МААМ-картинки

Консультация «Организация игровых ситуаций с использованием русского народного фольклора»

Мария Гуденко
Консультация «Организация игровых ситуаций с использованием русского народного фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы

«Организация игровых ситуаций с использованием русского народного фольклора»

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего их мира.

Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному и умственному развитию.

Публикация «Консультация „Организация игровых ситуаций с использованием русского народного фольклора“» размещена в разделах

Ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Если речь педагога будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это как раз чаще всего мы берем из устного народного фольклора, то и дети как губки, впитают правильные, новые слова, и будут использовать их в своей речи.

На самом деле детский народный фольклор имеет большое значение в развитии ребенка и в образовательном процессе, и в воспитательном.

Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов часто не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому возникает вопрос: нужно ли ребенку, возвращаться назад к прошлому?

Народный фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора :

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным, увлекательным. Дети в игре обретают радость, увлеченность, они учатся взаимодействовать друг с другом, делиться игрушками, оказывать помощь, сочувствовать, переживать все это влияет на их духовное развитие.

Самые любимые игры для детей – это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки – это народные подвижные игры. Дети в таких играх у детей развивается быстрота движений, ловкость, сообразительность. Например игра «У медведя во бору»

Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая) :

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь сидит,

На нас глядит.

Медведь не спит

И на нас рычит!

Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко,

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем"

В такой игре как «Молчанка» у детей развивается терпеливость, в ней дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре мы используем попевочку :

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок –

Молчок!

Проговаривая слова за воспитателем, дети тренируют свою речь, а заучивая и запоминая их еще и память, что не мало важно в развитии детей.

Так же с помощью игр можно развивать мелкую моторику, используя народный фольклор.

К примеру те же самые «Ладушки», «Сорока-ворона». Это первые пальчиковые игры, которые знает каждая мама. И начиная с самого раннего возраста применяет для развития моторики ребенка, а в дальнейшем и сам малыш применяет их в своей игре.

А вот например такая попевочка:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом – другую).

Все каши просят,

Все криком кричат:

(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

Акулька – в люльке,

Аленка – в пеленке,

Аринка – на перинке,

Степан – на печке,

Иван – на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

Так же с помощью народного фольклора можно учить ребенка самовыражаться, проигрывать на себе другие роли, подражать. Например, дети с большим удовольствием могут показать, как неуклюже ходит медведь, крадется лиса, скачет заяц и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко!

Твои детки на лугу

Гнут черемуху в дугу,

Тебя ожидают,

Зайчиков гоняют!

В более старшем возрасте можно применять докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги, в раннем возрасте, когда речь у детей еще плохо сформирована, такой вид фольклора не вызывает большого интереса у малышей и нет отдачи. Например, такой диалог:

Жили-были два павлина,

Вот и сказки половина.

Жили-были два гуся,

Вот и сказка вся.

Народный фольклор настолько богат, что его можно подбирать по жанрам, для любой тематики (хоть то времена года или птицы, и животные, насекомые, погода).

Фольклор можно использовать и для развития речевых навыков детей. Заучивать наизусть, выразительно рассказывать, в этом помогут скороговорки:

В огороде рос горох,

А за речкой – гречка.

Старый наш козёл Енох

В огороде рвал горох,

Гречку рвал за речкой.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт.

Один из любимых видов деятельности детей это игры-инсценировки, по русским народным сказкам «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». А еще если при этом использовать костюмы или маски, то детскому счастью и инициативе нет предела. Дети с большим удовольствием проигрывают роли, и наблюдая можно увидеть, что каждый ребенок проигрывает роль по-своему, все это зависит и от речевого развития и от физиологии, пластики, от того скован ребенок или раскрепощен. Вот благодаря фольклору можно раскрывать, развивать, обучать детей.

Публикации по теме:

Организация режимных моментов с помощью проблемно-игровых ситуаций по теме недели «Я — гражданин России» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Комбинированного вида №35 «Непоседы» Доклад «Организация режимных моментов.

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности,.

Консультация для воспитателей «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора» Русское народное творчество – это животворящий неиссякаемый источник песен, прибауток, сказок, былин, пословиц и поговорок, в которых отражается.

Несколько образовательных ситуаций для музыкально-игровых импровизаций в режимные моменты Музыкально-игровые ситуации, которые помогут развить музыкальные способности ребёнка. Этими ситуациями могут пользоваться не только музыкальные.

НОД по формированию связной речи «Перепутанные истории» на основе игровых обучающих ситуаций Цель: формирование связной речи посредством составления рассказов по демонстрируемым действиям на основе серии сюжетных картинок. Задачи.

План-конспект музыкального занятия в средней группе с использованием русского фольклора ПЛАН- КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ с использованием русского народного фольклора Цель: Развивать музыкальные и творческие.

Проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сказка» Проект «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО.

Развитие движений у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.

«Уроки вежливости». Цикл игровых ситуаций для дошкольников Урок первыйВ гости к детям пришла фея вежливости (это воспитатель). С помощью феи выяснили, кого называют вежливым, вспомнили такие слова.

Весенний досуг для детей старшего дошкольного возраста «Весна — на весь свет красна» на основе русского народного фольклора Весенний досуг для детей старшего дошкольного возраста «Весна - на весь свет красна» на основе русского народного фольклора. Годованая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Организация игровых ситуаций с использованием русского народного фольклора»
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 00:11
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Организация игровых ситуаций с использованием русского народного фольклора»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Гуденко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД