Ирина Забелина
«Методы и приёмы работы по формированию звуковой культуры речи детей в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предполагает следующие цели и задачи в старшей группе по формированию звуковой культуры речи :
Закреплять правильное, отчётливое произношение звуков.
Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки : с - з, с - ц, ш – ж, ч –ц, с – ш, ж – з, л –р.
Публикация «„Методы и приёмы работы по формированию звуковой культуры речи детей в старшей группе“» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Продолжать развивать фонематический слух.
Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей. Наибольший эффект дает обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства.
Формирование звуковой стороны речи осуществляю в двух формах : в форме обучения на занятиях и вне занятий. Один раз в месяц провожу комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи. Большая часть времени на таком занятии отвожу работе над произношением одного звука или группы родственных звуков, дифференцировке пар звуков : з — ж, с — сь и др. Главная роль в обучении принадлежит ООД, включающая показ-образец произношения с активным упражнением детей. На первоначальной ступени обучения, этот прием подкрепляла кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного аппарата. При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения использую специфичный прием — утрированное произношение или интонирование звука.
Ознакомление дошкольников со звуками речи осуществляю в игровой форме, связывая каждый звук с определенным символом. Использую дидактические рассказы с включением учебных заданий детям.
Эмоциональный настрой на занятии повышают игровые упражнения, а также дидактические игры. Именно они являются наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей. Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, с помощью одной игры можно решить сразу несколько задач. Есть дети, застенчивы от природы, они боятся сказать что-то не так, быть смешными. Такие дети предпочитают отмалчиваться на занятии. Дидактическая игра в этом случае неоспоримый помощник воспитателя, она — ценное средство воспитания действенной активности, в ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Поэтому я стараюсь, как можно чаще использовать различные дидактические игры в своей работе. Игры используются и в самостоятельной деятельности детей в течение дня. В этом случае игры не являются средством обучения, но помогают закреплять и обобщать знания, полученные на занятиях.
Активным приемом, который я использую в своей работе, являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.
Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Я его предлагаю детям или в эмоционально-шутливой форме, или в деловой.
Примыкает к этому и другой прием — индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка. В случае ошибочных ответов использую приёмы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь.
В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор я применяю не только в процессе организованной образовательной деятельности, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.
Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. Я стараюсь слишком частого не использовать исправления и подсказки, так как это нервирует ребенка. На занятиях употребляю и такой прием — образная физкультурная пауза, пальчиковая гимнастика, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала.
В старшей группе продолжаю совершенствование речевого слуха; детей учу выделять и определять различные компоненты речи (интонацию, высоту и силу голоса и др.). Но основная, наиболее серьезная задача — подведение ребенка к осознанию звукового строения слова и словесного состава предложения.
Эта работа сочетается с воспитанием интереса, любопытства к слову и речи вообще. Она включает в себя самостоятельную творческую работу ребенка со словом, требующую речевого и поэтического слуха: придумывание слов с заданным звуком, близких по звучанию (пушка — мушка — сушка, договаривание или придумывание рифмующегося слова в стихотворных строчках. В старшей группе в процессе упражнений и игр детей сначала знакомлю с выделением в речи предложений, а также слов в предложениях. Они составляют предложения, договаривают слова к знакомым стихотворным строкам, правильно расставляют разрозненные слова в одну
законченную фразу и т. д.
Затем приступаем к звуковому анализу слова.
Для совершенствования дикции у детей использую упражнение — заучивание скороговорок. Цель использования скороговорки — тренировка дикционного аппарата. Новую скороговорку произношу в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читаю ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. А также проговаривание скороговорок способствует развитию речевого дыхания.
Важно приучать детей к плавной речи среднего темпа. Прием, который я использую это — проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом.
При формировании различных качеств голоса детей — силы, высоты организовываю подвижные игры, в которых требуется проговаривание вполголоса.
Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы детям в их повседневной жизни. Показать им, как приветливо и радушно встречают и приглашают гостей, дружелюбно просят о чем-то товарища, ласково уговаривают малыша поиграть вместе со всеми.
Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений.
Образовательная деятельность дополняется и взаимодействует со специальными упражнениями вне занятий. Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляю: игры-драматизации, подвижные и дидактические игры.
Планирую индивидуальную работу с детьми : дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы, загадки, рассказ. Индивидуальную работу со звуками и звучащими словами организую на утренней и вечерней прогулках: подбор слов на заданный звук, деление слов на слоги, определение звука в слове.
Материал по воспитанию звуковой культуры речи закрепляется буквально в каждом режимном моменте. Таким образом, каждый день предусматриваю работу по звуковой культуре речи.
Для того чтобы максимально предотвратить развитие речевых нарушений в дошкольном возрасте мы организовала предметно – пространственную развивающую среду группового помещения, начиная с младшего возраста.
В нашей группе материал по формированию звуковой культуры речи размещё н игровых зонах: «Развития речи», «Книжном уголке», «Театр», «Сюжетно – ролевые игры».
Сформировать речевые навыки ребёнка помогает правильно организованная, развивающая предметно-пространственная среда, которая также дает возможность детям проявлять инициативу, выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, возможность общения со взрослыми и сверстниками, а воспитателю дает возможность организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
В начале учебного года на родительском собрании познакомила родителей с содержанием воспитания и обучения в детском саду (с разделом работы по воспитанию звуковой культуры речи, требованиями, которые предъявляются к воспитанникам.
Необходимую информацию для родителей выносится в специальную папку передвижку, которая находится в раздевалке, чтобы взрослые могли ознакомиться с ней во время ожидания ребенка. Цель: показать способы работы с воспитанниками, которые нужно знать родителям при оказании помощи детям в формировании звуковой культуры речи. Проводя игры и упражнения в детском саду на занятиях и в свободной деятельности, я рекомендую родителям продолжать эту работу в семье.