Светлана Сурова
Деловая игра «Знатоки ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знатоки ФЭМП»
Цель:
• Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
• Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.
• Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников.
Публикация «Деловая игра „Знатоки ФЭМП“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Ход игры
Без математики, друзья,
Никак нам не прожить:
Ничто не сможем посчитать,
Ничто нельзя сравнить.
Нам математика дана
Уж много сотен лет.
Ведь даже мамонтов считал
Древнейший человек.
А первый поезд, самолет
Ракета в первый путь
Без математики, друзья,
Могли с пути свернуть.
Нам ничего купить.
Ведь деньги очень любят счет,
Не устают твердить.
В школе математика является наиболее трудным учебным предметом. А что же дошкольники? Они ведь еще не знают, что математика- трудная дисциплина. Задача педагога –дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить материал.
ФЭМП дошкольников входит в образовательную область «Познание» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно- исследовательской деятельности,. Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога- сделать занятие по ФЭМП занимательным и необыкновенным. А как сделать, чтобы дети во время НОД были внимательными, с удовольствием выполняли задания? Об этом мы сегодня и поговорим. В ходе нашего семинара - практикума, составим модель успешной организации образовательной деятельности.
Думаю, вы согласитесь, что успех образовательной деятельности во многом зависит от компетентности педагогов в той или иной области знаний. Компетентный педагог должен владеть определенной терминологией. Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию. Давайте проверим ваши знания, уважаемые педагоги.
Сегодня мы проводим деловую игру «Знатоки ФЭМП»
Для этого мы разделимся на две команды педагогов «Почемучки» (молодые педагоги) и «Любознайки» (стажисты, которые будут соревноваться друг с другом и пройдут через несколько этапов испытаний. Затем мы подведём итоги.
Я хочу представить вам членов жюри. (Представляет членов жюри.)
1 Станция: “Всезнай-ка”
Чем же мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны руководствоваться, что знать, о чем помнить, чему следовать, формируя у детей элементарные математические представления? (Программой)
Прежде всего, по какой бы программе мы не работали, мы должны четко представлять ее содержание. Любая программа по ФЭМП включает разделы.
Первый вопрос команде «Почемучки» : Из каких разделов состоит программа по ФЭМП в каждой возрастной группе?
(количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени)
Мы с вами знаем, что ФГОС ДО принят -17.10.2013г. №1155;
Первый вопрос команде «Любознайки»
В каком году он вступил в силу? – 1 января 2015г. ;
Итак, для успешной организации образовательной деятельности необходима:
компетентность педагога в области преподаваемой образовательной деятельности.
Вопрос «Почемучкам» : Во время НОД по ФЭМП решается ряд программных задач. Какие это задачи?
• Образовательные - чему ребенка будем учить.
• Развивающие - что развивать, закреплять
• воспитательные - что воспитывать у детей
• речевые - работа над активным и пассивным словарем именно в математическом плане.
Вопрос «Любознайкам» : Какие основные ошибки, встречаются у педагогов во время образовательной деятельности по ФЭМП?
• многословие, неточность в постановке вопросов.
• однообразие наглядного материала, заданий
• неверное расположение материала
• использование неэстетичного наглядного материала, пособий, не отвечающих пед. требованиям
Следующий пункт успешной организации образовательной деятельности является: выбор оптимальных методов и приемов.
И следующее задание: для «Почемучек»
- Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП :
(Словесные, наглядные, игровые, практические).
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи. - в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как? - в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем? Так же используются: - разъяснения (как выполнить данную задачу, - указания воспитателя (в основном с детьми, - план действий старшего дошкольного возраста.
Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП. В соответствии с ФГОС ведущим видом деятельности в детском саду является игра. Образовательная деятельность (в том числе НОД, которая дается в занимательной форме, в форме игры, усваивается детьми быстрее и легче. Однако, игра формализованная, затянутая по времени, лишенная эмоционального накала может принести даже вред, так как снижает интерес ребенка к играм и самому процессу обучения. И мы порой разводим руками: «Мол, слабая подгруппа – с нее и взятки гладки», а сами при этом вовлекаем детей в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы.
Игровые методы – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений.
Наглядные методы - демонстрационный материал, который используется у доски. Он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный. - раздаточный, мелкий материал, который раздатся каждому ребнку.
Задание для команды «Любознаек» :
Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП? (Систематичность, последовательность, индивидуальный подход, постепенность).
Для всех педагогов вопрос : Какой из принципов требует от педагога умения подбирать содержание математических игр в соответствии с актуальным уровнем развития ребенка? Выберите правильный ответ.
• А. Сознательности и активности
• Б. Наглядности
• В. Систематичности и последовательности.
• Г. Научности
• Д. Доступности.
Вопрос для «Почемучек» :
Перечислите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП?
Демонстрация
Инструкция
Пояснения, указания, разъяснения
Предметно-практические и умственные действия
Рассказ
Беседа
Вопросы к детям
Описание
Дидактические игры
Показ реальных предметов
Действия с числовыми карточками и цифрами
Упражнения
Контроль и оценка
Вопрос для «Любознаек» :
Назовите фамилии педагогов,работающих по теме ФЭМП у дошкольников?
(Михайлова З. ,Метлина А. ,Леушина А, Новикова, Позина, Помораева)
Задание для «Почемучек» :
1. Какие два вида наглядного материала используются в детском саду?
(Демонстрационный, раздаточный)
Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен, отвечать эстетическим требованиям:
А каким назовёт команда «Любознайки» :
• Быть художественно оформлен;
• Привлекательный;
• Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал;
• Материал должен быть различным на каждом занятии;
• Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой);
• Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т. д.);
2 Станция: “Отвечай-ка”. Команды по очереди отвечают на вопросы
Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией.
Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию.
Чтобы ребенок усвоил материал, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарем. (точность фраз, выражений) Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.
1. Качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов. (Величина).
2. Очертание, наружний вид предмета. (Форма).
3. Абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы олицетворяем в форме. (Геометрическая фигура).
4. Философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия. (Время).
5. Качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния. (Пространство).
6. Она бывает счетная и вычислительная. (Деятельность).
7. Геометрическая фигура с 6 углами. (Многоугольник).
8. Геометрические формы похожие на солнце. (Круг - шаробразные).
9. Занятие в ДОУ, на котором происходит закрепление геометрических фигур с помощью построек. (Конструирование).
10. Система знаков для записи чисел (цифра)
Задание для обеих команд, отвечать по очереди
Что означает данное выражение:
(«Считай»- назови числительное по порядку;)
«Посчитай» - ответь на вопрос «Сколько всего»;
«Отсчитай» - выдели часть;
«Пересчитай» - проверь;
«Сосчитай» - вычисли.
Следующая разминка называется “просклоняй числительное”
(548 и 387)
И. П. (сколько)
Р. П. (скольких)
Д. П. (скольким)
В. П. (сколько)
Т. П. (сколькими)
П. П. (о скольких)
Вы почувствовали, как сложно было справиться с заданием?
Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.
3 Станция «Угадай-ка» (кроссворд)
Вносится “Разноцветный ящик”
Задание - обеим командам предлагается отгадать, что находится в разноцветном ящике.
Любознайки:
Этот предмет изобрел преподаватель архитектуры из Будапешта для своих студентов. Его сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находится. Некоторые предприимчивые изготовители прикладывали к нему пластмассовый топорик, что бы в конец раздосадованный владелец мог отвести душу, разломав игрушку после без результатных попыток её собрать. (Кубик-рубик).
Почемучки:
Геометрическая фигура и головной убор. (Цилиндр).
4. Станция «Называй –ка» или «Фольклорная математика» - предлагается вспомнить пословицы, в которых упоминаются числа: кто больше назовёт пословиц за определённое время.
Воспитатели знают много сказок. Но сегодня нас интересуют сказки только математические - в названии которых есть цифры, числа, величина и другие математические термины. Итак, конкурс!
«Кто больше назовёт математических сказок» (команды называют сказки по очереди) .
5. Станция «Мудрил – ка»
Для «почемучек»
В чем заключается подготовка к НОД по ФЭМП?
К НОД необходимо тщательно готовиться: - продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний, - подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал, - продумать формы организации деятельности детей (в парах, в подгруппах и т. д.)
Математические знания даются детям в строго определнной системе и при этом новый материал должен быть доступен детям. Каждая новая большая программная задача дробится на более мелкие и решение данной задачи идёт последовательно на нескольких занятиях. При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала.
Для «Любознаек»
Перечислите виды и типы НОД по ФЭМП?
Различают типы НОД: 1) в форме дидактических игр, 2) в форме дидактических упражнений, 3) в форме дидактических игр и упражнений одновременно.
Выделение этих типов условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: д/и, дид. материал и деятельность с ним или сочетание того и другого. Занятия в виде дидактических игр проводится в младшем возрасте. Обязательно – сюрпризность, сказочные герои, связь между всеми дидактическими играми.
Вид НОД зависит от программных задач: 1) полностью посвящено изучению нового материала, 2) полностью посвящено повторению, 3) смешанного типа (используются наиболее часто, 4) итогово-проверочные (новый материал не датся).
Для «Почемучек»
Назовите структуру занятия по ФЭМП (количество частей занятия зависит от возраста и содержания, при изучении нового в младшей группе – 3части, средняя группа – 3-4части, старшая – до 5, подготовительная группа – до 7).
Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, закрепления навыков и умений, полученных на занятиях по ФЭМП. Досуговая деятельность осуществляется через организацию отдыха, развлечений, праздников в свободное время, а также путем самообразования и творческой деятельности. Досуговая деятельность должна быть постоянной заботой педагогов дошкольного учреждения. В настоящее время большинство досугов посвящено играм, музыкальным развлечениям, литературному творчеству, а математике не отдатся и малой части досугового времени дошкольников. Поэтому главная задача воспитателя разрабатывать и апробировать досуги и развлечения, направленные на ФЭМП. Главной дидактической целью праздников является актуализация знаний детей, накопление опыта поисковой деятельности. Познавательная совместная деятельность детей позволит им внести свой интеллектуальный вклад в решение общей проблемы, заданной сюжетом. Значительность события усиливается сюрпризностью и новизной обстановки.
Для «Любознаек»
Назовите формы проведения математических развлечений и праздников. (Игры-шоу, тематические развлечения, викторины, КВНы, математические многоборья и т. д.)
6 Станция «Развлекалоч -ка»
Давайте вспомним в каких музыкальных произведениях (песнях) встречаются цифры и другие математические понятия (по очереди называют)
Заключение:На экране вы видите, как выглядит модель успешной НОД по ФЭМП. И только при наличии всех этих компонентов, НОД будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.
Первое колечко в нашей пирамидке - компетентность педагога в области преподаваемой образовательной области.
Второе колечко модели успешного занятия - готовность воспитателя к НОД.
Третье колечко Пирамидки успешного занятия - выбор оптимальных методов и приёмов.
Четвёртое колечко нашей модели - правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала.
Пятое колечко - грамотная речь воспитателя.
Математика — один из самых сложных учебных предметов в школе и в детском саду. И для успешной работы по ФЭМП педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди:
-поощрять все усилия ребёнка и стремление узнать новое
-избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка
-сравнивать результаты ребёнка только с его же собственными.