Дементьева Евгения
Инновационный проект «Сказка как средство предпосылок экономического воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка, как средство предпосылок экономического воспитание детей дошкольного возраста»
Эпиграфом к моему проекту служат слова классика детской литературы Джанни Родари «Сказка для ребёнка- такое же серьёзное и настоящее дело,
как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться,
чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».
Публикация «Инновационный проект „Сказка как средство предпосылок экономического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Цель: изучить возможности сказки в обучении детей азам экономики и формировании экономических представлений, и внедрить в работу с детьми.
В соответствии с целью поставлены задачи:
1. Изучить программно-методическую литературу для дошкольных учреждений по экономическому воспитанию дошкольников.
2. Выявить уровни сформированности предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.
3. Формировать экономическое сознание детей посредством сказки;
4. Способствовать формированию экономического мышления через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, бюджет, потребности, труд);
5. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России;
6. Раскрыть сущность понятия «семейный бюджет» (заработная плата, стипендия, пенсия);
7. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»;
8. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО):
полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
приобщение детей к социокультурным нормам;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования:
учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Данный проект реализован с воспитанниками МДОУ д/с "Солнышко".
Принципы построения проекта:
1. Возрастное соответствие - предлагаемые сказки учитывают возможности детей данного возраста.
2. Доступность предлагаемого материала.
3. Системность и постепенность его усвоения.
4. Преемственность - каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».
5. Наглядность - использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.
6. Коллективное взаимодействие.
7. Здоровьесберегающий принцип - обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.
Постановка проблемы.
Помочь детям дошкольного возраста, сформировать представления по средствам сказки, об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
В качестве средств экономического воспитания использовались:
- сказочные персонажи,
- игровые формы,
- чтение сказок с дальнейшим их обсуждением,
- создание проблемных ситуаций и проекта выхода из них.
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет,
- воспитатели группы, родители.
Сроки реализации проекта: 5 месяцев
Этапы проекта:
1 этап – Организационный:
Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Сказка, как средство предпосылок экономического развитие детей дошкольного возраста».
Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – Практический: Реализация проектных мероприятий.
3 этап – Заключительный: Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.
Затем разработала перспективный план, который включает 6 блоков:
- потребности,
- деньги,
-труд,
- бюджет семьи,
- доход и расход,
- товар.
Ресурсное обеспечение:
Игровые зоны - мебель, оборудование и атрибуты к ролевым играм;
Наглядно-иллюстративный материал;
Игротека: «Дороже -дешевле», «Супермаркет», «Кем быть», «Узнай какая профессия?», «Семейный бюджет», «Кафе», «Пятый лишний», «Кому что нужно для работы»,«Ателье для маленьких красавиц»;
- Произведения художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», К. И. Чуковского «Телефон», А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Терем – Теремок»; «Петушок и бобовое зёрнышко»; русская народная сказка «Каша из топора»; английская сказка «Три поросёнка»; А. Толстого «Приключения Буратино»;
Денежные знаки;
Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино», «Буратино», «Уроки Совы».
Предполагаемые результаты.
По завершению проектных мероприятий дети могут:
Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет).
Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
Представлять о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.
Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Осознавать на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
Понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.