Ольга Викторовна Сажина
Использование нетрадиционных пособий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
У многих детей с отклонениями в развитии наблюдается недостаточность использования осязания для ориентировки в окружающей действительности, а кроме того, из-за недостаточности развития мелкой моторики страдают формирование предметно-практической деятельности.
Вместе с тем, у детей с нарушением зрения использование осязания и мелкой моторики выступает как средство компенсации зрительной недостаточности. В своей работе я использую различные дидактические средства и чаще всего – дидактические игры и упражнения как наиболее эффективные приемы формирования осязательного восприятия.
Темочки:
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2016
Так, для активизации деятельности рук и овладения осязательными сенсорными эталонами я использую игры, изготовленные своими руками.
Причиной для самостоятельного изготовления игр и пособий стали :
• необходимость подбора материала с учетом особенностей зрительного восприятия и имеющихся у детей данной категории вторичных отклонений в развитии.
• В магазине не всегда есть то, что мы ищем и еще реже – по доступной цене;
• Процесс изготовления игры или пособия своими руками вместе с детьми очень интересен и познавателен.
Развивающая игра «Блестящее домино»
Игра состоит из деревянных фишек, в каждой из которых просверлено два отверстия диаметром 15 мм и приклеены цветные стразы (также диаметром 15 мм). Всего 8 цветов.
Детям предлагается выкладывать фишки по принципу «домино», подбирая их по цвету страз.
Данная игра позволяет закрепить и расширить знания детей о цвете, развивать внимание, внимательность, усидчивость, память, ориентировку в пространстве и мелкую моторику.
Игра «Угадай, что это?»
Цель: Развитие осязания и мелкой моторики, воображения.
Игра состоит из деревянной основы, набора деревянных геометрических фигур и контурных изображений животных и насекомых. Крышка основы изготовлена из льняного полотна, которое позволяет ощупать лежащие под ней фигуры.
Детям предлагается ощупать и угадать фигуры под крышкой и ответить на следующие вопросы: «Назови фигуры», «Что ты можешь сказать об этих фигурах?», «Чем они похожи и чем отличаются?», «Есть ли среди них похожие?», «Что находится в правом (левом) верхнем (нижнем) углу?» и т. д.


Игра «Развивающие цветные бомбончики»
Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, закреплять умение сравнивать по цвету, закреплять знание цветов.
Игра состоит из мягких валяных шерстяных шариков диаметром 10 и 15 мм разных цветов по 10 штук каждого (всего 9 цветов) и пинцета, который служит одним из способов развития мелкой моторики.
Детям предлагается выбрать, используя пинцет, только белые шарики из множества, затем только красные и т. д. Когда все шарики будут сгруппированы по цвету, закрепляем название цветов.


Игра «Тактильное лото»
Игра состоит из 5 карточек размером 21 * 30 см на каждой, из которых по 6 квадратиков с тканью разной по текстуре и отдельные точно такого же размера маленьких квадратиков с точно таким же набором тканей.
Детям предлагается выбрать карточку и по принципу «лото» подобрать к каждому квадратику на ней свою пару.
Игра позволяет формировать умение сравнивать предметы по цвету путем прикладывания друг к другу и на ощупь, учить соотносить парные кусочки ткани, развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, мелкую моторику и осязание.
