие (карточка-символ-треугольник).

- Какие цветы посадим во второй обруч? (Все треугольники)

- Но есть такая область, которая попадает одновременно в обе клумбы, соответственно в этом месте фигуры должны удовлетворять обоим условиям.

- Какие это условия? (Цветы треугольные и желтые)

- Приступаем к посадке цветов.

- Объясните, почему вы так посадили цветы по клумбам?

- (В одном обруче (клумбе) растут только желтые цветы-любой геометрической формы, а в другом-цветы треугольной формы, там, где пересекаются - обручи, растут только желтые треугольники).

Слайд 12 (третий осколок)

- Молодцы! Посмотрите, вот и последний осколок зеркала вставляем его в рамку.

Слайд 13 (3 видео весны)

Голос Весны: Вы прошли все испытания Снежной королевы, сумели растопить ее холодное сердце и в Страну блоков пришла долгожданная весна. Спасибо вам большое.

Слайд 14

Вот и в Стране блоков наступила весна, расцвели цветы. Предлагаю закрыть глаза и мысленно вернуться в детский сад (Волшебная музыка).

На мой взгляд, мы сегодня плодотворно потрудились. На этом наш мастер-класс приходит к логическому завершению и чтобы обобщить его материал, я предлагаю вам составить синквейн.

Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорил сейчас нужно представить в 5 строках.

1 строчка – 1 существительное. Это и есть тема синквейна.

2 строчка – 2 прилагательных.

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которой вы дадите оценку нашей деятельности. Это может быть крылатое выражение, цитата. И мы определим, что произошло с вами в течение нашей встречи. Может быть вы чему - то научились, может быть кому - то было интересно. Может быть наш мастер – класс вас вдохновил на новые дела.

Пример:

«Мастер-класс

Волнующий, интересный

Заинтересовывает, Учит. Вдохновляет.

Новые знания достигаются путем изучения и ценой усилий.

Спасибо за интересные высказывания.

Я благодарю вас за работу и свое выступление мне хотелось бы завершить рассказав вам одну легенду: (под музыку)

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:….

- Как вы считаете, что ответил мудрец?

- “Всё в твоих руках”.

«Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным». Успех, как известно, рождает успех. Действительно, все в наших руках!

Желаю всем успехов в любимой работе!

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством декоративного рисования «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через декоративное рисование»Слайд 2. Декоративное рисование.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством сказки «Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни.

Консультация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных материалов и техник По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нём: «Познай самого себя «Это высказывание в полной.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности» Работа над данной проблемой проводилась в течение трёх лет с группой детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет. Характеризуя воспитанников, хочется.

Мастер-класс по теме «Нетрадиционные методики аппликации в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» Цель: Поделиться с педагогами опытом работы по внедрению в образовательный процесс по изобразительной деятельности нетрадиционных методик.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей посредством экспериментирования» Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. Китайская пословица Тема мастер – класса: «Развитие творческих.

Нетрадиционные методики аппликации в развитии творческих способностей детей дошкольного возрастаНетрадиционные методики аппликации в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста Нетрадиционные методики аппликации. Цель: Поделиться с педагогами опытом работы по внедрению в образовательный процесс по изобразительной.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования солью МБОУ «Новокиевская СОШ» Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности «В душе каждого ребенка есть невидимые струны; если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». М. Горький. Одним из важных видов музыкального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством методики Дьенеша»
Опубликовано: 5 апреля 2018 в 08:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством методики Дьенеша»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Михайлова (УИ 676861) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД