Мария Гуденко
Консультация «Организация игровых ситуаций с использованием русского народного фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация игровых ситуаций с использованием русского народного фольклора»
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего их мира.
Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному и умственному развитию.
Публикация «Консультация „Организация игровых ситуаций с использованием русского народного фольклора“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Если речь педагога будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это как раз чаще всего мы берем из устного народного фольклора, то и дети как губки, впитают правильные, новые слова, и будут использовать их в своей речи.
На самом деле детский народный фольклор имеет большое значение в развитии ребенка и в образовательном процессе, и в воспитательном.
Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов часто не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому возникает вопрос: нужно ли ребенку, возвращаться назад к прошлому?
Народный фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
В работе с детьми я использую следующие виды фольклора :
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным, увлекательным. Дети в игре обретают радость, увлеченность, они учатся взаимодействовать друг с другом, делиться игрушками, оказывать помощь, сочувствовать, переживать все это влияет на их духовное развитие.
Самые любимые игры для детей – это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки – это народные подвижные игры. Дети в таких играх у детей развивается быстрота движений, ловкость, сообразительность. Например игра «У медведя во бору»
Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая) :
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь сидит,
На нас глядит.
Медведь не спит
И на нас рычит!
Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко,
Медведь за нами кинулся!
Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем"
В такой игре как «Молчанка» у детей развивается терпеливость, в ней дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре мы используем попевочку :
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок –
Молчок!
Проговаривая слова за воспитателем, дети тренируют свою речь, а заучивая и запоминая их еще и память, что не мало важно в развитии детей.
Так же с помощью игр можно развивать мелкую моторику, используя народный фольклор.
К примеру те же самые «Ладушки», «Сорока-ворона». Это первые пальчиковые игры, которые знает каждая мама. И начиная с самого раннего возраста применяет для развития моторики ребенка, а в дальнейшем и сам малыш применяет их в своей игре.
А вот например такая попевочка:
У бабы Фроси пяток внучат,
У бабы Фроси пяток внучат,
(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом – другую).
Все каши просят,
Все криком кричат:
(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).
Акулька – в люльке,
Аленка – в пеленке,
Аринка – на перинке,
Степан – на печке,
Иван – на крылечке.
(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).
Так же с помощью народного фольклора можно учить ребенка самовыражаться, проигрывать на себе другие роли, подражать. Например, дети с большим удовольствием могут показать, как неуклюже ходит медведь, крадется лиса, скачет заяц и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко!
Твои детки на лугу
Гнут черемуху в дугу,
Тебя ожидают,
Зайчиков гоняют!
В более старшем возрасте можно применять докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги, в раннем возрасте, когда речь у детей еще плохо сформирована, такой вид фольклора не вызывает большого интереса у малышей и нет отдачи. Например, такой диалог:
Жили-были два павлина,
Вот и сказки половина.
Жили-были два гуся,
Вот и сказка вся.
Народный фольклор настолько богат, что его можно подбирать по жанрам, для любой тематики (хоть то времена года или птицы, и животные, насекомые, погода).
Фольклор можно использовать и для развития речевых навыков детей. Заучивать наизусть, выразительно рассказывать, в этом помогут скороговорки:
В огороде рос горох,
А за речкой – гречка.
Старый наш козёл Енох
В огороде рвал горох,
Гречку рвал за речкой.
Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь.
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт.
Один из любимых видов деятельности детей это игры-инсценировки, по русским народным сказкам «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». А еще если при этом использовать костюмы или маски, то детскому счастью и инициативе нет предела. Дети с большим удовольствием проигрывают роли, и наблюдая можно увидеть, что каждый ребенок проигрывает роль по-своему, все это зависит и от речевого развития и от физиологии, пластики, от того скован ребенок или раскрепощен. Вот благодаря фольклору можно раскрывать, развивать, обучать детей.