Олеся Захаренко
Картотека дидактических ситуаций по формированию навыков эффективного взаимодействия друг с другом детей старшего дошкольного
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила информацию воспитатель :
Захаренко Олеся Александровна
Игры и упражнения на формирование невербального взаимодействие и эмоциональной выразительности:
1. «Руки танцуют»
Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.
Ход: Игровое упражнение выполняется в парах. Дети выбирают себе партнёра. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант — указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку;
2. «Воздушные шарики»
Темочки:
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Ход: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики.
Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили?
Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
3. «Удержи предмет»
Цель: развивать способность к согласованности действий с партнером.
Ход: Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Детям предлагается удержать листок бумаги лбами (надувной шар - животами, мяч - плечами, надувной шар – щёками, надувной шар - спиной) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет;
4.«Слепой танец»
Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями».
Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами;
5. «Рисунок на спине»
Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ, взаимодействие детей друг с другом.
Ход: Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т. д.). Партнер должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами;
6. «Насос и мяч»
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями;
7. «Как говорят части тела»
Цель: учить невербальными способам общения.
Ход: Даются ребенку разные задания. Покажи:
— как говорят плечи «Я не знаю»;
— как говорит палец «Иди сюда»;
— как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»;
— как говорит голова «Да» и «Нет»;
— как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания».
Остальные дети должны отгадать, какие задания я давала детям;
8. «Зоопарк»
Цель: развитие невербальных способов общения.
Ход: Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Даётся 2—3 минуты для того, чтобы дети вошли в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т. д. Остальные дети угадывают это животное;
9. «Здороваемся без слов»
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении, взаимодействие детей друг с другом.
Ход: Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т. д.).
Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия;
10. «Ручеек»
Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
Ход: Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнера. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеек и ищет себе пару и т. д.
11. «Опиши друга»
Цель: развивать зрительную память, связную речь, эмпатию, групповую сплоченность.
Ход: Дети разбиваются по парам.
1-й вариант: один ребенок смотрит в бинокль и описывает товарища,
2-й вариант: в течение 2—3 секунд дети смотрят друг на друга, затем поворачиваются спиной и описывают друг друга;
12. «Испорченный телефон»
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Ход: Дети выбирают согласованно ведущего. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон» ;
13. «Смена ритмов»
Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре. Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре. Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, 1 хлопает все реже, считает все тише и медленнее.
Дидактических ситуаций по формированию навыков эффективного взаимодействия друг с другом детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи:
1. «Как поделится игрушками?»
Цель: учить детей разрешать конфликты, учить договариваться и находить компромисс.
Воспитатель предлагает для проигрывания ситуацию : Вася и Петя играют вместе. У Пети есть красивая машина. Вася тоже хочет ей играть, поэтому забирает ее у Пети. Как поступить Пете? Как поступить Васе? ;
2. «Как мы выберем ведущего?»
Цель: учить развитию согласованности действий, умение выбрать ведущего.
Воспитатель предлагает для проигрывания ситуацию : дети решили поиграть в игру, но им нужно выбрать ведущего. Все дети хотят быть ведущими. Как можно выбрать ведущего? Каким способом ещё можно выбрать ведущего? ;
3. «Новенький»
Цель: развивать умение присоединиться к коллективу и играющим детям, развитие коммуникативных навыков.
Воспитатель предлагает для проигрывания ситуацию : в детский сад пришел новенький. Его зовут Кирилл. Кирилл боится общаться и не идёт первый на контакт. Как ты поступишь в такой ситуации? Как ты познакомишься с мальчиком? Что можно предложить мальчику, чтобы он почувствовал себя спокойно.
4. «Что ты посоветуешь младшему брату (сестре)»
Цель: обучать выходу из конфликтных ситуаций.
Воспитатель предлагает для проигрывания ситуацию : твой (ая) младший (ая) брат (сестра) пролила (а) краски на твою любимую книжку.
Что ты скажешь своему (ей) брату (сестре?
Воспитатель фиксирует внимание на позитивных вариантах разрешения конфликтной ситуации;
5. «Помоги девочке»
Цель: учить присоединиться к играющим детям.
Воспитатель предлагает для проигрывания следующую ситуацию : дети играют в игры с правилами, девочка Маша не знает правил игры, но очень хочет поиграть с детьми вместе в эту игру. Что ты сделаешь в данной ситуации? Что ты предложишь девочке?
6. «Обижают твою подругу»
Цель: обучать элементам посредничества в разрешении конфликтных ситуаций. Воспитатель предлагает для проигрывания следующую ситуацию : ты наблюдаешь, как твою подругу обижают. Что ты сделаешь? ;
7. «Мальчик и девочка»
Цель: обучать навыку извинятся перед сверстником.
Воспитатель предлагает для проигрывания следующую ситуацию : мальчик и девочка боролись перед обедом за место за столом, в результате чего была разбита тарелка. Как быть? Что нужно сделать? ;
8. «Играем вместе»
Цель: обучение поиску решений конфликтных ситуаций в игровой деятельности. Воспитатель предлагает для проигрывания ситуацию : мальчики очень любят играть в машинки. Но случилось так, что у одного мальчика машина потерялась. Что может быть? Что делать? Как ты поступишь в этой ситуации? Что ты предложишь мальчикам?