Шевцова Елена Александровна
Презентация «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкального воспитания» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Позвольте представить Вашему вниманию мою работу, тема которой: «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкального воспитания»
2.
Публикация «Презентация „Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкального воспитания“ Видео» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Для начала обратимся к выбору темы, почему была выбрана именно эта тема «гражданско-патриотическое воспитание»? это связано с тем, что на сегодняшний день это крайне актуальная проблема, которая обсуждается не только в рамках ДОУ, школы… она также серьезно обсуждается и прорабатывается на уровне государства.
30 декабря 2015 года правительство РФ утвердило государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Данная программа ориентирована на всё население РФ, но наибольшее внимание в ней следует уделять подрастающему поколению. Хочу процитировать слова В. В. Путина, который говорил о важности воспитания именно подрастающего поколения:
«От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке. Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм»
3.
Цели программы:
«Цель гражданского воспитания – формирование в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющая человеку выполнять свои обязанности по отношению к государству и уважительно относиться к другим гражданам.
Цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы привить любовь к своей Родине, достойно служить ей, сформировать бережное отношение к истории Отечества, культурному наследию, обычаям и традициям своего народа, города, семьи».
Гражданское и патриотическое воспитание составная часть системы воспитания личности, в том числе и в системе ДОУ.
4.
Так как, я работаю музыкальным руководителем, то я бы хотела поговорить о роли музыки в гражданско-патриотическом воспитании.
Какой же вклад мы можем внести в этот процесс в детском саду, в частности, на музыкальных занятиях?
5.
Серьезную помощь в патриотическом воспитании оказывает музыка. Особая тема бесед на музыкальных занятиях - тема Родины. Есть такие музыкальные произведения, которые помогают воспитывать у детей интерес к армии, вызывают чувство восхищения героями, желание подражать им, знакомят с военной службой в мирное время, формируют представления о воинском долге. В своей работе я использую такие произведения:
6. Конечно же – это не полный перечень, в основном я указала произведения, над которыми мы работали в последнее время и разучивае сейчас в предверии праздника Великой Победы
1. «Мы пока что дошколята» З. Роот
2. «Идет солдат по городу» В. Шаинский
3. «Наша армия сильна» А. Филиппенко
4. «Как собрался я друзья во солдаты» муз. народная, слова Д. Бедного 1918 г. (сегодня мы исполним эту песню для вас)
5. «Попурри День Победы
6. «Победный марш» Е. Никоновой
7. «Гимн РФ» муз. С. Александрова. - обязателен к разучиванию детьми, как правило исполняем в День народного единства. Дети подготовительной группы способны разучить слова и исполнить гимн нашей страны, но этому предшествует многократное слушание гимна. В своей работе с детьми среднего и старшего возраста ставлю перед собой цель, узнавания детьми мелодии гимна.
7.
Также я разучиваю с детьми танцы с использованием патриотической музыки :
1. Танец «Яблочко»
2. Танец на мелодию песни «Граница» Л. Агутина
3. Перестроения под музыку маршей
4. Шествия с флажками
5. Танец на мелодию песни «КАтюша» М. Блантер
6. Танец на мелодию песни «Смуглянка» А. Новикова
7. Танец на мелодию песни «А закаты алые» этот танец мы сегодня исполним. Хочу немного рассказать об идее исполнения данного танца. Во-первых, необходимо отметить, что праздник День Победы календарно находится на конец учебного года. Иногда, бывает так, что к концу учебного года дети устают, снижается концентрация внимания. Я считаю, что не надо постоянно требовать с них исполнения сложных танцевальных движений и ритмических рисунков. Как вариант, можно брать танец, более легкий по исполнению, но красочный, с учетом использования каких-либо предметов. Обычно, детям очень нравятся такие танцы и, как правило, после такого «своеобразного отдыха», ребята быстрее и легче включаются в изучение других танцев, более сложных по содержанию. В данном танце, мы используем алую шифоновую ткань размером 1,5 * 1,5 м. Совсем скоро вы его увидите.
Говоря о предметах в танце, могу порекомендовать бюджетные, но очень эффектные гимнастические ленты, выполненные своими руками. Используя всего два легких движения: змейка и спираль, получаются очень красочные танцы. Дети приходят в неописуемый восторг, когда начинают танцевать с лентами. Такой вывод я сделала исходя из личного опыта.
Вернемся к гражданско-патриотическому воспитанию.
8.
Всю работу в направлении ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ я провожу по основной образовательной программе дошкольного воспитания и рабочей программе.
Итак, всю работу можно разбить на три блока:
а) знакомство детей с произведениями русских классиков;
б) музыкальный фольклор;
в) творчество современных композиторов пишущих для детей (так называемая детская музыка).
