Анастасия Бузмакова
Презентация «Концепция математического развития дошкольников А. М. Леушиной»
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция математического развития дошкольников А. М. Леушиной
Введение
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Темочки:
Математическая подготовка имеет исключительную практическую значимость. Человеку в обыденной жизни постоянно приходится использовать математические знания, а для ребенка это является немаловажным фактором социальной приспособленности.
Исследование и практика обучения дошкольников свидетельствуют о том, что формирование элементарных математических представлений оказывает развивающее воздействие, содействует развитию восприятия и мышления, познавательной деятельности в целом.
Математическое образование дошкольников предполагает не только овладения основами элементарной математики, но и развитие активности и самостоятельности в учебной деятельности и в повседневной жизни.
Краткая биография
ЛЕУШИНА Анна Михайловна (1898 - 1982, педагог, специалист в области дошкольного воспитания, доктор педагогических наук (1956, профессор (1958).
С 1929 преподавала в вузах Ленинграда; с 1936 в ЛГПИ им. А. И. Герцена (в 1944-73 зав. кафедрой дошкольной педагогики). Автор трудов в области психического развития дошкольников, учебников и учебных пособий для дошкольных факультетов педагогических вузов, практических пособий для воспитателей дошкольных учреждений.
Разработала систему начального обучения счёту, формирования пространственных и временных представлений.
Вклад А. М. Леушиной в разработку проблем математического развития детей-дошкольников
леушина математический ребенок дошкольный
Вопросы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста разрабатывались А. М. Леушиной, начиная с 40-х годов. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. Это стало возможным благодаря глубокому и тщательному анализу различных точек зрения, подходов и концепций формирования математических представлений, учета достижений отечественной и зарубежной науки, практики общественного воспитания и обучения дошкольников в нашей стране, у А. М. Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3-, 4-, 5- и 6-летнего возраста, методическая концепция автора сложилась в результате многолетней экспериментальной и научно-теоретической работы.
Она заключается в следующем: от нерасчлененного восприятия множеств предметов детей необходимо переводить к выявлению отдельных составляющих это множество элементов путем попарного сопоставления их, что представляет дочисловой период обучения (усвоение отношений «столько же», «поровну», «больше», «меньше» и др.). Обучение счету следует за освоением детьми действий с множествами и базируется на сравнении двух предметных групп. Дети знакомятся с числом как характеристикой численности конкретной предметной группы в сопоставлении ее с другой. В ходе сравнения чисел (на наглядной основе) ребенком усваиваются последовательность и отношения между ними, что приводит к сознательному освоению счета и использованию его в вычислениях, выполнению действий при решении простых арифметических задач. Элементарное представление о числе формируется у детей в ходе накопления ими опыта сравнения нескольких предметных групп по признаку количества независимо от других признаков (качественные особенности, расположение в пространстве). На этой основе строилось освоение количественного и порядкового счета, определение состава чисел из единиц и двух меньших чисел.
В методике первоначального ознакомления детей с числами, счетом, арифметическими действиями, разработанной А. М. Леушиной, использованы положительные стороны метода изучения чисел (воспроизведение групп предметов, применение числовых фигур и счетных карточек, изучение состава чисел) и метода изучения действий (число как результат счета, образование чисел на основе сравнения двух совокупностей и практического установления между ними взаимно однозначного соответствия, увеличение или уменьшение одного из них на, освоение действий сложения и вычитания, сформированных представлений о числах натурального ряда и навыков счетной деятельности). По утверждению А. М. Леушиной, в работе по развитию количественных представлений у детей следует особое внимание уделять накоплению чувственного опыта, созданию сенсорной основы счетной деятельности, последовательному обобщению детских представлений. Этим требованиям отвечает предложенная ею система практических упражнений с демонстрационным и раздаточным материалом.
Разработанная А. М. Леушиной концепция формирования количественных представлений в 60 - 70-е годы была существенно дополнена за счет научно-теоретической и методической разработки проблемы развития пространственно-временных представлений у дошкольников. Результаты научных исследований А. М. Леушиной Отражены в ее докторской диссертации «Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе» (1956, многочисленных публикациях, учебных пособиях, например: «Обучение счету в детском саду» (М., 1959, 1961, «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (М., 1974) и др.
Воспитатели детских садов широко использовали разработанные А. М. Леушиной конспекты занятий «Занятия по счету в детском саду» (М., 1963, 1965) и наглядные дидактические материалы (1965).
В дальнейшем под руководством А. М. Леушиной разработаны содержание и методы формирования у детей пространственных и временных представлений, обучения измерению объектов, массы тел, вопросы умственного и всестороннего развития детей в процессе освоения ими элементарных математических знаний, усвоения способов практических действий.
Разработанная А. М. Леушиной концепция формирования элементарных математических представлений у детей служит источником для многих современных исследований, а дидактическая система прошла испытания временем, успешно функционирует уже несколько десятков лет, показала свою эффективность в условиях общественного дошкольного воспитания, реализована в «Программе обучения и воспитания в детском саду».
Заключение
Таким образом, А. М. Леушина внесла огромный вклад в развитие математических представлений в развитии детей дошкольного возраста.
Она написала многочисленные труды в этой области. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду.
Разработанная Леушиной А. М. концепция формирования элементарных математических представлений у детей до сих пор служит источником для исследований многих современных педагогов. Ее дидактическая система прошла испытания временем и успешно функционирует уже несколько десятков лет.