Светлана Люкманова
Развитие инициативы и самостоятельности у детей 5 года жизни
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 50»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
На тему :
«Развитие инициативы и самостоятельности у детей пятого года жизни посредством организации самостоятельной продуктивной деятельности»
Подготовила:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Люкманова Светлана Александровна
2021 г.
Г. Дзержинск Нижегородской области
1 слайд
Публикация «Развитие инициативы и самостоятельности у детей 5 года жизни» размещена в разделах
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
2 слайд
по теме: «Развитие инициативы и самостоятельности у детей пятого года жизни посредством организации самостоятельной продуктивной деятельности»
3 слайд
Условия формирования
Условием формирования личного вклада в образование является то, что мной изучены труды отечественных психологов Льва Семеновича Выготского. О необходимости решать задачу развития творческой, активной, самостоятельной личности говорили так же А. В. Запорожец, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн. Мной изучена деятельность отечественных педагогов, которыми накоплен значительный опыт в сфере развития изобразительного творчества Александра Абрамовна Венгер, Тамара Семёновна Комарова, Тамара Гавриловна Казакова, Анатолий Васильевич Бакушинский, Флериной Евгении Александровны, Сакулиной Нины Павловны. Так же изучены и просмотрены интернет-ресурсы по данной теме.
Познакомилась с психологическими и педагогическими особенностями возраста. Изучила задачи Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования для определения содержания своей работы и различных эффективных форм организации и педагогического взаимодействия.
В ходе повседневной учебно-воспитательной работы получила совокупность практических знаний, умений и навыков.
Проведено анкетирование родителей и педагогическая диагностика овладения детьми изобразительной деятельностью и проведен анализ самостоятельности и инициативности детей группы.
В области методики разработаны картотеки проблемных и игровых ситуаций, план работы с родителями по вопросу развития самостоятельности и творческого воображения у детей дошкольного возраста. Составлены рекомендации для родителей.
Обогатила Развивающую Предметно- Пространственную Среду по изобразительной деятельности; изготовила пособия, для поддержки самостоятельности и инициативы.
4 Слайд
Актуальность
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Согласно стандарту в ДОУ для создания социальной ситуации развития детей предполагают :
-поддержку индивидуальности и инициативы детей через : создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
-недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).
Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Игнорирование или формальный подход к творчеству в раннем детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы.
Дошкольный возраст — лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому воспитание и развитие творческой, инициативной личности ребёнка посредством продуктивной деятельности - одна из главных задач моей работы.
5 слайд
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. На этом фоне всесторонний объективный анализ современных тенденций развития дошкольного образования позволяет выделить особо актуальные понятия: самостоятельность и инициативность дошкольников.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
6 слайд
Теоретическое обоснование
В дошкольной педагогике развитие самостоятельности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Так, игра например - способствует развитию активности и инициативы об этом говорили (С. А. Марутян, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата - это отражено в трудах (М. В. Крулехта, В. И. Логиновой, Д. В. Сергеевой), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности. Об этом говорил Л. С. Выготский
«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнять самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнять в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня»
7 слайд
Цель, задачи
Исходя из требований стандарта, мной была определена цель – это Создание психолого-педагогических условий для
развитие инициативы и самостоятельности у детей пятого года жизни посредством организации самостоятельной продуктивной деятельности
Данная цель решалась мною через задачи.
Задачи я разделила на те, которые направлены на реализацию педагогического процесса и на задачи, направленные на детей :
8 слайд
Ведущая педагогическая идея
Именно поэтому моей ВЕДУЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕЕЙ стала:
Развитие самостоятельности и инициативы у детей пятого года жизни посредством продуктивной деятельности, возможно лишь благодаря целостной системы взаимоотношений всех участников образовательного процесса.
9 слайд
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
В соответствии с ФГОС ДО данная задача решается посредством таких направлений работы как:
- совместная деятельность детей с педагогом (включая НОД)
- в самостоятельной деятельностей детей в ходе режимных моментов
- в совместной деятельности с семьями воспитанников
Самостоятельная продуктивная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребёнка.
