Наталья Беденина
Конспект игры-путешествия по Республике Саха (Якутия)
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Предлагаю вам конспект игры-путешествия по Республике Саха (Якутия, который я разработала в рамках решения годовой задачи "Автокроссинг по России". Предварительно мы оформили уголок Республики Саха (Якутия). Подробнее можно узнать в моей прошлой публикации
Игру-путешествие я провела во всех группах детского сада. В зависимости от возраста детей вносила изменения.
Цель: - знакомство детей с Республикой Саха (Якутия) посредством интерактивной игры-путешествия.
Задачи:
Публикация «Конспект игры-путешествия по Республике Саха (Якутия)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Саха. Якутия
- Республика, область, край. Список городов
- Якутские игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Образовательные задачи:
- познакомить детей с историческим и этнографическим своеобразием Республики Саха (Якутия): государственной символикой (флаг, герб, коренными народами Якутии, народным творчеством, традициями и обычаями, достопримечательностями, растительным и животным миром,
- формировать простейшие географические представления о территориальных размерах нашей страны и её многонациональности,
- формирование и развитие связной речи, обогащение словарного запаса, умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения;
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес к национальной культуре Республики Саха (Якутия,
- способствовать развитию речи,
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности, внимания, воображения, слухового и зрительного восприятия, памяти.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство гордости за свою огромную многонациональную страну, доброжелательное, уважительное отношение к людям и культуре разных народов.
Методические приемы: беседа, рассказ, показ, сюжетно-ролевая игра «Самолет», «Вертолет», подвижные игры «Сокол и лиса» «Перетягивание палки», музыкальная игра «Ритуальный танец «Осуохай», музыкально-танцевальный флешмоб «Якутские узоры», дидактическая игра «Собери мамонта».
Словарная работа:
- Республика Саха (Якутия, якуты,
- географические названия: «Полюс холода», вечная мерзлота, река Лена, Ленские столбы,
- названия традиционных жилищ: ураса, балаган, современных: дом на сваях,
- понятия, связанные с промыслами и традициями: хомус, Ысыах, Осуахай, чорон, Чисхаан.
Оборудование: карта России, картонный белый круг, игровой макет «Ураса» (детская палатка, накрытая белой тканью, макет «Полюс холода», магнитный планшет «Музей мамонта», дидактическая игра «Собери мамонта», «алмазы» (пластмассовые кристаллы, макет дерева Аал лук мас, шаманский бубен, голубая ткань («река Лена», картинки с изображением «Ленские столбы», якутских чоронов, Чисхана, дома на «ножках», обрядовый танец «Осуохай», флаг Якутии, герб Якутии, мягкая игрушка мамонтенка, набор для опытов «Раскопки скелета мамонта», деревянная палочка для подвижной игры, музыкальная колонка, музыкальное сопровождение: запись звуков вертолета, «Вьюга», «Звук хомуса», «Танец Осуохай», «Якутские узоры», ноутбук, видеозапись «Игра на хомусе в исполнении Юлияны, видеозапись флешмоба «Якутские узоры», ансамбль «Эдельвейс» якутская посуда, наряд для ведущего (фартук с национальными узорами, головное украшение – бастынга, раскраски по возрасту (якутские узоры, национальная посуда,подвеска с якутскими оберегами, открытка «Привет из Якутии».
Предварительная работа.
1. - с детьми: цикл НОД «Путешествие по Республике Саха (Якутия)»: «Загадочная Республика Саха (Якутия)», «Якутский Новый год», «Знакомство с флагом и гербом Якутии», продуктивная деятельность: рисование «Якутские узоры», аппликация «Рукавичка», чтение якутских сказок,
- с родителями: мастер-класс с родителями «Изготовление6и новогодних подвесок с элементами якутских узоров и оберегов.
2. Изготовление дидактической игры «Собери мамонтов».
3. Подготовка необходимых атрибутов игры-путешествия.
4. Изучение литературы по теме.
Предварительно воспитатель приглашенной группы говорит детям, что они отправятся путешествовать по России. (Сюжетно-ролевая игра «Самолет».)
Воспитатель в фартуке с национальным узором и головным убором (бастынга) встречает детей в группе и просит присесть на скамейки. Звучит якутская мелодия. (С. Борисова. Осуохай).
- Дороо, мои маленькие путешественники! Я поздоровалась с вами на якутском языке. Вы прилетели в Республику Саха (Якутия). А откуда вы прилетели? (ответы детей: из Петрозаводска, Республика Карелия)
Воспитатель показывает карту России.
- Посмотрите, пожалуйста, что это у меня в руках? (ответы детей). Это карта нашей страны. Как она называется? (Ответы детей). Это карта нашей страны – России. Состоит она из множества частей, которые обозначены на карте разными цветами. Разноцветные части – это республики, края, области нашей большой страны. Как большое лоскутное одеяло, их всех матушка-Россия собрала вместе и объединила внутри своей границы. В республиках и областях живут разные народы, поэтому и называют нашу страну многонациональной.
