Лариса Санникова
Презентация из опыта работы по обучению детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала
▼ Скачать + Заказать документы
Описание слайдов
Слайд 1.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе.
Одним из основных предметов в образовательной деятельности является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Публикация «Презентация из опыта работы по обучению детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала» размещена в разделах
Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
Слайд 2
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игровых приемов. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Только играя радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности ребенок, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Слайд 3
Формируя элементарные математические представления в детском саду, мы готовим ребенка к изучению математики в школе.
Как же сформировать у детей интерес к математике?
Человеческий мозг, тем более мозг ребенка не выдерживает однообразия. Чтобы ребенок полюбил математику, надо показать ее красоту и важность.
Каждый ребенок талантлив по-своему. Я стараюсь на занятии похвалить каждого ребенка, сделать все зависящее от меня для того, чтобы у ребенка возникла вера в свои возможности и желание добывать знания. Поэтому я не могу допустить, чтобы в глазах моих детей появилось разочарование. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях.
Слайд 4
Как заинтересовать математикой?
Стараюсь на занятиях и в повседневной жизни
использовать различные «изюминки», которые хороши тем, что они будят фантазию ребенка, создают у них ощущение успеха, помогают оживить НОД. Успех целиком зависит от игровых приемов, которые были выбраны для игры.
Слайд 5
Как сформировать интерес к формированию элементарных математических способностей у ребенка?
Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность как в саду, так и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие игровых приемов в обучении, через новизну материала, эмоциональную окраску непосредственно образовательную деятельность.
Слайд 6
В своей педагогической работе я стараюсь использовать разнообразные методы и приёмы, которые активизируют учебную деятельность дошкольников, воспитывают у них активность, самостоятельность мышления, учат применять знания в процессе обучения.
- игровые проблемно-практические ситуации;
- игровые упражнения;
- дидактические игры;
- игры – эксперименты;
- игры – головоломки;
- логические загадки; •
- математический КВН;
• математический ринг;
• индивидуальная работа
• Приход или встреча сказочного героя (Незнайка, Буратино, лесной житель, мультипликационного героя).
• Получение письма с просьбой о помощи, посылки и т. п
• Внесение волшебного предмета (клубочек ниток, ящик, волшебная палочка)
- моделирование – конструирование;
- метод специально созданных ошибок.
Использую следующие формы организации детей :
- индивидуально – творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
- учебно - игровая деятельность;
- игровой тренинг;
Работая в данном направлении, я старалась вызывать у детей интерес к игровому занимательному материалу с помощью загадок, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок.
Слайд 7
В своей работе использую Новизну- Лепбук. Он дает мне возможность построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Деткам очень нравится заниматься математическими играми используя лепбук.
Слайд 8
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений.
НОД с использованием компьютера, которую я провожу с детьми, предлагается в сочетании с традиционными методами, не заменяя обычные игры и образовательную деятельность, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Компьютерные математические игры помогают закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно.
Слайд9
Знакомя детей с цифрами, я даю различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры.
Часто использую в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке, а также выкладывать из счётных палочек.
В разделе «Количество и счет», на мой взгляд, уместны следующие дидактические игры: «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше – меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».
Слайд 10
При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Пара слов». Например: я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг – руль, тарелка; прямоугольник – картина, дверь; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму. Также использую такие игры: «Закрой двери в домиках», «Поезд геометрических фигур», Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти, используя в своей деятельности палочки «Кюнзера». Закрепляя геометрические фигуры использую игры: «Геометрическое лото», «Найди и назови», «Кто, где живёт». Очень часто использую на своих занятиях игры с палочками «Составление геометрических фигур из счётных палочек». Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложнялось: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек. Знание геометрических фигур (овал, круг) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме». Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: «У кого имеются круглые предметы?» Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет — шар, пуговицу, часы, мяч, арбуз и т. д. В этой игре я внимательно слежу за правильным подбором геометрических форм, их названием и учу находить такие формы в окружающей действительности.
Слайд 11
Для развития пространственных ориентировок у детей я подобрала серию упражнений: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.
Существует множество игровых приемов и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике?» и т. д.
Слайд 12
На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п.
Слайд 13
Для закрепления понятия «величина» использую серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до большого». Ввожу игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды, в конструкции которых заложен принцип учета величины.
При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?».
Слайд 14
В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей.
В игровые комплексы обязательно включаю музыку, отдыхайки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. Обязательно произвожу смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.
В конце каждого занятия или игры проводится рефлексия: Какое предложение каждый из вас продолжит:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило.
Слайд 15
Работа с родителями.
Для достижения результатов в работе я наладила взаимосвязь с родителями. Приготовила консультации на тему: «Что такое занимательный материал в обучении?»,
«Как использовать занимательный материал в обучении?»
Сделала для родителей памятки с играми по развитию математических представлений.
Родители активно оказывают помощь в создании и обновлении развивающей среды в группе: помогают изготовить пособия для игр. Родителям я рекомендовала, какие игры можно изготовить своими руками дома, как организовать игры с занимательным материалом, советовала какую литературу можно использовать для занятий со своим ребенком. Работая в тесном контакте с родителями, и детьми мы добились, хороших результатов в интеллектуальном развитии детей и в подготовке их к школе.
Слайд 16
Заключение
Опыт работы показал, регулярное использование игровых ситуаций математического содержания направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Использование игр и игровых приемов, аналогичного типа построенном на самом различном материале, позволяют детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач, на следующей ступени развития.
Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме
Слайд 17
Спасибо за внимание