Татьяна Михайлова
Мастер-класс «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством методики Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками по интеллектуально-творческому развитию с использованием блоков Дьенеша.
Задачи:
1. Сформировать интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений к системному использованию современных развивающих технологий.
2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.
Публикация «Мастер-класс „Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством методики Дьенеша“» размещена в разделах
3. Создать предпосылки для профессионального совершенствования педагогов.
План проведения мастер-класса :
1. Теоретическая часть. Знакомство с блоками Дьенеша.
2. Практические игры и упражнения с блоками.
3. Рефлексия.
1. Теоретическая часть.
Слайд 1
- Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Михайлова Татьяна Евгеньевна. Я представляю Северный район и свой любимый детский сад «Сказочная поляна».
Тема моего мастер-класса «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством авторской методики развивающего обучения : логические блоки Дьенеша».
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось.
Можно начать.
Слайд 2
В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди. В образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовность к самостоятельной деятельности.
Слайд 3
Основная цель Концепции развития математического образования на уровне дошкольного образования – организация образовательной среды, способствующей освоению воспитанниками первичных математических представлений, познавательных действий, используемых в жизни.
Поэтому новые приоритеты в образовании побудили меня к поиску инновационных методов, позволяющих создать образовательную среду, построенную на основе технологий развивающего обучения, которая позволит сформировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Слайд 4
В процессе работы я выяснила, что современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагают разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. На мой взгляд, одной из наиболее эффективных является авторская методика интеллектуально-творческого развития детей - логические блоки Дьенеша, разработанная венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.
Слайд 5
Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, которые различаются четырьмя свойствами:
• формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные,
• цветом – красные, синие, желтые,
• размером – большие и маленькие,
• толщиной – толстые и тонкие.
Кроме этого у нас есть наборы плоскостных блоков, которые изготовили родители. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
Слайд 6
К набору блоков прилагаются также карточки-символы.
Цвет – изображается пятном.
Форма – контурами фигур.
Толщина – условным обозначением человеческой фигуры: толстый-тонкий
Размер – силуэтами домиков: большой – маленький.
Слайд 7
Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например, не красный, не большой и т. д.
Слайд 8
К набору прилагается методическое пособие «Давайте вместе поиграем» Авторы: Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн, и демонстрационный материал в котором визуально изображены и описаны возможные варианты игр.
Вот такая на первый взгляд простая игра является ценнейшим дидактическим материалом.
Слайд 9
Логические блоки:
• знакомят с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
• развивают логическое мышление, представление о множестве, операции над множеством (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование);
• формируют представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания);
• развивают умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;
• развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, что в итоге развивает интеллектуально - творческие способности детей и позволяет сформировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности.
Слайд 10
В начале реализации опыта мною была поставлена цель: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша.
Слайд 11
Достижение цели предполагало решение следующих задач:
1. Организация в группах РППС с использованием современных технологий интеллектуально – творческого развития.
2. Формирование у дошкольников основных приемов логического мышления.
3. Формирование интереса педагогов ДОУ к системному использованию современных развивающих технологий.
4. Включение родителей в совместную с детьми деятельность.
(Показ ксерокопии пособия)
За основу в своей работе я взяла пособие Е. А. Носовой и Р. Л. Непомнящей «Логика и математика для дошкольников», где представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша.
Слайд 12
В работе с детьми блоки Дьенеша я использую третий год.
Использовать логические блоки Дьенеша в образовательном процессе я начала с первой младшей группы. Внесла в развивающую среду группы наборы с блоками (на каждого ребенка имеется набор). Поначалу дети просто играли с ними, создавали простейшие постройки и объемные фигуры в альбомах «Маленькие логики» и «Маленькие логики-2». Со временем блоки Дьенеша стала использовать в различных видах деятельности.
Слайд 13
В организованной образовательной деятельности при изучении геометрических форм и сенсорных эталонов дополняю и разрабатываю конспекты с использованием блоков Дьенеша. Также блоки использую в интегрированных занятиях, так как они обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности.
Слайд 14
Блоки используются детьми как предметы-заместители в сюжетно-ролевых играх (например, блоки являются деньгами, печеньем, конфетой, машиной). В подвижных играх блоки могут стать хорошими ориентирами. Из них можно построить дорожки, лабиринты.
Слайд 15, 16,17
Одним из интересных видов деятельности с использованием блоков Дьенеша является работа в альбомах по возрастам. (Это «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Маленькие логики» и «Маленькие логики – 2»; «Лепим нелепицы», «Спасатели спешат на помощь»). В рамках реализации проекта дети вместе с родителями создали свой альбом «Вместе с мамой, вместе с папой».
Слайд 18
Дети одного календарного возраста находятся на разных ступенях интеллектуального развития. Поэтому ежегодно на основании результатов педагогической диагностики и «Журнала наблюдения» нами разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, реализуя которые также используем блоки в индивидуальной и подгрупповой работе.
