Получи документы

Приобщение детей к истокам русского фольклора

Лариса Ермакова
Приобщение детей к истокам русского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение детей к истокам русского фольклора.

Музыка в дошкольном учреждении источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Поставив задачу познакомить детей с русским фольклором, я хорошо понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа. Задача эта – на года, и в течении многих лет в основе воспитания в нашем детском саду – знакомство с русским фольклором.

Публикация «Приобщение детей к истокам русского фольклора» размещена в разделах

Русский фольклор – песни, былины, сказки, православные праздники: Рождество, Святки, Масленица, Пасха, Троица, Покров, это и есть наша русская культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной. В русском народном фольклоре заложены большие воспитательные возможности. Народное искусство способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, окружающей природе. Это и побудило меня начать использовать русский народный фольклор в работе с детьми.

Чтобы рассказать детям о фольклоре, более доступно и наглядно, привить им любовь к традициям, истории России, в детском саду мы освободили помещение, где были собраны предметы русского быта : вышитые полотенца, занавески, лоскутные одеяла, домотканые половички и коврики, чугунки, горшки, ухваты, рушники, самовары, печь, деревянные ложки, рубель, народные игрушки, образцы городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписи. Были сшиты детские и взрослые русские народные костюмы : сарафаны, лапти, косоворотки, кокошники, сапоги, головные уборы. Педагоги и родители охотно включились в эту работу. Костюмы и предметы русского быта мы используем в НОД, во время постановок русских народных сказок, на праздниках и развлечениях. На праздники мы все выносим в зал.

С целью ознакомления детей с фольклором, создания условий для развития фольклорных игр я использую разные методы и формы работы с воспитанниками. Примером эффективной деятельности в этом направлении стал долгосрочный творческий проект «Фольклор - музыка - дети». Деятельность с участием воспитанников всех возрастных групп не оставила равнодушными ни членов коллектива, ни родителей, ни детей.

Целью моей работы является приобщение детей дошкольного возраста к русскому фольклору, воспитание на народных традициях и обрядах, знакомство их с поэтическим, музыкальным и игровым фольклором.

Исходя из этого, в работе я определяю следующие задачи:

- знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора.

- формирование исполнительских навыков в области пения, музыкально-ритмических движений.

- развитие воображения, эмоциональности, творчества ребенка.

В процессе реализации проекта учитывалась психолого-педагогическая значимость русского фольклора : дети учатся выражать эмоции, и адекватно их воспроизводить в момент перевоплощения в сказочных героев, в животных. У них появляется возможность формирования определенных действий для выражения эмоций интереса, радости, удивления, гнева, страха, вины.

Изучение детского русского фольклора я осуществляла через участие детей в детских календарных праздниках, я начинала проводить цикл НОД с младших групп: «Бабушка-Забавушка», «В гости к хозяюшке», «На бабушкином дворе», «К нам пришла матрешка», «На птичьем дворе». В старшей и подготовительной группе «Хороводная песня», «Веселые музыканты», «Песня русская душа», «Ярмарки», «В гостях у сказки», «Русская старина», театрализованные представления авторских сказок с использованием русского фольклора «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака, календарно-обрядовые праздники.

Используя фольклор, я учитываю следующее:

-Возрастные и индивидуальные способности детей. От этого зависят и программные задачи, и музыкальный материал, и приемы, используемые в НОД.

-знакомство детей с народными традициями и русской культурой я провожу в виде игры, где каждый становится и участником, и зрителем. В проведении НОД, праздников, развлечений, я использую:

-Народные песни для слушания и разучивания.

-Хороводы, танцы.

- Народные игры.

- Мелодии, наигрыши, исполненные как на отдельных музыкальных инструментах, так и целым оркестром, для слушания, для танцевальных импровизаций, а так же как фонограмму, под которую играют дети на ударно-шумовых инструментах, которые в руках малышей становятся волшебными и обретают свой голос.

-Народно-поэтическое творчество: пословицы, загадки, потешки, сказки, обрядовый фольклор.

