Екатерина Хрущёва
Перспективный план дидактических игр на развитие активного словаря детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Публикация «Перспективный план дидактических игр на развитие активного словаря детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Развитие словаря влияет на гармоничное развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
Работа по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она осуществляется не только в непосредственно - образовательной деятельности, но и в режимных процессах.
В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний ребенка о предметах. Его пассивный и активный словарь обогащается за счет слов - названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, особенности поверхности и т. д., а также слов, характеризущих пространственные и временные отношения.
Предлагаю Вам перспективный план дидактических игр с учетом психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста и направлена на развитие активного словаря.
СЕНТЯБРЬ
Игра № 1. «Кому угощение?»
Цель: формирование умения употреблять в речи трудные формы существительных.
Дидактический материал : картинки с изображением медведя, гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона.
Игра №2. «Кто как разговаривает?»
Цель: расширение глагольного словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Дидактический материал : мяч.
Игра №3. «Горячий — холодный»
Цель: формирование словаря прилагательных, закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Игра №4. «Где кто стоит».
Цель игры: формировать словарь наречий.
Дидактический материал : доска, картонные картинки дед, дом, забор, 2 дерева, кусты, подсолнух, девочка, курица
ОКТЯБРЬ
Игра № 1. «Назови части предмета»
Цель: обогащение словаря существительных, развитие умения соотносить предмет и его части.
Дидактический материал : картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.
Игра № 2. «Подскажи словечко».
Цель: развитие глагольного словаря,
Дидактический материал : мяч.
Игра №3. «Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Дидактический материал : мяч.
Игра №4. «Скажи наоборот»
Цель игры: формировать словарь наречий.
НОЯБРЬ
Игра № 1. «Мяч бросай и слова называй»
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Дидактический материал : мяч.
Игра № 2.«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Дидактический материал : мяч.
д.
Игра №3. «Скажи какой»
Цель: формировать словарь прилагательных, учить выделять и называть признаки предмета.
Дидактический материал : Фрукты в коробочке.
Игра №4.«Угадай игрушку»
Цель: обогащать предметный словарь, словарь прилагательных, ориентируясь на его признаки и действия.
Игровая задача: узнать по описанию игрушку.
Дидактический материал : игрушки: медвежонок, заяц, лиса, утенок. ДЕКАБРЬ
Игра № 1. «Кто кем был или что чем было»
Цель: расширение словаря существительных и знаний об окружающем.
Игра №2. «Составь предложение»
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.
Дидактический материал : мяч.
Игра №3. «Сравни зверей»
Цель: формировать словарь прилагательных, учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Игра №4. «Овощи»
Цель: обогащать словарь детей существительными множественного числа.
Игра № 5 «Зачем нужны игрушки»
Цель: закреплять словарь детейв употреблении в речи глаголов, сочетать их с существительными.
Игровой материал: игрушки.
Игровые правила: воспитатель называет предмет, дети говорят, что можно делать с этим предметом.
Игровые действия: Воспитатель задает вопрос: «Зачем нужны игрушки? Вы знаете, что с ними можно делать? Сейчас я покажу игрушку, а вы расскажете, зачем она нужна».
ЯНВАРЬ
Игра №1. с мячом «Животные и их детеныши».
Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Дидактический материал : мяч.
Игра №2. «Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
Дидактический материал : мяч.
Игра №3. «Угадай игрушку»
Цель: обогатить предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Дидактический материал : игрушки заяц, лиса, утенок, собака.
Игра №4. «Кто как голос подает?»
Цель: обогащать глагольный словарь.
Игра №5. «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.
Игровые правила: детей – расположить перелетных птиц в «летнем лесу», а зимующих – в «зимнем лесу».
Игровые действия: Воспитатель загадывает загадку. ФЕВРАЛЬ
Игра № 1. «Скажи ласково»
Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Дидактический материал : мяч.
Игра №2. «Кто может совершать эти движения?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Дидактический материал : мяч.
Игра №3. «Из чего сделано?»
Цель игры. является закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Дидактический материал : мяч.
Перед проведением игры предварительно ребенку объяснялось, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводилась работа по картинкам, после чего данная тема закреплялась в игре с мячом.
Игра №4. «Закончите предложение».
Цель: формировать словарь наречий. Например: поезд идет медленно, а самолет летит. (быстро)
МАРТ
Игра № 1. «Скажи ласково»
Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Дидактический материал : мяч.
Игра №2. «Кто может совершать эти движения?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Дидактический материал : мяч.
Игра №3. «Из чего сделано?»
Цель игры. является закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Дидактический материал : мяч.
Игра №4. «Ответьте на вопрос».
Цель: формировать словарь наречий.
Ход игры. Воспитатель задает детям вопросы: Как рычит лев? а дети отвечают полным ответом: (Грозно, громкой) и т. д. Как бегает заяц? (Быстрой). Как чирикает воробей? (Весело). Как поет соловей? (Красиво). Как пищит мышка? (Тихо). Как рычит собака на кошку? (Сердито). Как играют ребята в нашей группе? (Дружно). А как наши ребята занимаются? (Старательно). АПРЕЛЬ
Игра № 1. «Один - много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Дидактический материал : мяч.
Игра№2. «Что этот предмет может делать?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления.
Игра №3. «Лови да бросай — цвета называй»
Цель игры. формировать способность подбирать существительные к прилагательным, обозначающему цвет, расширять словарь прилагательных, закреплять названия основных цветов, развивать воображения у детей.
Дидактический материал : мяч.
Игра №4. «Придумать предложения».
Цель: формировать словарь наречий.
Ход игры. Воспитатель. Переверните картинки, которые лежат на краю стола. Посмотрите, где на них нарисованы предметы, и придумайте предложения со словами : близко - далеко, вверху - внизу, слева - справа, высоко - низко.
МАЙ
Игра № 1. «Один - много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Дидактический материал : мяч.
Игра№2. «Что этот предмет может делать?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления.
Игра №3. «Лови да бросай — цвета называй»
Цель игры. формировать способность подбирать существительные к прилагательным, обозначающему цвет, расширять словарь прилагательных, закреплять названия основных цветов, развивать воображения у детей.
Дидактический материал : мяч.
Игра №4. «Поймай и ответь».
Цель игры: является формирование словаря наречий.
Дидактический материал : мяч.
Игра №5 «Многозначные слова»
Цель: Познакомить со словами, объяснить значение слов, составить с ними предложения.
Иголки бывают разные: швейная иголка, машинная иголка, вязальная иголка, у шприца, у ёлки, у сосны, иголки у ежа, иголки у кактуса.
Какие щётки вы знаете? Назовите их.
Этой щёткой чищу зубы. Этой щёткой – башмаки, этой щёткой – чищу брюки, все три щетки мне нужны