оксана самсонова
Игры и игровые упражнения с использованием занимательного наглядного материала в работе по развитию речи детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и игровые упражнения с использованием занимательного наглядного материала в работе по развитию речи детей с ОНР дошкольного возраста в условиях санатория.
Публикация «Игры и игровые упражнения с использованием занимательного наглядного материала в работе по развитию речи детей с ОНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Не секрет, что дети, находясь на лечении в санатории вдали от родных и близких, в незнакомой обстановке, особенно первые дни испытывают психологический дискомфорт. В связи с этим на логопедических занятиях в качестве наглядности мы стараемся использовать не только привычные детям картинки, но и другой более занимательный наглядный материал. Это куклы пальчикового театра, объемные и приятные на ощупь вязаные овощи и фрукты, машинки, разноцветные колпачки и др. Применение такой занимательной наглядности помогает оптимизировать коррекционный процесс, повышает внимание и интерес к занятиям, а так же ускоряет процесс адаптации к новой обстановке.
Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у ребенка имеются сильные и глубокие мотивы, вызывающие желание активно действовать, преодолевать трудности.
Коррекция речевых нарушений идет более успешно, если у детей сформировано положительное отношение к занятиям, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а так же если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.
Устранение речевых нарушений осуществляется различными методами, такими как: словесные, практические и наглядные. На каждом из этапов логопедической работы её эффективность обеспечивается несколькими методами в зависимости от поставленных задач. Ниже мы рассмотрим применение практических методов, а именно использование игр и игровых приемов в организации коррекционной деятельности.
Цветная змейка
цель:
-развитие мелкой моторики
-автоматизация звукопроизношения
-согласование в числе и роде
дети выкладывают разноцветную змейку и произносят «трудный» звук, слоги, слова с проблемным звуком.
Производят счет 1-10 со словами для автоматизации
одна шапка, две шапки …пять шапок и т. д., нажимая разными пальцами на крышечку или убирая их в коробку.
Веселые колпачки
цель:
-развитие мелкой моторики
-автоматизация звукопроизношения
-согласование в числе и роде
-увеличение объема долговременной памяти
Дети надевают на пальцы колпачки и произносят «трудный» звук, слоги, слова с проблемным звуком.
Производят счет 1-5 со словами для автоматизации
одна шапка, две шапки …пять шапок.
Дети, надевая колпачки самостоятельно называют слова на заданный звук в разной позиции (начало, конец, середина слова)
Разноцветный паровозик
цель:
-закрепление пространственных представлений
-закрепление навыков счета
-закрепление основных и оттеночных цветов
-согласование с числительными и прилагательными
-автоматизация звукопроизношения
-обогащение предметного словаря
-формирование слоговой структуры слова
дети пересчитывают вагончики, называют порядковые
числительные, называют цвет вагона по инструкции логопеда и
предметы, которые могут быть того же цвета.
Согласовывают слова в числе, роде и падеже. Называют слова-
пассажиры на заданный звук (на Ш,Ж и т. д. в разной позиции)
дети составляют поезд из стольких вагонов, сколько в слове
частей (слогов)
Весёлый зоопарк
цель:
-развитие мелкой моторики
-автоматизация и дифференциация звуков
-развития творчества и воображения
Дети выбирают игрушку соответствующую звуку над которым работают
змея – З,Ш, слон (слоник) – с, сь, ящерица (ящер) – щ, р, рь, лев (львёнок, лось (лосенок) – л,ль, медвежонок – ж, крокодил – р,
Дети сами или с помощью логопеда придумывают историю о животных, где нужно оказать помощь, выручить из беды и т. д. Выстраивают из крышечек, (палочек, шариков) мостик (дорожку, кочки, ступеньки) и помогают зверю выбраться из затруднительного положения, одновременно происходит автоматизация «трудного» звука.
Овощи-фрукты
цель:
-пополнить, уточнить и активизировать словарь детей по темам «овощи, фрукты»
-учить сравнивать, классифицировать, обобщать понятия
-развитие навыка словообразования и словоизменения
-совершенствовать словарь признаков и глагольный словарь детей
-развитие внимания, памяти и воображения
дети называют и показывают предметы соответственно обобщающему понятию, называют предмет по его описанию, самостоятельно описывают предмет «живые загадки). Проводятся игры «Что из чего?», «Один-много», «Чего не стало?», «Жадина».
Путешествие автомобильчика
цель:
-развитие мелкой моторики
-закрепление пространственной ориентировки
-изучение грамматических форм
-правильное конструирование фразы
дети прокатывают автомобильчик по панно, сопровождая действия составлением предложений с использованием пространственных предлогов, приставочных глаголов, согласовывая слова в роде числе и падеже.
Пальчиковый театр
цель:
-развитие коммуникативных навыков
-расширение пассивного словарного запаса
-формирование навыка диалогической речи
-учить пересказывать короткие тексты с опорой на демонстрацию действий
-учить выражать свои чувства с помощью мимики и просодики речи
-формировать интерес к художественной литературе
Просодические упражнения :
- скажи как волк, как медведь, как зайчик, как лисичка и т. д.
Мимика детей соответствует герою.
Подбор признаков и действий:
волк – какой? Серый, злой, коварный, голодный…
волк – что делает? Воет, рыщет, крадется…и т. д.
Навыки словообразования и словоизменения.
Дети называют диких животных. Проводятся игры :
«У кого какой домик?» у волка – логово, у медведя – берлога и т. д.
«Кто у кого?» у лисы – лисёнок, лисята. У зайца – зайчонок, зайчата… и т. д.
«Кто кем был?» лиса была ….лисёнком и т. д.
«Кто кем станет?» лисёнок станет …. Лисой и т. д.
Образование притяжательных прилагательных. Чьи уши? у зайца -, у лисы-…
чьи лапы? Чей нос? И т. д.
Употребление в речи дательного падежа. Кому нужна малина? Медведю. Кому нужны орехи? И т. д
Связная речь.
цель:
-качественное и количественное
обогащение словарного запаса
-формирование грамматического строя речи
-усвоение структуры связных высказываний
-воспитание внимания к слову, грамматическому,
синтаксическому оформлению речи
Рассказы-описания
Дети выбирают игрушку пальчикового театра и составляют рассказ описательного характера по плану:
- Кто это?
- Внешний вид (размер, цвет, чем покрыт, части тела)
- Где живет, как называется его дом?
- Кто детеныши?
- Чем питается?
- Какие сказки про него знаете?
Расскажи сказку
Дети придумывают историю про животного по выбору.
«Что случилось с мишкой (зайкой, лисёнком ит. д.) на лесной полянке?» Однажды…
Придумывают конец истории по заданному началу.
Пересказ сказки с элементами драматизации
цель:
-совершенствование и активизация познавательных процессов восприятия, внимания, памяти и мышления, особенно логического
-закрепление навыка диалогической речи
-закрепление правильного, чистого и устойчивого произношения
«колобок»
Дети пересказывают сказку, сопереживают персонажам, применяют соответствующую мимику, темп и тембр голоса, самостоятельно
контролируют звукопроизношение.
«курочка ряба»
Дети пересказывают сказку, примеряя на себя роли героев. Учатся добру и любви, сопереживанию близким.
Игры и игровые упражнения помогают проводить занятия по формированию правильной речи и ознакомлению с окружающим живее и интереснее.
Одновременно решается главная задача - коррекция речи, идет развитие зрительного восприятия и внимания. К тому же, разнообразие наглядного материала повышает познавательную активность и интерес детей.
Все игры – многоцелевые. Значит к ним можно неоднократно возвращаться, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.