-Народные песни, хороводы, игры с пением я использую без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную, игровую деятельность, а потом педагоги используют в повседневной жизни, а дети должны понимать содержание текста в целом и значение каждого слова, и иногда я отказываюсь от какой-либо потешки, песни или другого фольклорного материала, если не могу объяснить значение отдельных слов или выражений. Иногда стараюсь искать другой вариант выбранного текста, так как довольно часто фольклорные произведения существуют в разных вариантах. Если художественная ценность при этом не пострадала, выбираю вариант, более доступный детям.

Развивающий потенциал русского фольклора имеет огромное значение для становления личности ребенка, стимулирует развитие психических процессов: целостности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, образного и логического мышления, двигательной активности. В фольклоре заложены истоки творчества, он привлекает детей своей эмоциональной насыщенностью.

В русском фольклоре, основным отличием народных драматических действий является соединение слова, напева, исполнения. Синтетичность драматических действий включает в себя использование декораций, а нередко и пляску, исполнение которой требует употребление жестов и мимики, костюмировку.

В своей работе я стала использовать фольклорные праздники и развлечения, давая детям возможность прикоснуться к источнику народной мудрости, творчества многих поколений. Изучение календарного детского фольклора осуществляю через участие детей в календарных праздниках.

Праздники и развлечения, с использованием русского фольклора вызывают много положительных эмоций у детей, расширяют их кругозор, помогают развить творческие способности, повысить самооценку, адаптироваться в разных условиях, дети чаще стали играть в народные игры в самостоятельной деятельности.

Народно-обрядовые праздники всегда связаны с игрой, а народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и главная особенность игры – ее самодеятельный характер, именно здесь раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка. Фольклорные игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость. Приучают к вниманию и сообразительности. Разученные с детьми считалки, прибаутки, скороговорки, сделали игру более интересной, обогатили ее содержание. Самые любимые игры – те, где нужно ловить друг друга. Я разработала игры для всех возрастных групп: «Птинушки», «Гори ясно», «Горелки», «Кот и воробьи», «Лиска-лиса», «Солнышко», «Баба-яга», «Ниточка-иголочка», «Воевода» и другие.

В нашем детском саду уже стало традицией проводить русские календарно-обрядовые праздники с участием родителей: Покров, Рождество, Святки, Масленица, Пасха, «Сороки», ярмарки, Троица, театрализованные представления с использованием русского фольклора «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака.

Покров – конец летним хороводам, начало зимним посиделкам, капустным вечеркам и осенним ярмаркам. На ярмарках родители выступают в качестве зазывал, они охотно откликаются на мои просьбы и с удовольствием выполняют эти роли. В этот праздник встречаем приход осени, играем с грибочками, т. к. в Покров последний сбор грибов.

На Рождество детей младших групп наряжаем ангелочками, они танцуют под «музыку ангелов», а дети старших групп, показывают малышам и играют с ними в народные игры.

После Рождества начинаем праздновать Святки. Дети старшей и подготовительной групп, наряжаясь, с колядками, шутками, прибаутками, обходят группы, заходят в кабинет к заведующей, к медработнику, к поварам, и продолжают праздник в музыкальном зале. Ходили в соседние детские сады, детей везде встречают с улыбкой, радостью, ведь ряженные приносят добрые пожелания. Колядки заканчиваются чаепитием.

Так же нашим детям очень нравится отмечать праздник Масленицы, которая ежегодно проводится на территории детского сада. На Масленицу взрослые изготавливают соломенную куклу. На празднике всегда бывает очень весело, детей смешат скоморохи, матрешка, Баба-Яга. Дети вместе с родителями водят хороводы, играют в игры, катаются на санках. В конце праздника сжигаем соломенную куклу и всех угощают горячими блинами с чаем.

Пасха тоже проходит весело и интересно. Детей знакомлю с историей этого праздника, с музыкальными произведениями, в которых композиторы изображают колокольный звон и песнопение, знакомятся с народными играми, связанными с этим праздником: катание яиц, кружение яиц, бой яйцами. Основным отличием этого праздника является то, что мы часто используем инсценировки: «Пасхальный колобок», «Пасхальное яичко», «Писанки для Аленки», «Зайки растеряшки».

