Елена Малыгина
Конспект занятия «Использование песочной игротерапии в коррекционной работе»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование песочной игротерапии в коррекционной работе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №41»
Предгорного муниципального района
Ставропольского края
в подготовительной логопедической группе
«Использование песочной игротерапии в коррекционной работе»
Составила:
Публикация «Конспект занятия „Использование песочной игротерапии в коррекционной работе“» размещена в разделах
- Игры с песком
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
учитель-логопед
Е. Ю. Малыгина
2017г
Цели: Развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре. Активизировать социально- эмоциональный опыт детей путём решения их представлений об окружающем мире.
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
1. Формировать фонематические представления, умение соотнести букву и звук.
3 .Закрепление образа букв, правильное написание букв.
4. Закрепление лексических тем.
5. Способствовать проявлению детского творчества в работе с нетрадиционным материалом.
Коррекционно-развивающие :
1. Развитие связной речи, упражнение в словообразовании и словоизменении.
2. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря
3. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза
4. Развитие тактильных ощущений
5. Развитие пальчиковой моторики рук
6. Развитие памяти, внимания
7. Развитие познавательных психических процессов
8. Обучение искусству расслабления
9. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.
Коррекционно-воспитательные :
1. Воспитывать способность сопереживать, сочувствовать
2. Воспитывать аккуратность
3. Воспитывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Безопасность.
Методы и приемы:
- Наглядный (пособия, картинки);
- Словесный (совместная речевая деятельность);
- Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);
- Практический (выполнение заданий, упражнений).
Словарная работа : закрепление понятий «звук», «буква», «весенние цветы», «веснянка», «веснушка», «игривая», «задорная», «шершавый» и т. д.
Материалы и оборудование: песочница с песком, подносы на каждого ребенка, камешки, проектор, цветные трубочки, ёмкости с водой, весенняя цветочная поляна, влажные салфетки, запись Волшебной Феи, видео Злого Волшебника, запись ручейка
Предварительная работа : закрепление гласных и согласных (твердых, мягких, звонких, глухих) звуков, рассматривание картин – весна, первые весенние цветы, ручей, родственные слова к слову «весна», правила поведения с песком, разучивание стихов, разучивание слов к песни «Маленькая страна» и т. д.
Ход занятия
Дети заходят, здороваются.
Логопед: День добрый, милые друзья, сюда пришли совсем не зря, я приглашаю в сказку всех! Вас ждут преграды и успех.
Вспомним правило:
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
Тихонько отворяем двери, и каждый в сказку пусть поверит! (садятся)
Ребята, а вы любите сказки? Какие бывают сказки? Почему они называются народными? Авторскими? А чему нас учат сказки? (учат нас быть добрыми, послушными, любящими, смелыми и находчивыми). Я тоже очень люблю сказки. Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня мы отправимся в одну волшебную сказку. Где-то далеко- далеко за морем- океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живёт себе, поживает Песочная Фея. (слайд Фея - с голосом. Здравствуйте, ребята. Я Песочная фея- не простая, я добрая волшебница, очень люблю детей и хочу с вами познакомиться. А вы хотите попасть в сказку и познакомиться со мной? Да.
Логопед: Ребята, чтобы попасть в сказку, что нам нужно.
Дети: душой, сердцем верить в чудеса и произнести волшебные слова.
Логопед: Я скажу вам заклинание, вы повторите за мной:
Песочная Фея нам помоги,
В страну волшебную перенеси,
в ладоши мы хлопнем раз, два, три,
Сердце своё для добра распахни!
Звучит музыка. (Слайд Песочная страна)
Логопед: Вот мы и очутились в сказочной стране. Я слышу сигнал тревоги. Что же это? Давайте посмотрим. (слайд – злой волшебник заколдовал всё в песочной стране)
Логопед: Что произошло?
Дети: злой волшебник заколдовал всё в песочной стране. Логопед: Какая стала страна?
Дети: песочная страна стала тёмной, стала безжизненной, заколдовать всех жителей песочной страны. (слайд песок пустой)
( Слайд Фея: Добрые мои друзья, помогите расколдовать песочную страну, её жителей?
Логопед: Ребята, поможем. (ответы детей). Спасибо, что вы согласились помочь Фее. Что же нам в пути поможет? Детей: верность, доброта, смекалка, смелость и дружба. Логопед: Давайте крепко возьмёмся за руки и произнесё м волшебные слова:
Песочная Фея нам помоги,
В страну волшебную перенеси,
в ладоши мы хлопнем раз, два, три,
в песочной стране окажемся мы!
Дети подходят к песочнице.
Логопед: А вот и песочная страна, где живут друзья песочной Феи. Посмотрите, как здесь пусто и тоскливо. Один песок. (садятся за столы). Но этот песок не простой, он волшебный. Он может чувствовать прикосновения, слышать. Нам нужно с вами повторить правила пользования песком. (Слайды правила пользования песком)
1. Нельзя брать песок в рот.