- А вы знаете, где на карте находится Карелия? (ответы детей). Воспитатель показывает Карелию на карте.
- А вы прилетели вот сюда. Воспитатель показывает Республику Саха (Якутия).
- Посмотрите, какая она большая. Республика Саха (Якутия) - самая большая республика в нашей стране. Представляете, на территории Якутии может уместиться 18 наших республик. Вот какая она огромная! Здесь и тайга, и тундра, и скалистые горы, и ледовитый океан. А сколько в ней интересного!
- Ребятки, вы прилетели в Республику Саха (Якутия). Мы называем эту Республику Якутия, а якуты называют сами себя саха, что означает "дети белого солнца". Воспитатель показывает белый круг.
Этот круг также можно увидеть на флаге Якутии. (Показ флага Республики Саха (Якутии). Белый круг - это солнце, потому что из-за длинной зимы солнце в Якутии чаще белое, а не золотое.
- Чтобы все увидеть нам понадобится транспорт. На чем можно путешествовать по Якутии, чтобы все успеть увидеть? (ответы детей)
- По Якутии мы будем путешествовать на вертолете. (Звучит звук вертолета.)
- Полетели! (дети изображает движение вертолета.)
- Наша первая остановка – село Оймякон. (Звуки вьюги. Дети выходят и подходят к макету «Полюс холода»)
- Ой, что-то тут очень холодно! Ребята, мы попали в Оймякон, где находится Полюс холода, это самое холодное место на Земле (в северном полушарии). Зимой здесь минус 50 градусов, а абсолютный минимум – минус 70. Здесь даже летом лежит снег. Представляете, здесь ведь живут и работают люди.
Оймякон – резиденция якутского деда Мороза – Чисхаана. (Показ картинки).
Чысхаан – главный зимний волшебник Якутии, великий хранитель холода. Он живет в ледяной пещере, в царстве вечной мерзлоты. Здесь волшебник принимает туристов и показывает свои владения. В первый день зимы передает нашему Деду Морозу символ холода. (Показ картинки). У якутского волшебника есть внучка по имени Харчаана (по-якутски «снежинка»). (Показ картинки.)
- Ой, как холодно! Давайте согреваться. Давайте поиграем в якутскую народную игру
Якутские игры:
- Перетягивание на палках (для старших)
Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга.
Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.
- Сокол и лиса (для младших)
Выбираются сокол и лиса. Остальные дети — соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса не поймала.
- Молодцы! Согрелись! Полетели дальше! Дети садятся в вертолет. (звуки вертолета)
- Посмотрите, это река Лена, что в переводе с якутского означает «Большая река». (На полу лежит голубая ткань – имитация реки)
- Посмотрите, какие скалы! Это знаменитые Ленские столбы. (Показ плаката)
Свое название они получили из-за уникальной гряды скал — сказочные каменные изваяния в форме столбов и башен тянутся вдоль берега Лены на десятки километров. Высота некоторых доходит до 200 метров, а протяженность 80 километров.
Ленские столбы – это природный памятник России. Здесь можно увидеть наскальные рисунки древних людей. (Показ картинки).
- Что вы тут видите? Это же всадник. Такого всадника можно увидеть на гербе Республики Саха (Якутия) (Показ картинки), потому что лошади – это тотемное, священное животное для якутов.
С древних времен якуты занимались разведением лошадей. Здесь особая порода лошадей, морозоустойчивая. (показ картинки). Они даже зимой пасутся на свежем воздухе и могут даже находить себе корм под снегом.
- А мы продолжаем наше путешествие. Как же нам повезло, мы попали на народный праздник Ысыах.
-Какой у вас любимы праздник? (Ответы детей)
- Представляете, а в Якутии отмечают два Новых года: зимой и летом. Ысыах для народа Саха – это древний якутский праздник, летний Новый год, всеобщий день рождения Природы и Человек, праздник восхода солнца. Отмечают его в день летнего солнцестояния (пробуждение природы).
- На Новый год все мы наряжаем что? (елочку) А народ саха, когда празднуют летний Новый год – Ысыах, обязательно устанавливают священное дерево Аал лук мас (показ макета): в каждом доме, в каждом городе и даже конкурсы проводят, у кого дерево красивее.
Для якутов это дерево олицетворяет символ жизни, как у нас в Калевале мельница счастья. У них тоже есть свой народный эпос Олонхо, который признал мировым шедевром. Национальный праздник «Ысыах» заканчивается дружным круговым танцем «Осуохай», который сопровождается пением. Этот танец символизирует жизненный единый круг Солнце. (Показ картинки). На празднике обязательно присутствует шаман, это посредник между духами и людьми. Непременным атрибутом шамана является бубен в виде солнца, потому что Якуты - дети света, дети солнца. Танец сопровождался звуками бубна шамана. Шаманами были только мужчины.