Данное направление работы находит свое отражение в режимных моментах – в вечернее время и в ходе дневной прогулки.
10 слайд
Любая деятельность имеет свою структуру. И основным побуждающим моментом к продуктивной деятельности является мотивация к ней.
Во первых для ребенка важно, чтобы продуктивная деятельность была интересной и приносила удовольствие. В младшем дошкольном возрасте ребенку доставляет удовольствие сам процесс создания, в старшем дошкольном возрасте для ребенка становится важен и результат своей работы. И если данный результат не удовлетворяет потребностям ребенка, то без участия взрослого ребенок может потерять и сам интерес к деятельности. Именно поэтому я считаю необходимым со своей стороны пополнять изобразительные уголки нетрадиционными материалами и знакомить детей с вариантами их использования, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
11 слайд
Свою работу я строила поэтапно.
1. Организационный
2. Практический
3. Результативный
На организационном этапе мной отводилось особое внимание подбору дидактических и наглядных материалов, литературы для предварительного чтения, пополнении изобразительного уголка разнообразным нетрадиционным материалом для творчества. Данный этап нашел свое отражение в календарно-тематическом планировании.
На практическом этапе проводилась работа по обогащению эмоциональных впечатлений ребенка – НОД, целевые прогулки, наблюдения, показ кукольного театра в вечернее время, чтение художественных произведений, участие детей в праздниках и развлечениях, привлечении родителей в творческих проектах группы: «Огородные фантазии» - создание огорода на подоконнике, изготовление поделок вместе с родителями из урожая с огорода; «Звери в осеннем лесу» - изготовление макета леса в группе, дома с родителями дети изготавливали зверей и многие другие.
Результативный этап работы включает в себя – организацию и проведение персональных выставок детей. Оформление группы работами детей, пополнение игрового материала. Организацию выставок совместного творчества детей и родителей. Рефлексию и педагогическую диагностику
12 слайд
Следует отметить, что самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей и обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.
Одним из условий успешного развития самостоятельной художественной деятельности детей является умелое руководство со стороны воспитателя, которое должно носить косвенный характер. Поэтому, планируя работу с детьми, я заранее продумывала методы руководства самостоятельной деятельностью (например, проблемная ситуация, игровой прием и другие).
В своей работе я использую такие методы и приемы как:
- словесные
- практические
- наглядные
- игровые
И использую такие формы организации самостоятельной продуктивной деятельности как :
• подготовка к предстоящему занятию по изобразительной деяельности (н-р, дети получили задание подумать, о чё м они будут рисовать на следующий день на тему: например «Здравствуй осень»);
• упражнение в приобретённых умениях, навыках (обычно после интересных занятий изобразительной деятельностью, наблюдений за аналогичной деятельностью взрослых, детей);
• игра или подготовка к ней (дети выступают в роли художников, помогают другим детям подготовить театрально-творческие игры) ;
• воплощение собственных замыслов ребёнка
13 слайд
Самостоятельная продуктивная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Но и она нуждается в руководстве. На данном слайде, я постаралась отразить этапы своего руководства данным видом деятельности.
Содержание самостоятельной изобразительной деятельности тесно связано с содержанием соответствующих занятий. Мной было замечено, что дети могут повторять понравившиеся им темы занятий. Этот повторный интерес может быть вызван не столько темой, сколько успехами ребенка на занятии или необычной методикой его проведения. Поэтому я считаю, что увлеченность темой наиболее ценный побудитель самостоятельной продуктивной деятельности. И для меня важно вызвать собственную инициативу ребенка, стремление продолжить рисунок, раскрыть интересные, увлекающие ребенка перспективы улучшения работы, создание более выразительного образа.
Размещение детских поделок и материала на видном месте, позволяет мне обеспечить взаимосвязь между обучением на занятиях и самостоятельной художественной деятельностью, во время которой ребенок выполняет несколько ее видов. Кроме того, ребенок видит значимость своих работ, так как является создателем комфортной среды у себя в группе.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей так же связана с играми, подготовкой к праздникам, другими видами деятельности. Именно поэтому мной были разработаны картотеки проблемных и игровых ситуаций. Недостающие атрибуты к играм, по возможности, дети изготавливают сами вместе с воспитателем, используют их в настольном, пальчиковом, теневом театре.