2. Нельзя бросать песок в глаза.
3. Нельзя кидаться песком.
4. Нельзя высыпать песок из песочницы.
6. После работы с песком нужно мыть руки.
Логопед: А теперь давайте прикоснемся к песку.
Дети различными способами дотрагиваются до песка. Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?
Дети: сухой, шершавый, мягкий.
Педагог: Давайте с ним поздороваемся:
Здравствуй, наш песок!
Жёлтенький дружочек!
Чистый, свежий, золотой.
Послушайте, он с вами здоровается? Вы все слышите его? Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом. А давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. А теперь давайте покажем, как змейка пробежала по песку и какой она звук произнесла
(дети водят по песку ребром ладони).
Молодцы! А теперь покажите, как медведь идёт по песочку (дети кулаками нажимают на песок).
А теперь как зайчик прыгает по песочку (двумя пальчиками медленно).
А теперь муравей пробежал по песочку (двумя пальчиками быстро)
Логопед: Ребята, а давайте с вами нарисуем свой портрет на песке.
Когда вам дарят новую игрушку? Когда вас обидели, вам грустно? Вот, молодцы! Вы отлично справились с заданием!
Для того, чтобы расколдовать жителей песочной страны, нам с вами нужно преодолеть следующее препятствие.
Игра «Превращение звуков в буквы»
Логопед: я называю звук, а вы его превращаете в букву и пишите на песке указательным пальцем правой руки. (пишем слева на право). Какой звук? (м, т, с, з, а, ш и т. д.) (По окончании работы, дети вытирают руки влажными салфетками)
Молодцы, ребята! Вот мы и справились с заданием! Но нам нужно идти с вами дальше.
Дети приходят на цветочную полянку.
Логопед: Ребята, посмотрите, куда это мы с вами попали? Это поляна. Отгадайте, кто здесь хозяйка?
Рыхлый снег на солнце тает,
ветерок в ветвях играет,
звонче птичьи голоса.
Значит, к нам пришла ….
Дети: весна!
Логопед: Назовите родственные слова к слову «весна». (весенний, веснянка, весенняя. веснушка, весной). Ребята, посмотрите, как постаралась хозяйка Весна. Взгляните, чем она украсила весеннюю полянку?
Дети : Весенними первыми цветами. Садятся. (слайд первые весенние цветы)
Педагог: Назовите первые весенние цветы.
Ответы детей.
Молодцы, ребята! Но весенняя полянка нам не помогла. И жители песочной страны всё ещё заколдованы.
(слайд ручей)
Посмотрите. Ребята, а что это?
Дети: Это весенний ручей.
Логопед: Какой у нас ручеек?
Дети: Он грустный, невеселый, одинокий.
Логопед: Но он не журчит, не поёт, наверное злой волшебник и здесь побывал. Попробуем оживить ручеёк?
Дыхательная гимнастика. Дети подходят к столу, на котором стоят стаканчики с водой. Дети с помощью цветных трубочек имитируют песенку ручейка.
Логопед: Ребята, какими словами можно описать песенку ручейка?
Дети: Песня ручейка озорная, задорная, шумная, игривая, журчащая, быстрая.
Логопед: И наш ручей ожил. (слайд ручья оживленного). Дальше отправляем в путь.
Дети и логопед подходят к песочнице.
Логопед: Ребята, посмотрите, у нас здесь с вами ничего не изменилось. Жителей в песочной стране так и нет. Нам нужно их найти. (садятся за столы)
Игра «Какое слово получилось?»
Посмотрите, что нарисовано на картине и какой первый (последний) звук – определение позиции звука (картины – мишка, индюк, шар.
М – согласный, мягкий, звонкий
И – гласный
Р – согласный, твердый, звонкий. (выгладывают на песке камешками.)
Какое слово получилось? Давайте прочитаем. Что такое мир? (дети вытирают руки влажными салфетками)
Дети: ответы детей.
Педагог: Посмотрите, чары злого волшебника рассеялись, и в нашу песочную маленькую страну вернулись красота, счастья, любовь – мир. Страна снова ожила. Фея очень благодарна вам за помощь.
Дети: Страна наша песочная,
Любимая и родная,
уютная и красивая,
хоть и небольшая.
(звучит фонограмма песни Н. Королёвой «Маленькая страна») дети поют под фонограмму
Логопед: а теперь пора возвращаться из сказки (садятся на стулья)
Логопед: - Ребята, скажите, где мы сегодня побывали?
Дети: -в сказке, в гостях у Песочной Феи.
Логопед: - А что мы делали в Песочной стране?
Дети: - Спасали её жителей от злого волшебника и оживили саму страну.
Логопед: - Мы сегодня совершили много хороших поступков. Песочная Фея благодарит вас за помощь и дарит частичку своей любви.