Марина Курносова
Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие звуковой культуры речи у детей с ОВЗ». (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2; 3.
Ребёнок, по новому стандарту, должен развиваться в пяти образовательных областях: познавательной, коммуникативно - личностой, речевой, художественно-эстетической и физической.
Речь играет важную роль в психическом развитии ребенка. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.
Слайд 4,5.
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Причинами возникновения недоразвития речи могут быть :
- гипоксия;
-нарушения строения артикуляционного аппарата;
- травмы;
- наследственные заболевания;
- социальная запущенность;
- инфекции;
- уровень тревожности;
- слабая речевая память;
- недоношенность;
Слайд 6,7.
Детей с ОВЗ можно разделить на следующие категории:
- дети с нарушениями слуха;
- дети с нарушениями зрения;
- УО дети;
- дети с ЗПР;
- аутичные дети;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- дети с нарушениями речи;
- дети со сложным дефектом.
Нашу группу посещают дети с ограниченными возможностями здоровья разного возраста и с разным диагнозом (Синдром Дауна, нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП, детский аутизм и нарушение органов слуха, но у всех имеются речевые нарушения, многим детям сложно справиться с произношением звуков. Поэтому одним из направлений речевого развития, над которым работает дефектолог и воспитатели группы, является коррекция произношения звуков. Все разделы работы по звуковой культуре речи взаимосвязаны.
Слайд 8,9.
Звуковая культура речи дошкольников - это владение культурой произношения. Сюда входит: выразительность, чёткая дикция, мимика, жесты, общая тональность речи, позадвигательные навыки в процессе разговора.
Для систематического и последовательного проведения коррекционно-развивающих занятий по воспитанию звуковой культуры речи за основу берётся работа над звуком слова. На каждом возрастном этапе постепенно усложнятся материал, включающий все разделы воспитания звуковой культуры речи.
Слайд 10, 11.
Нарушения звуковой культуры речи могут повлечь за собой целый ряд нарушений:
- задержка формирования навыков звукового, слогового и буквенного анализа слова;
- обеднение словаря ребёнка;
- нарушение грамматического строя речи.
Слайд 12, 13.
Для развития речи мы используем разные приё мы:
- наглядные (показ иллюстраций, показ положения органов артикуляции при обучении правильному произношению);
- словесные (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка речи ребёнка, вопрос, напоминание, подсказ);
- игровые (игровой персонаж, сюрпризный момент, разные виды игр).
Все приёмы мы стараемся использовать комплексно, в зависимости от задач, содержания образовательной ситуации, от уровня подготовленности ребёнка и индивидуальных особенностей.
Слайд 14, 15.
Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи ребёнка :
- воспитание звуковой культуры речи;
- развитие связной речи;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие словаря.
Дети с ОВЗ "сухое чтение" воспринимают очень трудно. Поэтому в своей работе мы чаще применяем разные приёмы ознакомления с худ. литературой: инсценировка, театрализация с применением наглядных средств.
Слайд 16, 17.
Важное значение в развитии речи детей с ОВЗ, особенно раннего возраста, имеет:
- развитие мелкой моторики пальцев;
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие дыхания;
- развитие чувства ритма;
- развитие слуха.
С целью развития тактильного восприятия, мелкой моторики и общей координации движения используем разнообразные пособия: корригирующие дорожки, массажные шарики, перекладывание мелких предметов (бусин, фасоли, камешков) в сосуд с узким горлом, складывание разборных игрушек, нанизывание бус, выкладывание узоров из мозаики, различные виды шнуровок, трафаретов, пазлы, что в свою очередь положительно влияет на речевое развитие.
Слайд 18, 19.
Очень часто мы применяем в своей работе пальчиковые игры в сопровождении с речью. Дети одновременно запоминают движения и стихи. Пальчиковые игры развивают образное мышление, ловкость, умение управлять своими движениями, творческую активность, кругозор детей, речь, звуковую культуру, гибкость речи.
Слайд 20, 21.
Применяя пальчиковую гимнастику мы придерживаемся некоторых правил:
- занимаемся ежедневно (5-10 минут);
- упражнения без речевого сопровождения выполняем до пальчиковых игр, синхронизированных с речью;
- сначала упражнения выполняем в медленном темпе, затем в более быстром;
- отрабатываем движения сначала одной рукой, затем другой и только потом двумя;
- разученные упражнения объединяем в небольшие сказки или диалоги.
Слайд 22, 23.
Для того, чтобы речь ребёнка развивалась, как можно ближе к норме, мы учим детей :
- быть достаточно активными в общении;
- слушать и понимать речь;
- строить общение с учётом ситуации;
- легко входить в контакт со сверстниками и взрослыми;
- последовательно выражать свои мысли;
- пользоваться формами речевого этикета.
Слайд 24, 25.
Детям с ОВЗ обеспечивается дефектологическое сопровождение которое подразумевает включение работы специалиста во все сферы образовательного процесса. Работа учителя-дефектолога проходит в тесной связи с работой воспитателей и представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за развитием, так и родителям, в форме консультаций и рекомендаций.
Мы обращаем внимание родителей на то, что чем раньше они обратят внимание на звукопроизношение своего ребёнка, последуют рекомендациям дефектолога, тем быстрее оно нормализуется и сформируется. Ошибочно надеяться, что недостатки произношения исчезнут самостоятельно. Они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкие нарушения.
Слайд 26.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается.
Слайд 27.
Желаю Вам положительных эмоций, интересной работы, терпения, трудолюбия, успехов!