МААМ-картинки

Семинар «Формирование элементарных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста»

Елена Левина
Семинар «Формирование элементарных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

2017 год объявлен годом экологии в России. В связи с этим хочу представить

Семинар для педагогов на тему: "Формирование элементарных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста".

Цель:

1. Расширение экологических знаний педагогов

2. Активизация их мыслительно-поисковой деятельности

3. Формирование профессиональной компетентности в области экологии

План семинара :

Публикация «Семинар „Формирование элементарных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. «Мозговой штурм»

2. Теоретическая часть

3. Практическая часть

-решение педагогических ситуаций

-блиц опрос

4. Домашнее задание.

5. Рефлексия

Ответственные:

-Заместитель заведующей по воспитательной и методической работе

Е. А. Левина

-Воспитатель Т. А. Кузина

ХОД:

1.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Вопросы:

1. Что означает термин «экология»?

2. Проблемы экологии в мире, стране, городе?

3. В чем сущность экологического воспитания детей?

4. Как оценивают классики советской педагогики значение природы для всестороннего развития ребенка?

5. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

6. Какая, на Ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями по вопросам экологического воспитания детей?

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ «МОЗГОВОГО ШТУРМА»

ЭКОЛОГИЯ – наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом, а в современном понимании – о взаимоотношении человека с природой.

Глобальные экологические проблемы

Неблагополучное экологическое состояние планеты – это результат нерационального природопользования, результат деятельности человека, результат потребления богатств Земли для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения

Общепланетарные экологические проблемы :

• загрязнение окружающей среды отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;

интенсивное сокращение площади лесов:

• деградация почвы- опустынивание, засоление, разрушение его структуры;

• изменение климата – его потепление; природные катастрофы;

• озоновые дыры;

транспортная проблема: более 70% людей живут в городах и дышат выхлопными газами

• ухудшение состояния здоровья людей- особенно детей, что отрицательно влияет на генофонд планеты

• рост народонаселения Земли (с возрастанием численности населения Земли многократно возрастает нагрузка на природу : осваиваются новые территории, разрабатываются новые месторождения, добывается больше нефти, угля, производится больше синтетических материалов, металла, электроэнергии, быстрыми темпами вырубаются леса. Общим итогом такого «освоения природы» стал экологический кризис – дисгармония между обществом и природой, дисбаланс между человеком и жизненной средой.

Роль педагога в экологическом воспитании

Педагог – носитель экологической культуры.

Экологическая культура – это знание законов природы, понимание необходимости считаться с ними, выработка чувства ответственного отношения к природе, стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования.

Становление экологической культуры берет начало в дошкольном детстве и происходит при участии и под руководством взрослого.

Показателями Э. К. являются: экологическая образованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности.

Сущность экологического воспитания детей

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям, как части природы.

2.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

1. Конституция РФ

(её отдельные статьи позволяют судить об отношении власти к глобальным вопросам экологии планеты. О заботе государства о своих гражданах) Ст. 7, 9, 42, 58 («Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду»,но и «Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»)

2. Закон РФ об охране окружающей природной среды

3. Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» 1994г.

4. Закон «Об образовании» Ст. 2,14.

5. Проект закона «Об экологической культуре» (прописано содержание экологического образования во всех звеньях системы образования.

Статья 6:

• В период дошкольного детства закладываются основы духовного развития личности – любовь к природе, нормы и правила поведения;

• Родители и работники дошкольных учреждений обязаны воспитывать у детей бережное и ответственное отношение к природе;

7. Проект «Стратегия экологического образования в РФ» 2000г.

Обзор программ по экологическому воспитанию : «Кроха», «Детство», «Развитие», парциальная «Программа экологического образования детей «Мы». «Азбука экологии»» автор Н. Н. Кондратьева, Н. А. Рыжова «Наш дом – природа», С. Н. Николаева «Юный эколог» (см. Приложение 1)

ЭКОЛОГИЯ изучает

ЖИВУЮ ПРИРОДУ НЕЖИВУЮ ПРИРОДУ РАСТЕНИЯ ГРИБЫ ЖИВОТНЫЕ

ЧЕЛОВЕК ВОЗДУХ ПОЧВА ВОДА

Законы общего дома природы :

• Все живые организмы имеют равное право на жизнь

• В природе все взаимосвязано

• В природе ничто никуда не исчезает,а переходит из одного состояния в другое

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (Разделить педагогов на 2 команды)

3.1. Решение педагогических ситуаций

На лесной поляне четверо детей от 5 до 7 лет ловят бабочек. Самый маленький кричит : «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылышки!» Мужчина, проходящий мимо и слышащий этот призыв, остановил мальчика и спросил: «Зачем вы будете поджигать крылышки бабочке?». Тот немного помолчал и ответил: «Просто так!».

- Чем можно объяснить такую жесткость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

Решение педагогических ситуаций

Аленка шла домой из детского сада и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали растущую здесь смородину. Но мать не слушала.

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Аленка и вырвала руку.

- Это еще что за капризы! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею Аленку по рукам. При этом зло бросила: «Кому нужна твоя забота о смородине, это же просто детская игра. Без тебя хватит охранников природы!».

- Какие возможные негативные последствия поступка матери?

3.2. Игра «Дальше…. дальше…»(методист задает вопрос, педагоги отвечают)

1 команда

1 Растительный мир – флора.

2 Места для редких животных, птиц – заповедник, заказник.

3 Часть растения, на которой держатся цветок и листья – стебель.