Я предлагаю встать в танец «Осуохай». Кто-то побудет в роли шамана и поиграет в бубен. Под фонограмму дети встают в круг и двигаются в хороводе по ходу солнца (по часовой стрелке).
- У якутов есть посуда для праздников - чорон, ее делают из дерева. Чорон бывает мужской и женский. У мужского – три ножки, у женского – одна. Из чорона на праздниках пьют кумыс (молоко лошади) (Показ картинки).
Раньше чороны делали из только дерева и украшали якутскими узорами. А это современный чорон. (Показ).
- Присядьте, отдохните. Вы слышите звук. (Звук хомуса).
- Это национальный якутский инструмент хомус. (Показ картинки)
- Хотите увидеть хомус? (показ видеофрагмента игры на хомусе).
- Здесь, конечно, очень весело, но нам надо двигаться дальше.
Звук вертолета.
-Мы прилетели в столицу Республики Саха (Якутия) в город Якутск, где находится единственный в мире Музей мамонта. (Знакомство с музеем мамонта)
Вариант для старших: посмотрите, что там такое разбросано. (на ковре лежать фрагменты сборной модели мамонта). Оказывается в Якутии нашли много таких фрагментов. Археологи до сих пор находят останки древних животных.
- Хотите побыть в роли археологов. (Один ребенок раскапывает «останки мамонта», используя игру «Набор для опытов «Раскопки скелета мамонта».)
Из таких кусочков в Музее мамонтов ученые собирают модели настоящих мамонтов и выставляют их в музее.
- Давайте тоже соберем мамонтов для музея. (Дидактическая игра «Собери мамонта»).
Вариант для младших: смотрите, что это там такое. Под белой тканью спрятана игрушка мамонтенка. Оказывается, много лет назад в Якутии обитали мамонты, здесь до сих пор находят останки. (Малыши по очереди здороваются с мамонтенком).
Давайте мы отправим нашего мамонтенка к его маме.
- А мы продолжаем наше путешествие. Звук вертолета.
- Посмотрите, какой интересный домик. (Подходим к макету ураса). Это национальное летнее жилище, которое называется ураса. Якуты строили его из жердей и накрывали шкурами или берестой, там летом было прохладно.
А зимой делали такое жилище. (Показ картинки). Оно называется балаган, в нем жили с сентября по апрель. Изготовляли его из бревен и обмазывали глиной, внутри находился очаг. Очень часто вместе с людьми в балагане зимовали и домашние животные: коровы, лошади. Хотите посидеть в якутском домике? Такие жилища были в сельской местности. А в городе строили интересные дома. Так как в Якутии вечная мерзлота, то дома в городах строят на сваях (на ножках, приподнимают их над землей (Показ картинки).
-А мы продолжаем путешествие. (Звук вертолета). Полетели туда, где добывают алмазы. В Якутии самое большое месторождение алмазов, их так много. По легенде у небесного хранителя сокровищ так замерзли руки, что он, пролетая над Якутией, растерял на берегах Лены несчетное количество золота и алмазов. А давайте и мы поищем алмазы. Воспитатель рассыпает «алмазы», а дети собирают и распределяют их по цветам. В Якутии добывают еще и золото и много других самоцветов. Их добывают в шахтах и карьерах, которые прорезают щит вечной мерзлоты толщиной полкилометра (Показ картинки).
-Республика Саха (Якутия) – удивительный край, загадочный, красивый, но очень суровый. Зима так длится 9 месяцев, и температура воздуха достигает 70-ти градусов, а лето короткое и очень жаркое, до 40 градусов. Но главное достояние – это люди, которые любят свою республику. Давайте мы с вами на прощанье устроим настоящий якутский флешмоб.
Воспитатель включает видеозапись флешмоба «Якутские узоры» в исполнении ансамбля «Эдельвейс», дети танцуют, повторяют движения танца.
-Ребята, в Республике Саха (Якутия) еще очень много интересного, но вам пора возвращаться домой, в Карелию. (Воспитатель негромко включает запись песню «Якутяночка моя» в исполнении М. Суворовой).
- А вам понравилось путешествие в Республику Саха (Якутия)? Что вам запомнилось? Из любого путешествия есть традиция привозить подарки на память о том месте, где побывали. Я вам дарю открытку с изображением Якутии и раскраску с якутскими узорами. А воспитателю дарю небольшой сувенир, оберег с якутскими узорами. Спасибо вам, что посетили нашу Республику Саха (Якутия).
- А нам пора возвращаться. Завели моторы. Полетели. (сюжетно-ролевая игра "Самолет", дети возвращаются в группу)
Уважаемые коллеги! Спасибо за внимание!