Итогом проектной деятельности стало проведение праздника: «Зеленые святки» (троицу) - это проводы весны и встреча лета, главную роль отвели березке. Детям очень понравилось водить вокруг березки хороводы, играть в игры, родители принимали участие в празднике, играли с детьми, пели, водили хороводы. Этот праздник провели на улице на Духов День, в именины земли-матушки вместе с родителями. Дети и родители получили массу положительных эмоций и впечатлений.

В этом году большую радость принесли детям родители, средней группы, которые участвовали в драматизации сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» с использованием русского фольклора. Дети и родители были одеты в русские костюмы, играли на русских народных инструментах, танцевали русские народные танцы.

В старшей группе прошло НОД «Русская старина», с участием мам, они сами шили себе русские костюмы, рассказывали детям о русском быте и элементах русского костюма, играли на ложках и угощали всех чаем из самовара.

В подготовительной группе прошло НОД «В гостях у сказки», в нем принимали участие папы и мамы, которые соревновались с детьми в русских, богатырских играх.

Проект «Фольклор – музыка- дети» - яркий пример интеграционного взаимодействия всех участников образовательных отношений. Реализация проекта осуществлялась в совместной деятельности с детьми, с учетом их возрастных особенностей, чувственного опыта, интереса, а так же при активном взаимодействии с родителями воспитанников и педагогов. В результате реализации проекта имею положительную динамику в развитии музыкально творческих способностей детей.

Литература:

1 «Русское народное творчество» Разина Т. М.

2 «Фольклор – музыка- театр» под редакцией С. И. Мерзляковой

3 «Энциклопедия обрядов и обычаев» Л. И. Брудная.

4 «Народное искусство в воспитании детей» под редакцией Т. С. Комаровой.

5 «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» №1-2 под редакцией А. В. Орловой.

6 «Осенние, зимние, весенние, летние праздники, игры и забавы» В. М. Петров.

7 «Русское народное творчество в детском саду» Усова В. П.

8 «Народное искусство» Василенко В. М.

9 «По старому русскому обычаю» В. В. Панфилов.

10 «Нетрадиционные праздники в школе» С. Шмаков.

11 «Календарь славянской жизни» Л. П. Ляховская.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской и армянской народной культуры Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески.

Фотоотчет по проекту «Приобщение детей к истокам казахской народной культуры»Фотоотчет по проекту «Приобщение детей к истокам казахской народной культуры» Познавательный проект «Приобщение детей к истокам казахской народной культуры» в средней группе Цель: Воспитание интереса и чувства уважения.

Лэпбук «Пасха». Приобщение детей дошкольного возраста к истокам православияЛэпбук «Пасха». Приобщение детей дошкольного возраста к истокам православия Приближается радостный и любимый для всех христиан день – Пасха, или Великое Христово Воскресенье. Хочу представить вашему вниманию свой.

План по самообразованию «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам культуры Мордовии» Тема : «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам культуры Мордовии». Архипова Людмила Актуальность темы: Приобщение детей к истокам.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Приобщение детей к истокам родной культуры На рубеже XX – XXI веков для нашего общества стало актуально обращение к истории, опыту прошлого, народных обычаев, обрядов. Акцент на знании.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомысленен.» Н. М. Карамзин Наши мечты и надежды обращены в будущее, но.

Презентация «Приобщение к истокам русской народной культуры детей дошкольного возраста» В «Федеральной целевой программе развития образования» говорится о необходимости воспитания культурной, творческой личности, умеющей в дальнейшем.

Проект «Приобщение детей к истокам казахской народной культуры» Проект «Приобщение детей к истокам казахской народной культуры» Тема проекта : «Знакомство с Казахстаном» Пояснительная записка Проект.

Программа кружка по приобщение детей к истокам русской народной культуры «СВЕТЛЯЧОК» (приобщение детей к истокам русской народной культуры) Руководитель: Митрошина И. Н. МАДОУ д/с «Колосок» д. Гришина Слобода Жуковского.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к истокам русского фольклора
Опубликовано: 17 октября 2018 в 15:19
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к истокам русского фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Ермакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД