Любовь Каменская
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры речи. (Из опыта работы воспитателя)
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи является составной частью
общей речевой культуры речи.
Речь охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом.
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по 4 – направлениям :
1. Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха).
Публикация «Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры речи, (Из опыта работы воспитателя)» размещена в разделах
2. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового,
речевого дыхания).
3. Формирование произносительной стороны речи (способность правильно
воспроизводить звуки родного языка).
4. Интонационная выразительность речи.
На данном возрастном этапе воспитатель учит детей правильно и чётко произносить все звуки родного языка ; отчётливо произносить слова и фразы ; пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности ; развивает фонематическое восприятие ; речевое дыхание, совершенствует работу артикуляционного и голосового аппаратов.
По результатам диагностики выявлены недочёты у детей. Недочёты звукопроизношения у детей среднего и старшего возраста могут выражаться в неправильном, чаще в неустойчивом произношении отдельных групп звуков (например, свистящих и шипящих), когда в одних словах звук произносится правильно, в других – неверно.
Дети испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определённые группы согласных, например : одновременно свистящие и шипящие, звуки «Л», «Р» : старушка, лаборатория ; шишка, картошка.
Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия. Хорошо развитый фонематический слух – необходимое условие для своевременного и правильного овладения звуками. Дети, хорошо слышащие, правильно воспринимающие речевые звуки не испытывают трудностей в усвоении звуков.
Исходя из недочётов, можно спланировать игры по формированию фонематического восприятия, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию : ( например: рак – лак – мак, угол – уголь, сом – ком – дом, речка – печка, мышка - мишка. После организованной работы дети стали прислушиваться к звукам, подражая речи окружающих, дети научились из огромного количества разнообразных звуков вычленять только те, которые несут смысловое значение.
Например, в играх «Узнавание знакомого звука», «Песенка комара»,
«Песенка жука», «Песенка ветра», «Песня гуся», «Песенка мотора самолёта» и т. д. дети отчётливо произносят звуки в чистоговорках, в словах ; различают слова с этими звуками.
Огромным затруднением является недоразвитие речевого слуха, что может быть причиной несвоевременного усвоения звуковой стороны речи, т. е. нечёткого произношения звуков, слов, неточного использования речевой интонации, отклонений в темпе и громкости речевого высказывания.
Можно использовать подборку игр по принципу поэтапности и системности развития. Если с начала года дети не всегда обладали достаточным вниманием, не умели определять на слух наличие какого – либо звука в слове, то к середине года произошли сдвиги : дети стали внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, его направление ; стали различать звуки в словах ; отличать один звук от другого, улавливать на слух тонкости звукового оформления языка : громкость, скорость произношения.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи нужно осуществлять систематически и в вечерние часы, а также в семье. Проводить беседы и консультации с родителями по данной теме. Можно подобрать разнообразный речевой материал : поговорки, чистоговорки, скороговорки, специальные игры и упражнения для занятий родителей с детьми в вечернее время. Таких результатов по воспитанию звуковой культуры речи можно добиться благодаря активной и совместной работы родителей и воспитателей.
И к концу учебного года можно добиться от детей правильности пользования интонационными средствами выразительности : сравниванию своей речи с речью других детей, взрослых ; контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.
Необходимо больше внимания уделять выработке у детей 6 – го года жизни хорошей дикции. Стараться следить за правильностью и чёткостью произношения детьми слов, обязательно поправлять детей, говорящих нечётко,
использовать чистоговорки.
Детям очень нравятся игры и задания, в которых нужно подуть на «листочки», «снежинки», сдуть с руки ватку, бумажку, что помогает выбрать правильное речевое дыхание.
Эффективными являются и специальные задания и игровые упражнения, в которых дети произносят фразы с различной интонацией : весело, грустно, тихо, громко и т. д. ; проговаривание звукоподражаний (например, «мяу – мяу» произносится то жалобно, то сердито).
Итак, воспитатель должен проводить занятия и игры творчески, учитывая уровень сформированности звуковой стороны речи детей, подбирать материал с учётом раздела звуковой культуры речи менее всего ими усвоенного. Привлекать родителей с помощью бесед, консультаций, рекомендаций и использовании в домашних условиях дидактических звуковых игр.