4 Группы птиц – стаи.

5 Наука, изучающая птиц, - орнитология.

6 Журнал для детей о природе – «Юный натуралист».

7 Цветник в виде узкой клумбы, устраиваемой по сторонам дорожек, вдоль веранд, - рабатка.

8 Художник автор картины «Утро в сосновом бору» - Шишкин.

9 Назовите авторов, которые писали о природе.

2 команда

1 Животный мир – фауна.

2. Книга – каталог охраняемых растений и животных – Красная книга.

3 Подземная часть растений – корень.

4 Группа рыб – косяк.

5 Наука, изучающая все о собаках, - кинология.

6. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы – наблюдение.

7 Круглый, овальный или квадратный цветник – клумба.

8 Многолетнее устойчивое состояние погоды данной области, региона – климат.

9 Художник, автор картины «Грачи прилетели» - Саврасов

ИГРА «ЗАМОРОЧКА»

Правила: отвечать быстро только «ДА» или «НЕТ».

У луны горячий свет?

Повар шьет себе обед?

Мчат по морю поезда?

А по суше никогда?

Надо брать в кино билет?

У луны холодный свет?

"ЭТО интересно"(педагоги вытягивают лист с интересной информацией и зачитывают всем)

…Интересно устроен язык у дятла. Он длинный и тонкий. Язык выдвигается далеко вперед до 14 см. от конца клюва. Конец языка подобен острому и твердому гарпуну с многочисленными зазубринами, им птица легко достигает и прокалывает личинок короедов.

Язык покрыт клейкой слюной, к которой

пристают мелкие насекомые.

Скворец весной свистит иволгой, квохчет курочкой, крякает уточкой, мяукает кошкой и тявкает собакой.

Птицы никогда не спят в своих гнездах. В них пернатые только высиживают птенцов.

На крыльях бабочек можно отыскать все буквы латинского алфавита. Пестрые переплетения цветных линий на крыльях бабочек, среди которых можно разглядеть и букву, нужны им для маскировки.

Ежи не такие молчаливые, как нам кажется. Они умеют петь. Услышать их можно весной в лесу. Их песни схожи с теми звуками, которые издают дрозды, но они ниже по тону. Эти мелодии ежи исполняют

Дуэтом. Чтобы услышать ежиные песни весной,

не обижайте ежей летом, не трогайте их.

Майские жуки во взрослом состоянии живут 1-2 месяца, но в стадии личинки, которую проходят в земле – 3-4 года.

Некоторые виды бабочек способны чувствовать запах на расстоянии нескольких километров.

Стрекозы прожорливые хищники. Вес съеденных за день стрекозой насекомых часто намного превышает её собственный.

А знаете ли вы. Что волоски, которые мы видим на мордочке у кошки и считаем усами – вовсе не усы.

Эти волоски называются вибрисами. С их помощью кошка воспринимает маленькие колебания воздуха, а дотронувшись ими до чего- нибудь получает

полное представление о предмете.

Плавательный пузырь регулирует удельный вес тела рыбы. Он еще помогает рыбам…слышать, служит приемником и преобразователем звуков.

Колебания его стенок воспринимаются ухом рыбы.

Одним словом. Плавательный пузырь вроде нашей барабанной перепонки.

В кедровых и сосновых лесах воздух так же стерилен и чист, как в операционной. Один гектар можжевелового леса за один день выделяет больше двадцати килограммов фитонцидов.

В тропических лесах, где не существует смены времен года, деревья не имеют годовых колец.

Из волокон крапивы можно вязать сети. По крепости

И способности противостоять гниению такие сети

Могли бы соперничать даже с капроновыми.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Педагоги конструируют макет будущего города и презентуют его

1. «Город-сад»

2. «Город с неблагоприятными условиями экологии»

5. РЕФЛЕКСИЯ.

Педагоги высказывают свои впечатления о мероприятии

Вопрос:

«Чем для вас явился семинар

-познанием нового

-обобщением имеющихся знаний

-поводом для размышления

-общением

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ:

Ты человек, любя природу,

Хоть иногда жалей её.

В увеселительных походах

Не растопчи её полей,

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую-

Нас много, а она одна.

Публикации по теме:

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста 1 слайд. Вашему вниманию представлен опыт работы ДОУ на тему: «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста».

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в младшем дошкольном возрасте усвоение основ экологических.

Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Новые федеральные государственные.

«Овощи с огорода». Формирование элементарных экологических представлений во второй младшей группе Программное содержание. Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством LEGO–конструктора Математические игры «LEGO СЧЕТНАЯ ЛЕСЕНКА» (СРЕДНЯЯ ГРУППА) Цель: Выявить и опытно-поисковым путем проверить формирование математических.

«Овощи с Огорода». Формирование элементарных экологических представлений во второй младшей группе Программное содержание. Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления.

Конспект НОД по формированию элементарных экологических представлений для детей второй младшей группы «Дары осени» ТЕМА «ДАРЫ ОСЕНИ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Автор: Красноперская Елена Петровна Воспитатель МБДОУ ДСКВ № 14.

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй группе раннего возраста Програмное содержание: дать детям представление о характерных изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. Учить передавать.

Консультация «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Дети 5-6 лет должны знать и уметь: 1. Количество и счет *знать образование чисел второго пятка; *знать что такое порядковый счет и считать.

Консультация: «Развитие и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Занятия по элементарной математике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Формирование элементарных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 января 2017 в 11:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Формирование элементарных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Левина (УИ 751880) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД