Валентина Фон
Презентация цикла игр по формированию навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В окружающей среде ребёнок постоянно сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. Но, по своему содержанию, пространственные представления являются одними из наиболее сложных для детей дошкольного возраста. Для ребёнка трудно не само ориентирование, а именно умение объяснить - где что находится, как расположен предмет, куда надо двигаться. При этом дошкольнику важно знать не только само направление или расположение, а и словесное значение: слева, справа, сверху, снизу, спереди, сзади, слева, справа, в центре, над, под, между и т. д.
Публикация «Презентация цикла игр по формированию навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Знания о пространстве и навыки ориентации просто необходимы детям для учебной деятельности в школе. Овладение пространственным восприятием и представлениями также повышает качество познавательной, продуктивно-творческой, трудовой деятельности, способствует совершенствованию сенсорных и интеллектуальны способностей.
Я работаю по этому направлению с детьми не только в процессе непосредственно образовательной деятельности. Так в летний период в нашей группе реализовывался проект «Вправо, влево и вперёд, или всё наоборот». Реализация этого проекта проходила через системы игр. Некоторые из них я вам представлю.
Для овладения детьми пространственной ориентацией я использовала пособие «Расскажи, что где находится». Здесь даны картинки, по которым ребёнок может рассказать о местоположении тех или иных предметов.
Также для формирования у детей представлений о месте расположении можно использовать карточки с геометрическими фигурами. Важно научить ребёнка использовать в своей речи слова - предлоги. Для этого я использую игру «Короткие слова».
Для закрепления умения различать правую и левую руку я использую различные пособия. Например, «Кто куда едет». Для работы с детьми я активно применяю пособие «Левое - правое». Здесь очень много разных интересных заданий. Одно из них я предлагаю вам в качестве практической работы (правая - левая рука). Очень сложное, но интересное задание «Обед рыбаков».
Для развития умения передвигаться в заданном направлении, я применяю игры «Куда пойдут животные», где надо с помощью стрелочек определить путь движения. Ещё одно интересное пособие с игровыми полями. В нём используются картинки с персонажами и направлениями движения. Ребёнок выбирает себе маршрут и строит его с помощью карточек. Для этой цели я предлагаю детям разные виды лабиринтов.
Для развития умения определять положение предмета по отношению к другому предмету, я использую такие игры, как «Верх, вниз, вправо, влево». Я предлагаю вам одно из таких заданий: необходимо раскрасить геометрические фигуры так, чтобы одна из них была впереди, а другая сзади.
Для формирования умения устанавливать причинно - следственные связи очень актуальны игры «Что сначала, что потом», «Расставь в комнате предметы».
Для обучения детей умению пользоваться в речи терминами, обозначающими пространственные отношения я использую различные словесные игры «Наоборот», «Дополни предложение». Дополнением к ним могут стать игры на наглядной основе «Придумай предложение», «Парные картинки».
Для будущих школьников важно умение ориентироваться на листе. Для формирования этого умения я предлагаю детям интересные игры: «Объяснялки» (ребёнку необходимо назвать в каком углу находится предмет, «Найди недостающую фигуру». Более сложным заданием для детей могут стать «Зрительные диктанты». Они могут быть самими разными. Например, создание узора из геометрических фигур (красный треугольник положи в верхний левый угол, синий треугольник - в нижний левый угол и т. д.). Ещё один из зрительных диктантов я предлагаю выполнить вам. Поставьте точку чуть ниже центра листа в клетку. Отсчитайте две клетки вправо, поставьте точку и соедините её с предыдущей, далее мы будем соединять все последующие точки друг за другом. Отсчитайте одну клетку вверх, соедините. Три клетки вправо, затем три клетки вверх, одну клетку влево, две клетки вверх, одну клетку влево, две клетки вверх, одну влево. Затем снова две клетки вверх, две клетки влево. Далее отсчитываем две клетки вниз, одну клетку влево, снова две клетки вниз, одну клетку влево. Снова две клетки отсчитываем вниз, одну влево, три клетки вниз, три клетки вправо, одну вниз. Получилась ёлочка.
Большинство из игр решают несколько задач. Например, игра «Что на полках в магазине» - это и определение местоположения предмета (на верхней полке, нижней полке, определение левой и правой стороны (что находится левее, правее). Такие же задачи мы можем решать и в игре «Рассели соседей».
Для формирования у детей умения ориентироваться в пространстве я использую такие пособия, как «Альбом по развитию пространственной ориентации у дошкольников и младших школьников» Т. А. Павловой, «Учусь ориентироваться», «Правое - левое» и другие.
Все эти игры помогают мне сформировать у детей стойкие навыки ориентировки в пространстве. И я уверена, что эти навыки помогут моим выпускникам не только для успешного обучения в школе, но и на протяжении всей их жизни.