Наталья Кандейкина
Презентация «Музыкальное развитие воспитанников средствами русского фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном российском обществе в последние десятилетия наблюдалась тенденция «декоративного» отношения к русскому устному и музыкальному фольклору, как чисто исполнительскому виду творчества, мало использовались его воспитательно-образовательные возможности. Такая позиция в образовании привела к тому, что на сегодняшний день уже несколько поколений не знают своих национальных, культурных корней и в какой-то степени, нетерпимо относятся к собственной национальной культуре. Между тем, изучение народного музыкального творчества является не только одним из видов приобщения детей к национальной культуре, но является весьма эффективным средством музыкального воспитания и развития.
Публикация «Презентация „Музыкальное развитие воспитанников средствами русского фольклора“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
До возникновения на земле Древней Руси письменности, фольклор представлял собой единственный вид музыкально-художественного творчества, являющийся методом передачи народной памяти и опыта поколений, «зеркало души» русского народа, выражающее его мировоззрение, отражающее картину мира, моральные и духовные ценности русского человека.
Истоки его находятся в далеком прошлом языческого восприятия мира славянами, откуда и произошли некоторые жанры, существующие сегодня – хороводные, плясовые, игровые песни, имеющие ритуальное происхождение. Одни жанры русского фольклора возникли как отражение на происходящие в жизни народа события личного плана (баллады, лирические, протяжные песни, блок свадебных песен, страдания, другие – как песни, возникшие в результате событий, повлиявших на ход истории государства (былины, исторические, песни военной тематики и другие).
Обрядовый фольклор возник в глубине ведической картины мира, обожествления людьми природный стихий, в силу непонимания ими происхождения многих природных явлений. Произведения русского фольклора воссоздают в художественной форме характерные черты народной жизни конкретного исторического периода, конкретного человека, его личностные качества и переживания.
Русский фольклор чрезвычайно многообразен в жанровом отношении.
Многие события в жизни государства, жизненного этапа человека, периода жизни ребенка отразились в определенных фольклорных жанрах.
В результате изучения многочисленной литературы и, исходя из собственного опыта работы с фольклорным ансамблем, можно сделать вывод, что из существующих форм проведения занятий, наиболее оптимальной для музыкального развития является внеурочная форма так как:
• временнЫе рамки более широкие;
• содержательную составляющую деятельности определяет сам педагог;
• возрастной состав участников может быть совершенно различный, что позволяет расширить изучаемый репертуар в соответствии интересами и возможностями участников, тем самым способствуя более оптимальному осуществлению процесса музыкального развития.
Основными организационными внеурочными формами музыкального развития являются вокальная, танцевальная и музыкально-инструментальная, деятельность.
В основные формы входят :
• массовые;
• сольные;
• инструментальные;
• вокально-хоровые;
• ансамблевые;
• танцевальные;
• театральные.
Обучение русской традиционной культуре в фольклорном ансамбле осуществляется в различных направлениях. Участники ансамбля знакомятся с народным календарем, во многих праздниках которого присутствуют игры и обряды, содержащие песенный репертуар; осваивают игру на простых народных музыкальных инструментах (бубны, ложки, трещотки, свистульки); изучают элементы народной хореографии, сопровождающей жанры исполняемых в ансамбле произведений.
В результате проведенной работы можно сделать выводы о том, что:
1. Русское фольклорное творчество имеет многовековую историю развития и содержит весьма разнообразный жанровый материал.
2. Содержание и многообразие жанров русского фольклора обладают огромным воспитывающим и развивающим потенциалом.
3. Привлечение воспитанников к изучению русского фольклора позволит им развить имеющиеся у них музыкальные способности.
4. В воспитательном процессе должны сочетаться исполнительская и игровая деятельности, что позволит успешно работать над развитием музыкальных способностей детей и формированием их интереса к русскому национальному фольклору.
5. Эффективной формой деятельности в воспитании разносторонне развитой личности является внеклассная форма, в силу широких временных рамок, возможностей использования в работе большого количества направлений деятельности от художественной, театральной, до музыкальной и их взаимодополнения. Различные виды исполнительства могут быть так же формами изучения русского фольклора, такие как фольклорные ярмарки и фестивали, праздники народного и «светского» календаря, конкурсы и фольклорные ансамбли, отдельные концертные выступления.
6. Чем раньше начат и многограннее осуществляется процесс развития музыкальных способностей детей в коллективе и чем больше методик включается в деятельность педагога-фольклориста, тем выше уровень музыкального развития воспитанников.