Рассмотрим каждый блок отдельно.
9.
Русская музыкальная классика – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков.
Приучаю ребенка к классике нужно постепенно и начинаю как можно раньше. Эта музыка звучит практически на каждом занятии, начиная с групп раннего возраста, в разных видах музыкальной деятельности. В программе отобраны те музыкальные произведения, которые доступны пониманию ребенка определенного возраста.
Эта музыка звучит как фон, не акцентирую внимание детей на названии произведения и фамилии композитора.
10
Музыкальный фольклор. Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с русским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора.
Принципы работы: слушание и исполнение доступных по возрасту песен.
Воспитание любви к своему народу, гордости за свою страну сочетается формированием доброжелательного отношения к культуре других народов. С этой целью включаю в детский репертуар фольклорные произведения других народов (армянскую, татарскую, украинскую, белорусскую музыку).
11
Третий блок работы – творчество современных композиторов, пишущих для детей. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т. д.
В детском саду проводится множество праздников, но хочется выделить именно те, которые относятся к патриотическому воспитанию. Это 9 Мая – День Победы, День защитников Отечества, День матери, Международный женский день, Масленица, а также народные праздники и развлечения.
Одной из задач нравственно - патриотического воспитания детей является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – воинам Российской армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Дети с удовольствием исполняют такие песни, выполняют различные перестроения, с большим желанием исполняют различные танцевальные движения, осваивают танцы с предметами (ленты, шары, флажки).
Отдельно хочу отметить, скажем, так, «совсем современные песни» : это те песни, которые дети слышат с экранов телевизоров в детских передачах. Там тоже есть много интересной музыки, правда приходится самостоятельно подбирать ноты к произведениям. Например, на выпускной мы взяли песню, услышанную мной в передаче «Город ангел бэби». Эта песня помогает выучить ребятам русский алфавит в доступной форме. Сразу родилась идея, что в качестве персонажа к ребятам придет букварь, который и обучит детей.
12
Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему его миру.
13-21
Особое внимание хочется уделить праздничным мероприятиям, поскольку именно праздник вызывает у ребенка максимальный эмоциональный отклик. Готовясь к праздничному мероприятию, дети разучивают песни, стихи, танцы, узнают много нового о своей стране, малой Родине, природе, о людях разных национальностях. Такая работа расширяет кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
22-26
Какую-либо дополнительную информацию ребята могут получить в ходе праздничного мероприятия посредством тематических игр
Родители также принимают участие в играх
27
Также очень много интересного может ребятам рассказать персонаж, пришедший на праздничный утренник. Например, 12 апреля в день космонавтики к нам приходил робот, который рассказывал ребятам о космосе, о полете первого космонавта Юрия Гагарина. Также, наш робот поиграл с ребятами в космические игры.
28
Особое воздействие на детей оказывает выступление на таких мероприятиях муниципального уровня как:
29
День матери. Воспитанники детского сада «Солнышко» принимали участие в концерте, посвященному «Дню матери», который проходил в доме культуры п. г. т. Шумячи.
30
День вывода войск из Афганистана (15 февраля 1989 года). Помимо тематических садовских песен, мы с ребятами разучили песню «Бой гремел в окрестностях Кабула». Эта песня конечно же уже для взрослых, но по смысловому содержанию и диапазону она была доступна для детей. Дети узнали столицу Афганистана, узнали что эта война длилась долгих 10 лет. На войне погибло около 14 000 солдат, это больше, чем во всем Шумячском районе.
31-32
Ежегодно дети детского сада «Солнышко» провожают призывников в армию и готовят для них небольшой концерт.
33
После праздничного утренника, посвященному Дню Победы ребята возлагают цветы в сквере памяти.
34
Воспитанники детского сада «Солнышко» постоянные участники городских, областных и всероссийских мероприятий, творческих конкурсов. участие в конкурсе – это прекрасный способ раскрытия творческого потенциала дошкольников и возможность проявить творческую активность.
Для меня участие в конкурсах – это возможность показать и оценить свои профессиональные качества.
35
В воспитательно-образовательной деятельности я активно использую инновационные формы работы :
-это проектная деятельность – мною разработаны и реализованы проекты «День Защитника Отечества», «Реконструкция событий 2-ой мировой войны»;
-это информационно-компьютерные технологии - создаю и использую мультимедийные презентации и на занятиях и при проведении развлечений и праздников;
- это интеграция образовательных областей, активно взаимодействую с воспитателями, руководителем изо, учителем-логопедом. физ. работником
36-39
В заключении, я хочу сказать, что приобщая детей
к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство нравственности и патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
40 Спасибо за внимание