ОЛЬГА ВАНАКОВА
Деловая игра с педагогами «Воспитание толерантности»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра с педагогами "Воспитание толерантности"
Цели игры:
1. познакомить педагогов с понятием «толерантность»;
2. создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу в коллективе, сплотить коллектив посредствам игровых упражнений;
Публикация «Деловая игра с педагогами „Воспитание толерантности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
3. научить педагогов конкретным приёмам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности;
4. развить желание принимать активное участие в игре, работать коллективно;
5. закрепить знания педагогов по теме «воспитание толерантности».
1. Вводная часть
Цель: познакомить участников с известными формулировками понятия «толерантность».
Время на проведение: 7-10 минут.
Сегодня мы с вами поговорим о толерантности.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Толерантность - это милосердие;
Толерантность - это сострадание;
Толерантность - это уважение;
Толерантность - это доброта души;
Толерантность - это дружба.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира.
Есть два пути развития личности:
Толерантная личность Интолерантная личность
доброжелательность непонимание
понимание и принятие игнорирование, эгоизм
чуткость, любознательность выражение пренебрежения, нетерпимость
снисходительность, доверие, гуманизм
раздражительность, равнодушие,
цинизм, немотивированная агрессивность
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Правила толерантного общения :
Уважай собеседника
Старайся понять то, о чем говорят другие
Отстаивай свое мнение тактично
Ищи лучшие аргументы
Будь справедливым, готовым признать правоту другого
Стремись учитывать интересы других
Сплочённый коллектив! Чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами, нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все люди были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, потребности, характер, вкусы, темперамент и т. д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т. е. быть толерантными.
В заключение вводной части мне хотелось бы сказать, что наш коллектив – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов.
Практическая часть с педагогами
1. Разминка
Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в коллективе.
Время на проведение: 3-5 минут.
Приглашаю в круг (члены группы стоят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Лариса Владимировна, выйдите, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с Вами кофточки одного и того же цвета (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста, или одинаковый цвет волос и т. д.)». Лариса Владимировна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.
Упражнение «Комплименты»
Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости коллектива.
Время на проведение: 3-5 минут.
Материалы: мяч.
Предлагаю участникам придумать комплименты друг для друга. Бросаю мяч одному из участников и говорю ему комплимент. Например: «Татьяна Фёдоровна, Вы очень справедливый человек» или «Наталья Анатольевна, у Вас замечательная причёска». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
2. Основная часть
Педагоги делятся на 2 команды, придумывают название каждой команде.
Упражнение «Эмблема толерантности»
Цель: продолжить работу с определением толерантности, развивать фантазию, экспрессивные способы самовыражения.
Материалы: 2 мольберта, 2 листа бумаги А3, цветная бумага, белая бумага, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, скотч.
Время на проведение: 6 минут.
Сейчас командам предстоит создать эмблему толерантности. Каждая команда попытается создать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Творческий процесс займёт 6 минут. После завершения, работы вывешиваются на мольберты, команды рассматривают эмблемы друг друга, проводится презентация эмблем каждой подгруппы.
Упражнение «Основные черты толерантной личности»
Цель: показать многоаспектность значения слова «толерантность», закрепить качества, присущие толерантной личности.
Материалы: 2 листа А3, 2 конверта со словами и солнцем.
Время на проведение: 3 минуты.
Вызываются по 1 члену команды – они выбирают конверт с заданием.
- Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
Команды наклеивают на плакат – солнце (овал и лучи с качествами толерантной личности)
В каждом конверте по 10 слов.
Конверт № 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
Конверт № 2: Доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.
После того, как команды завершили работу, плакаты вывешиваются на мольберты, команды называют те качества, присущие толерантной личности.
Упражнение «Покажи толерантный поступок»
Цель: закрепить умение совершать толерантные поступки, развить творческие способности педагогов, умение показать без слов, используя мимику, жесты, пантомимику, толерантный поступок.
Материалы: 4 конверта со словами, характеризующими толерантную личность.
Время на проведение: 5-7 минут.
Каждой команде предлагается взять по 2 конверта, в течение 2-х минут придумать и показать толерантный поступок из жизни детей, используя жесты, мимику, пантомимику. В данном задании запрещается использовать слова. Другая команда должна угадать, какой толерантный поступок был показан.
Упражнение «Вспомни и назови»
Цель: продолжать закреплять понятие «толерантность», развивать память педагогов, умение вспомнить пословицы и поговорки о толерантности.
Время на проведение: 5-10 минут.
Командам предлагается вспомнить и назвать пословицы и поговорки, характеризующие толерантную личность (о дружбе, милосердии, терпимости, доброте и т. д.).
Упражнение «Музыкальная пауза»
Цель: повысить эмоциональный настрой педагогов, сплотить коллектив исполнением коллективной песни.
Время на проведение: 3-5 минут.
Предлагаю вспомнить песни о дружбе. После приглашаю по одному представителю от каждой команды, предлагаю выбрать конверт («Вместе весело шагать», «Дружба крепкая не сломается») и под музыкальный аккомпанемент спеть песню.
3. Заключительная часть
Рефлексия игры.
– Мы познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?
– Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему?
– Что понравилось?
– Считаете ли Вы целесообразным проводить такие игры среди педагогического коллектива?
– В каких сферах жизни проблема толерантности стоит наиболее остро?
– Удалось ли вам узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?