Самостоятельная деятельность носит индивидуальный характер. Хотя иногда, около рисующих, я наблюдала и других детей, которые по своему желанию меняют для них воду, всматриваются в рисунок, дают советы. И если вначале они наблюдают за процессом рисования, помогают советом, то затем начинают рисовать на этом же листе. Дети становятся не только наблюдателями творческого процесса, но и его соучастниками. Деятельность одного ребенка становится «творческим содружеством» двух-трех детей.
14 слайд
Например, в рамках проекта «Осень» было проведено занятие по аппликации «Блюдо с фруктами и ягодами», рисование на тему «Идет дождь», запланировано чтение произведений на осеннюю тематику, наблюдения на участке группы за явлениями природы в данный период. С родителями было проведено собрание на тему «Осенние посиделки» и организована выставка творческих работ детей «Что нам осень подарила?»
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. В проекте дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, то есть формируется целостное видение картины изучаемого объекта.
15 слайд
Развивающая предметно-пространственная среда – это важный компонент в организации и руководстве самостоятельной продуктивной деятельности. В нашей группе создание среды осуществлялось в соответствии с рекомендациями Н. А. Коротковой. В каждой из зон я старалась уделить внимание для организации деятельности детей по их выбору и интересам.
16 слайд
Интегрированный подход к организации продуктивной деятельности позволяет: улучшить качественные характеристики образов создаваемые детьми, оптимизировать качественное воспитание в ДОУ, повысить креативность, инициативность, самостоятельность и ответственность каждого ребенка.
17 слайд
Не менее важным для меня в вопросе развития самостоятельности и инициативы у детей становится работа с родителями в данном направлении. Взаимодействие с родителями я выстраиваю посредством:
• Анкетирование родителей
• Игровые гостиные, викторины
• Наглядная информация для родителей
• Мини-экспозиции
• Мастер – класс, семинар-практикум «Как заниматься с ребенком дома»
• Тематические творческие и фотовыставки
• Консультации для родителей на сайте детского сада
• Проектная деятельность
• Выпуск газеты «Малышок»
• Рекомендации
Результат самостоятельной деятельности детей самоценен сам по себе. Ребенок, видя свою значимость, обязательно будет творить и дальше. Поэтому работы детей мы используем и для оформления группы, музыкального зала для праздника, для оформления холла. Таким образом, привлекая и внимание родителей к детскому творчеству. В нашем детском саду практикуются коллективные творческие выставки, где мы можем увидеть совместные работы и детей и родителей.
18 слайд
Диапазон моего личностного вклада представлен на данном слайде.
Мною разработано:
• Картотека игровых ситуаций
• Картотека проблемных ситуаций
• Консультация для родителей «Как научить ребенка рисовать?»
• Папки-передвижки «Дидактические игры по Изобразительной деятельности», «Игры с красками», «Рисуем дома», «Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания»
• Практические рекомендации для родителей по развитию самостоятельности и инициативности детей в свободной деятельности
• Художественно-дидактические игры для развития творческого воображения
Новизна моей работы заключается в разработке и внедрении в практику с работы детьми системы работы, направленной на развитие инициативы и творческого воображения у детей пятого года жизни посредством организации самостоятельной продуктивной деятельности
19 слайд
Исходя из полученных результатов своей деятельности я ставлю перед собой такие перспективы на будущее:
Направленные на детей :
развитие интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности, посредством обогащенной развивающей предметно-пространственной среды;
Развитие ручных умений детей в образовательной деятельности
Обогащение знаний детей о нетрадиционных способах выразительности своих замыслов
Направленные на педагога:
Разработка картотеки игр, проблемных ситуаций;
Обогащение среды дидактическими играми и пособиями, направленных на развитие интегративных качеств;
Привлечение родителей к участию в творческих вечерах группы.
20 слайд
Свободная, разнообразная деятельность в условиях развивающей предметно-пространственной среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности.
Спасибо за внимание!