Слайд 19
Блоки Дьенеша доступны каждому ребенку, поэтому в самостоятельной деятельности они используют их для конструирования, аппликации, сюжетно-ролевых игр. Кроме этого дети придумывают сами множество различных игр.
Слайд 20
В целях формирования интереса педагогов к системному использованию современных развивающих технологий я представила диссеминацию своего опыта работы на методических мероприятиях района.
В рамках районного семинара «Создание психолого-педагогических условий преемственности в образовании детей в ДОО и начальной школы» провела образовательную деятельность по познавательному развитию с использованием авторской методики развивающего обучения логические блоки Дьенеша «В поисках Машеньки» и выступила с сообщением из опыта работы «Логические блоки Дьенеша как средство формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста». (2016 г.)
Слайд 21
В рамках муниципального этапа конкурса «Учитель Оренбуржья -2018» в номинации «Воспитатель года» провела интегрированную образовательную деятельность по познавательному развитию «Путешествие в Страну блоков» и выступила с сообщением из опыта работы:«Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством авторской методики развивающего обучения логические блоки Дьенеша». (2017 г.)
Слайд 22
В рамках «Дня открытых дверей в ДОУ» для родителей, педагогов ДОУ и учителей начальных классов провела открытую интегрированную образовательную деятельность по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша «Поможем Даше-путешественнице» (2017 г.)
Слайд 23
Провела мастер-класс с педагогами дошкольных учреждений района «Использование блоков Дьенеша в индивидуальной работе с детьми» в рамках творческой лаборатории воспитателей района «Индивидуализация дошкольного образования : организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО» - (2016 год).
Слайд 24
Решая задачу включения участников образовательных отношений в совместную с детьми социально - значимую деятельность нами была реализована серия тематических проектов с использованием блоков Дьенеша, в рамках которых были проведены мастер-классы, творческие гостиные, совместные детско-взрослые игры.
Слайд 25
В этом учебном году (со средней группы) начата реализация парциальной программы «Интеллектуалы», которая представляет систему творческих заданий с использованием блоков Дьенеша, современных развивающих игр В. В. Воскобовича, Б. П. Никитина, цветных палочек Х. Кюизенера, направленных на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста. Реализуется она в соответствии с образовательной программой ДОУ, циклограммой воспитательно – образовательной работы по понедельникам во вторую половину дня.
Итоги работы и их практическая значимость
Слайд 26
За три года работы наблюдается положительная динамика по результатам диагностики интеллектуально-творческих способностей детей.
По результатам диагностики к концу учебного года в 1 младшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» обследовался 21 ребёнок, результаты по группе были следующие: высокий уровень – 13 детей (62 %, средний уровень – 8 детей (38 %, низкий уровень – 0 детей (0 %).
На этапе завершения 2 младшей группы обследовались 20 детей, результаты были уже следующие: высокий уровень – 17 детей (85 %, средний уровень – 3 ребёнка (15 %, низкий уровень – 0 детей (0%). В средней группе обследовался 21 ребенок высокий уровень – (82 %, средний уровень – 8 детей (18 %, низкий уровень – 0 детей (0 %).
Слайд 27.
Данные результаты показывают, что включение в процесс образовательной деятельности системы развивающих игр с блоками Дьенеша плодотворно влияет не только на развитие логического мышления, но и на всестороннее развитие личности ребенка. Полученные результаты подтверждают важность использования авторских методик интеллектуально-творческого развития дошкольников.
- А сейчас я предлагаю перейти к практической части мастер-класса.
Звук сообщения.
- Предлагаю узнать, что за сообщение пришло к нам на компьютер.
Слайд 2 (1 видео Весны на экране).
ВЕСНА. Здравствуйте, меня зовут Весна. Наступил март. Снег уже тает. Бегут и шумят ручьи и только в Стране блоков по- прежнему все заметено снегом и сковано вечными льдами, потому что Снежная королева заколдовала страну и его жителей.
- Поможем жителям Страны блоков?
- Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путешествие, предлагаю отгадать ребус.
Слайд 4 (ребус)
- Верно! Мы отправимся на самолете. Но для начала я вам предлагаю купить билеты на самолет.
Игра «Билетная касса» с блоками Дьенеша.
Цель: развитие умения выявлять свойства, объектов, аргументировать свой выбор.
- Для участия в игре приглашаю несколько человек.
- Здесь находятся билеты на самолет (на подносе, а перед вами лежат наборы блоков Дьенеша – это деньги. Я показываю билет (блок, зашифрованный символами, а вы деньгами - блоками за него расплачиваетесь.
Слайд 5 (значение карточек символов)
Можно пользоваться вот этой схемой подсказкой.
- Билеты приобретены, можно отправляться в полет.
Звучит звук «Аэропорта» : Внимание, объявляется посадка на рейс до Страны блоков. Просьба пассажирам занять свои места….)
Слайд 6 (небо с облаками)
- Ну а пока мы летим, предлагаю вам расслабиться
Релаксация. (Включается соответствующая музыка).
Упражнение на релаксацию и развитие воображения
«ПЛЫВЕМ В ОБЛАКАХ»
«Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие, белые, пушистые облака. Дышите свободно.
Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку и мягко утопаете в нем.
Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.
Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день»
Звучит звук «Аэропорта» : Пристегните ремни. Идем на посадку.
Слайд 7 (снежная пустыня)
-Вот мы и в Стране блоков. Как здесь тихо и грустно…
Слайд 8 (видео снежная Королева)
Голос СК: - Я - Снежная королева, заколдовала страну блоков, и злые тролли разбили мое зеркало. Его осколки разлетелись по всей стране. Чтобы помочь жителям страны, вам нужно собрать все осколки и вставить их в рамку. Предупреждаю, если вы не справитесь с заданием, в Стране блоков никогда не растает снег и не наступит весна.
- А вот и первое задание. Нужно отличить семью короля от жителей Страны блоков. И для этого мне нужен помощник.
Игра «Найди фигуру».
Цель: развивать умение выявлять, свойства в объектах (размер, форма, толщина, удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, развивать воображение, творческое мышление.
- «В волшебной Стране блоков жил был король со своей семьей. Он был синий, большой, толстый и похож на прямоугольник (выбираем блок – прямоугольник, синий, большой и толстый). У короля была королева, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на своих родителей, только маленьких. (маленький толстый и тонкий прямоугольники).
- Мы хорошо справились с первым испытанием Снежной Королевы и нашли первый осколок зеркала.
Слайд 9-10 (первый осколок)
- Для второго испытания мне нужно пять помощников. Приглашаю вас за столы. …
Игра «Рассели жильцов».
Цель: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
- Жители страны заблудились, они не знают, как попасть к себе домой. Нужно заселить в дома жильцов – логические блоки.
(Показываю, где этажи, а где квартиры)
1. Вот первый житель: большой, толстый, желтый треугольник.
- Он займет квартиру на 2 этаже №3 …
2. Второй житель - большой тонкий синий круг, его квартира на 3 этаже №1.
3. Маленький тонкий синий квадрат будет жить на 1 этаже в кв. №2.
4. Большой тонкий красный квадрат заселится на 3 этаже вквартиру№3.
5. Маленький толстый желтый прямоугольник будет жить на 2 этаже в квартире №2.
6. А большой толстый желтый квадрат заселился на 1 этаж в квартиру №1.
-Жильцы очень благодарны вам, а вот и второй осколок.
Слайд 11 (второй осколок)
- Жильцы поселились в своих домиках, но чтобы расколдовать холодное сердце Снежной королевы, нам нужно найти еще один осколок зеркала.
Подвижная игра «Садовник и цветы».
Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам.
- Нужно помочь садовнику правильно рассадить цветы. Обручи - клумбы. Садовник решил в одну клумбу посадить такие цветы (в обруче лежит карточка-символ-желтое пятно)
- Какие посадим цветы в первый обруч? (Все желтые)
- А в другую клумбу вот такие (карточка-символ-треугольник).
- Какие цветы посадим во второй обруч? (Все треугольники)
- Но есть такая область, которая попадает одновременно в обе клумбы, соответственно в этом месте фигуры должны удовлетворять обоим условиям.
- Какие это условия? (Цветы треугольные и желтые)
- Приступаем к посадке цветов.
- Объясните, почему вы так посадили цветы по клумбам?
- (В одном обруче (клумбе) растут только желтые цветы-любой геометрической формы, а в другом-цветы треугольной формы, там, где пересекаются - обручи, растут только желтые треугольники).
Слайд 12 (третий осколок)
- Молодцы! Посмотрите, вот и последний осколок зеркала вставляем его в рамку.
Слайд 13 (3 видео весны)
Голос Весны: Вы прошли все испытания Снежной королевы, сумели растопить ее холодное сердце и в Страну блоков пришла долгожданная весна. Спасибо вам большое.
Слайд 14
Вот и в Стране блоков наступила весна, расцвели цветы. Предлагаю закрыть глаза и мысленно вернуться в детский сад (Волшебная музыка).
На мой взгляд, мы сегодня плодотворно потрудились. На этом наш мастер-класс приходит к логическому завершению и чтобы обобщить его материал, я предлагаю вам составить синквейн.
Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорил сейчас нужно представить в 5 строках.
1 строчка – 1 существительное. Это и есть тема синквейна.
2 строчка – 2 прилагательных.
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которой вы дадите оценку нашей деятельности. Это может быть крылатое выражение, цитата. И мы определим, что произошло с вами в течение нашей встречи. Может быть вы чему - то научились, может быть кому - то было интересно. Может быть наш мастер – класс вас вдохновил на новые дела.
Пример:
«Мастер-класс
Волнующий, интересный
Заинтересовывает, Учит. Вдохновляет.
Новые знания достигаются путем изучения и ценой усилий.
Спасибо за интересные высказывания.
Я благодарю вас за работу и свое выступление мне хотелось бы завершить рассказав вам одну легенду: (под музыку)
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:….
- Как вы считаете, что ответил мудрец?
- “Всё в твоих руках”.
«Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным». Успех, как известно, рождает успех. Действительно, все в наших руках!
Желаю всем успехов в любимой работе!