Любовь Каменская
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры речи. (Из опыта работы воспитателя)
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи является составной частью
общей речевой культуры речи.
Речь охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом.
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по 4 – направлениям :
1. Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха).
Темочки:
2. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового,
речевого дыхания).
3. Формирование произносительной стороны речи (способность правильно
воспроизводить звуки родного языка).
4. Интонационная выразительность речи.
На данном возрастном этапе воспитатель учит детей правильно и чётко произносить все звуки родного языка ; отчётливо произносить слова и фразы ; пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности ; развивает фонематическое восприятие ; речевое дыхание, совершенствует работу артикуляционного и голосового аппаратов.
По результатам диагностики выявлены недочёты у детей. Недочёты звукопроизношения у детей среднего и старшего возраста могут выражаться в неправильном, чаще в неустойчивом произношении отдельных групп звуков (например, свистящих и шипящих), когда в одних словах звук произносится правильно, в других – неверно.
Дети испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определённые группы согласных, например : одновременно свистящие и шипящие, звуки «Л», «Р» : старушка, лаборатория ; шишка, картошка.
Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия. Хорошо развитый фонематический слух – необходимое условие для своевременного и правильного овладения звуками. Дети, хорошо слышащие, правильно воспринимающие речевые звуки не испытывают трудностей в усвоении звуков.
Исходя из недочётов, можно спланировать игры по формированию фонематического восприятия, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию : ( например: рак – лак – мак, угол – уголь, сом – ком – дом, речка – печка, мышка - мишка. После организованной работы дети стали прислушиваться к звукам, подражая речи окружающих, дети научились из огромного количества разнообразных звуков вычленять только те, которые несут смысловое значение.
Например, в играх «Узнавание знакомого звука», «Песенка комара»,
«Песенка жука», «Песенка ветра», «Песня гуся», «Песенка мотора самолёта» и т. д. дети отчётливо произносят звуки в чистоговорках, в словах ; различают слова с этими звуками.
Огромным затруднением является недоразвитие речевого слуха, что может быть причиной несвоевременного усвоения звуковой стороны речи, т. е. нечёткого произношения звуков, слов, неточного использования речевой интонации, отклонений в темпе и громкости речевого высказывания.
Можно использовать подборку игр по принципу поэтапности и системности развития. Если с начала года дети не всегда обладали достаточным вниманием, не умели определять на слух наличие какого – либо звука в слове, то к середине года произошли сдвиги : дети стали внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, его направление ; стали различать звуки в словах ; отличать один звук от другого, улавливать на слух тонкости звукового оформления языка : громкость, скорость произношения.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи нужно осуществлять систематически и в вечерние часы, а также в семье. Проводить беседы и консультации с родителями по данной теме. Можно подобрать разнообразный речевой материал : поговорки, чистоговорки, скороговорки, специальные игры и упражнения для занятий родителей с детьми в вечернее время. Таких результатов по воспитанию звуковой культуры речи можно добиться благодаря активной и совместной работы родителей и воспитателей.
И к концу учебного года можно добиться от детей правильности пользования интонационными средствами выразительности : сравниванию своей речи с речью других детей, взрослых ; контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.
Необходимо больше внимания уделять выработке у детей 6 – го года жизни хорошей дикции. Стараться следить за правильностью и чёткостью произношения детьми слов, обязательно поправлять детей, говорящих нечётко,
использовать чистоговорки.
Детям очень нравятся игры и задания, в которых нужно подуть на «листочки», «снежинки», сдуть с руки ватку, бумажку, что помогает выбрать правильное речевое дыхание.
Эффективными являются и специальные задания и игровые упражнения, в которых дети произносят фразы с различной интонацией : весело, грустно, тихо, громко и т. д. ; проговаривание звукоподражаний (например, «мяу – мяу» произносится то жалобно, то сердито).
Итак, воспитатель должен проводить занятия и игры творчески, учитывая уровень сформированности звуковой стороны речи детей, подбирать материал с учётом раздела звуковой культуры речи менее всего ими усвоенного. Привлекать родителей с помощью бесед, консультаций, рекомендаций и использовании в домашних условиях дидактических звуковых игр.