Наталья Шестакова
Проект «Игры-путешествия»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД
1. Тема опыта работы
2. Практическая значимость и новизна нашей работы заключается в том, что использование игр-путешествий в условиях современных дошкольных образовательных учреждений позволяет воспитателю эффективно решать ряд вопросов, связанных с развитием познавательной активности и инициативы детей в различных видах деятельности, посредством интеграция образовательных областей.
Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.
Публикация «Проект „Игры-путешествия“» размещена в разделах
3. «Игровая среда как фактор развития интеллектуальных структур, формирования позитивной социализации» отмечает, что цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.
4. Задачи игры-путешествия :
1. содействие проявлению интереса и мотивации к познавательной деятельности;
2. успешная социализация дошкольников посредствам проигрывания различных социальных ролей;
3. становление самостоятельности;
4. формирование основ безопасного поведения в быту, природе;
5. развитие коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности каждого ребёнка;
6. развитие отзывчивости, сопереживания.
5. Игра – путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, зоопарка, салона природы; в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия и другие.
Играя, они погружаются в организованную взрослым ситуацию.
6. Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.
В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть “зовущие слова”, вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. Выбор темы игры зависит от непосредственного окружения, в котором живут дети, от их возраста, возможности показать те или иные предметы. Игра – путешествие — это метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром.
7. В своих играх-путешествиях я использую многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.
8. В играх-путешествиях есть определённые этапы и на каждом этапе определённые задачи.
1 этап - создание позитивной атмосферы, психологического комфорта, способствующего вхождению детей в игру, готовности продолжать сотрудничество;
2 этап - планирование образовательной траектории в игре. На этом этапе необходимо поддержать самостоятельность мышления ребенка, активность, стремление отыскать собственный оригинальный способ решения поставленной задачи. (Здесь развивается содержательно-деятельностный компонент познавательного интереса) .
3 этап - реализация образовательного поиска в структуре игры проигрывание игры-путешествия.
4 этап - аналитический. Этот этап направлен на самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов. (Это способствует развитию детской самооценки, умению рефлексировать собственные и чужие способы действия, понимать происходящие в себе и изменения в окружающих) .
9. В играх-путешествиях лежит технология коллективной творческой деятельности. Игра-путешествие - состоит из ряда этапов (станций, по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности. На каждом этапе (станции) предлагается участникам игры комплекс вопросов, заданий в соответствии с темой игры. В игре участвуют команды (экипажи) численностью 5-10 человек. Каждая станция должна быть непохожа на другую: на них должны присутствовать разные виды заданий, предлагаться разные способы их выполнения – коллективная деятельность, индивидуальные задания, игры, танцы, песни и др.
10. Игры - путешествия влияют на реализацию образовательных задач в различных направлениях развития ребёнка и в видах деятельности, соответствующих его возрастным особенностям.
Во – первых, игры-путешествия – помогают усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.
Например, знакомясь со свойствами воды, дети превращались в капельки, не только проводили эксперименты с водой, но и обратили внимание на неплотно закрытый кран, представив, что это они, капельки, остались без внимания. После этого мы поместили плакат о бережном отношении к воде. Теперь дети не забывают закрывать краны.
11. Во – вторых, игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. (Например, закрепляя знания о геометрических фигурах, дети путешествовали в страну Соображалию. Угадывали, о какой фигуре рассказ, строили фигуры из счётных палочек. Выясняли, можно ли построить круг из палочек. Долго думали, спорили, но, все-таки, построили, а затем играли в игру «Из круга – в круг») .
12. В - третьих, они способствуют систематизации знаний, смыслотворчеству, мыследеятельности, коммуникации детей и педагогов. (В игре - путешествии «Мы – космонавты», дети отвечали на вопросы Незнайки, затем превращались в космонавтов, смастерив шлемы. Превращались в конструкторов – строили ракету и отправлялись в полёт. Посещая планеты, названия которых дети сами называли, прыгали через «кратеры», летали в невесомости и т. д. Затем, чтобы рассказать родителям о своём путешествии, рисовали, клеили) .
13. В – четвёртых, игра-путешествие даё т возможность объединить разные виды деятельности: познавательную, игровую, поисковую, трудовую, художественную, спортивную, деятельность общения и т. д. (Например, знакомясь с витаминами с грядки, дети рассматривали, пробовали на вкус овощи и фрукты, покупали «в магазине», лепили, клеили, готовили настоящий компот, делали салат, убирали овощи с грядки, солили капусту, стряпали шарлотку с яблоками).
14. Отправляясь в гости к Белочке, дети ехали на поезде, шли через труднопроходимый лес, рассматривали шишки, считали их, сортировали по размеру, принадлежности. При встрече рассказывали о том, какие бывают шишки, пели песню на привале.
15. Каждый раз наше путешествие начиналось по-разному. Иногда мы попадали в сказку, где встречались со сказочными персонажами: Колобком, Лесовичком, Бабой Ягой, Снежной Королевой, Феей-Весной и т. д. В сказочных путешествиях я – воспитатель группы становилась волшебником и создавала вокруг себя Волшебную страну, использовала сюрпризные моменты и элементы новизны. Сюрпризом мог быть приход волшебника Кеши, давнего друга наших детей – персонажа-носителя особого отношения к детям или показ слайдов, видеофильмов. Костюм тоже всегда чем-то отличался от обычного. Несколько раз пришлось надеть корону, сказочную накидку, превратиться в сказочного персонажа. Среди вспомогательных предметов были и волшебная палочка, и посох, и клубок, и даже воздушный шар (в зависимости от сценария).
Игра захватывает детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в которой она протекает. Например, заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами. Это могут быть различные слова и действия: «Уважаемые туристы, наденьте головные уборы, накиньте легкие одежды на себя, чтобы палящее солнце не сожгло бы вашу кожу, чтобы вы не получили солнечного удара и т. д.
16. Таким образом, игра-путешествие позволяет организовать реальное «сейчасное» проживание активного отношения к вполне определенным явлениям жизни в противовес сообщению определённой информации и обучению нормативным действиям. Игры-путешествия способствуют формированию у детей активной социальной позиции, воспитанию самостоятельной творческой личности. Игра – путешествие — это метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром.